Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов, в процессе выступлений на совещаниях, конференциях, заседаниях кафедры иностранных языков, научно-методических семинарах Таганрогского государственного педагогического институтана заседаниях кафедры педагогики и психологии Ростовского государственного педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы исследования духовно -ф^ эстетического развития студентов
    • 1. 1. Духовно-эстетическая культура человека: сущность феномена и содержание понятия
    • 1. 2. Творчество человека как психологический механизм духовно -эстетического развития студентов
    • 1. 3. Концепции эстетического воспитания в историкокультурологическом ракурсе педагогической науки
  • Выводы
  • Глава 2. Содержание и организация педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе ^ изучения иностранного языка
    • 2. 1. Педагогические возможности иностранного языка в процессе развития духовно-эстетической культуры студентов
    • 2. 2. Теоретическое обоснование модели развития духовно -эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного 93 языка
    • 2. 3. Организация педагогической системы развития духовно эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка
  • Выводы

Педагогические условия развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность представленной темы обусловлена потребностью общества в расширении воспитательной практики, поскольку трансформация всех сторон жизни особенно болезненно отразилась на духовной сфере существования человека. Духовный вакуум, возникший в России в постсоветском периоде, стал быстро заполняться массовой культурой, что привело к тому, что в начале XXI века во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностей. Такая ситуация является весьма тревожным симптомом для всех социальных институтов, которые должны не только отслеживать ее состояние, но и преодолевать ее последствия на основе культурных традиций, духовных ценностей и организации социально-культурной деятельности молодежи. Таким образом, воспитание студентов в учебно-воспитательном процессе становится актуальной общественной и образовательной потребностью.

В то же время ученые (Т.И. Власова, Н. Д. Никандров, Э. Тоффлер и др.) отмечают, что признаком динамической смены аксиосферы общества, является столкновение общественных стереотипов с инновационными представлениями, включающими в себя знания из различных сфер жизни. В условиях цивилизации и технократической культуры человек постепенно теряет доверие к предметному и природному миру1. Кризис гуманитарности выражается в утрате человеческой духовности, определенности смысловых установок, глубина которых для общества обнаруживается при переходе от одной аксиосферы к другой. Поскольку в современном мире доминируют тенденции глобальной унификации всех сторон жизнедеятельности человека, это входит в противоречие с субъективными переживаниями смысла индивидуальной экзистенции, что особенно остро ощущается в молодежной среде. Ответом на вызов времени стал Гражданский форум (Москва, 21−22 ноября 2001 года), на котором был сформулирован социальный заказ, ориентирующий современное.

1 Власова Т. И. Духовно ориентированная модель современного воспитания //Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: Тезисы участников и программа летней научной школы — Тверь, 2005, С.29−31. образование на подготовку сознательной, творческой личности, способной и готовой выполнить свой общественный долг, обладающей активной социальной позицией. Однако кризисные явления в духовной сфере привели к общему снижению уровня культуры студенческой молодежи.

Особую роль в гармонизации общества играет эстетическая культура в качестве духовной основы творческой самореализации личности. В связи с этим возникает потребность в том, чтобы в образовательные приоритеты были включены ценности духовно-эстетической культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) подчеркивается необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, «.формирования человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Развитие духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределение в социуме и гармонизация должны стать ориентирами для современного высшего образования, что будет способствовать преодолению гуманитарного кризиса. Развитие же духовно-эстетической культуры личности является одним из направлений, которое в сложившихся условиях сможет реализовать социально-культурные задачи.

Возникла потребность в поиске новых педагогических технологий, способных инициировать духовно-эстетическое развитие личности. Для интеграции духовной и эстетической культуры в педагогике, на наш взгляд, сегодня уже сложились достаточные предпосылки. В научных источниках неоднократно употребляются такие понятия, как «спектр духовно-эстетических ценностей», «духовно-эстетическая потребность», «духовно-эстетическое состояние» и другие (Б.Т. Лихачёв, JI.C. Выготский). В рамках педагогического процесса соединяются два подхода: с одной стороны, воспитание духовности студентов направлено на становление системы экзистенциональных ценностей, на овладение личностью подлинным смыслом жизни (Т.И. Власова, В.И. Слободчиков). С другой стороны, эстетическое воспитание способствует гармоничному развитию человека, обогащению его восприятий, чувств, осуществляет эмоциональную регуляцию личности, благодаря чему происходит, по мнению ученых.

Б.М. Неменский, Б.П. Юсов), усвоение общечеловеческих идеалов, системы ценностных норм. Усиление эмоционального начала в человеке гармонизирует его отношения с обществом, способствует изменению мотивационного отношения личности к самой себе, другим людям, действительности. На наш взгляд, такое сближение духовности человека и его эстетической культуры может стать конструктивной идеей в поиске новых социально-культурных и педагогических технологий развития студенческой молодежи.

В условиях высшей школы эта проблема приобретает особую актуальность, поскольку период обучения в вузе является важнейшим этапом персо-нализации студентов, обретения ими уникального самобытия, реального авторства в творческой и образовательной деятельности. В то же время педагогическая система вуза в основном реализует узко профессиональные задачи, которые лишь частично решают проблему личностного развития. В таких условиях будущий специалист не способен, как правило, на гармоничную интеграцию не только в профессию, но и в общество в целом. Духовно-эстетическая культура, гармонизирующая внутренний мир личности, может стать культурным механизмом и педагогическим средством профессионального развития будущих специалистов посредством активизации креативных способностей студентов.

В традициях отечественной педагогики (Б.М. Неменский, Б. П. Юсов и др.) основным педагогическим средством эстетического развития личности является ее художественная деятельность, реализующаяся в процессе постижения изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры и других эстетически ориентированных учебных курсов. Данный список целесообразно дополнить предметами общекультурного блока, которые изучают студенты в качестве базового блока во всех без исключения высших учебных заведениях. Данное обстоятельство становится условием для реализации задач по гармоничному развитию студентов. Речь идет о необходимости использования духовного потенциала предметов гуманитарно социологической направленности. Особую роль, на наш взгляд, играет иностранный язык. Именно язык является выразителем самобытности культуры. С помощью иностранного языка можно познать то, что познать адекватно и своевременно на родном языке не всегда удается, поскольку иностранный язык является хранителем другой культуры, оказывает неоценимую услугу родному языку и национальной культуре, рельефно усиливая культурную идентификацию личности, раскрывая ей свой и другой мир. Можно сказать, что иностранный язык «делает человека дважды человеком». Неслучайно в отечественной педагогике стало разрабатываться понятие «вторичная языковая личность» (Е.Ю. Богат-ская)2. В то же время традиционно в научных исследованиях иностранный язык как учебный предмет рассматривается в качестве средства развития коммуникативной компетентности студентов, что, по нашему мнению, сужает его потенциальные социокультурные возможности.

Таким образом, были выявлены противоречия между:

— потребностью человека в духовном развитии и гуманитарным кризисом современного российского общества, отрицательно воздействующим на социально-культурную самореализацию личности;

— направленностью социального заказа на социокультурное и гражданское развитие студентов и состоянием учебно-воспитательной деятельности в вузах, реализующих, как правило, узко профессиональные задачи;

— потребностью студентов в гармоничном, духовном и эстетическом развитии и неадекватностью педагогических средств, используемых в этом процессе, а также сужением роли и духовного потенциала иностранного языка как учебного предмета.

Степень научной разработанности темы. Анализ научных источников показал, что традиционно духовное и эстетическое развитие человека рассматриваются как два самостоятельные направления. Исследованию сущности, особенностей духовного развития посвящены работы Т. И. Власовой, В. И. Ду.

Богатская Е. Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности (на материале иностранного языка). Дисс.канд.пед.наук. — Ростов/н/Д., 2005. динок, Г. Э. Бурбулиса, В. В. Картовой, С. Б. Крымского, А. Ф. Никитина, И. В. Силуяновой. Значительный вклад в изучение психологических механизмов творческого развития личности внесли отечественные психологи Б. Г. Ананьев, Д. Б Богоявленская, J1.C. Выготский, И. С. Кон, В. А. Петровский, Я. А. Пономарев, В. И. Слободчиков и другие.

Эстетическое развитие как действенное средство формирования личности человека рассматривается в работах A.II. Бурова, М. В. Бусол, И. Ф. Гончарова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, H. JI Лейзерова, В. Н. Липского, Б. Т. Лихачева, М. Ф. Овсянникова, А. Н. Семашко, Л. Н. Столовича, А. В. Толстых. Особое внимание ученые уделили интеграционным возможностям эстетического воспитания, поскольку оно своими средствами способно выполнять задачи всех видов воспитания.

Значительный объем научных исследований относительно проблемы возможностей иностранного языка в учебном процессе высшей школы позволяет выделить их педагогический дискурс, который рассматривает язык в качестве условия, средства, механизма формирования коммуникативной компетентности личности (Е.И. Пассов, B.C. Цетлин, И. В. Щерба и др.). Изучению особенностей родного языка и его роли в процессе обучения и духовного развития посвящены работы отечественных педагогов Д. С. Лихачёва, К. Д. Ушинского.

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, ученые теоретически разъединяют понятия «духовное» и «эстетическое развитие человека" — с другой стороны, обосновывают их как синонимичные. Данное научное ограничение не способствует, на наш взгляд, выявлению педагогического потенциала духовно-эстетического развития студентов, которое может стать условием их социокультурного развития.

Малоизученным представляется также понятие «духовно-эстетическая культура личности», его содержание и особенности использования в педагогической деятельности в условиях вуза. Научного решения требуют такие стороны проблемы, как определение педагогических возможностей иностранного языка в развитии духовно-эстетической культуры, изучение особенностей его влияния на студенческую молодежь, выявление критериев, методов, форм, условий, обеспечивающих эффективность процесса развития духовно — эстетической культуры студентов.

Педагогические технологии, используемые сегодня в высшей школе, слабо ориентированы на развитие духовно-эстетической культуры студенчества, что также является нерешенной проблемой в научных исследованиях. В результате из стен вуза выходят специалисты, имеющие недостаточно высокий уровень и духовной, и эстетической культуры.

Таким образом, можно выделить основное противоречие между современными требованиями общества, социальным заказом на воспитание активной, сознательной, творческой личности и реально функционирующей образовательно-воспитательной системой, традиционные формы и методы организации которой мало способствуют развитию духовно-эстетической культуры студентов и реализации индивидуального творческого потенциала.

Обнаруженные противоречия и недостаточная научная разработанность выявили проблему, которая сформулирована в теме исследования «Педагогические условия развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка».

Объектом исследования является система развития духовно — эстетической культуры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

Предмет исследования: содержание и организация педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования: эффективность развития духовно — эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка зависит от следующих педагогических условий:

• интеграции эстетических, психолого-педагогических и культурологических знаний, обеспечивающей становление духовно-ценностного основания процесса гармонизации личности в учебно-воспитательном процессе;

• актуализации духовного потенциала содержания учебных предметов, в частности иностранного языка, за счет изучения шедевров художественной литературы зарубежных и отечественных авторов, а также произведений искусства, способствующей культурной идентификации студентов;

• учета индивидуально-личностных особенностей студентов, расширяющего их креативные и художественные способности в процессе изучения иностранного языка;

• обоснования и разработки модели педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка, экспериментальное внедрение которой обеспечивается авторским спецкурсом и адекватными технологиями.

Цель исследования — обоснование и разработка педагогических условий, влияющих на эффективность системы развития духовно — эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка — конкретизируется в следующих задачах:

1. Выявить теоретико-методологические основания системы развития духовно-эстетической культуры.

2. Определить духовный потенциал иностранного языка, его педагогические функции в культурной идентификации студентов.

3. Обосновать содержание педагогической системы развития духовноэстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка и разработать ее теоретическую модель.

4. Разработать уровни и критерии для оценки духовно-эстетической культуры студентов на основе изучения динамики ее развития в условиях экспериментального апробирования авторского спецкурса и обеспеченного адекватными технологиями.

Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция культурно-исторического развития личности (JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, Р. Шведер, М. Коуэл) — духовно ориентированная парадигма воспитания и антропологический подход (Т.И. Власова, В.И. Слободчиков) — концепции эстетического воспитания и образования (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) — коммуникативные концепции изучения иностранного языка (И.Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, Е.И. Пассов) — культурологический подход к образованию (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская).

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделированиеэмпирические — наблюдение, анкетирование, тестирование, экспериментспециальные методыобобщение педагогического опыта, изучение творческих работ студентов.

Организация исследования. Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2002 года по 2005 год и включала:

1. Поисково-теоретический этап, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, языковедческой литературы, изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап. Разрабатывалась педагогическая технология развития духовно-эстетической воспитанности личности студентов средствами иностранного языка. В ходе констатирующего этапа эксперимента уточнялись задачи исследования, а в ходе развивающего — проверялась гипотеза, апробировался спецкурс «Духовно — эстетическая культура личности и пространство иноязычной культуры», обрабатывался эмпирический материал.

3. Теоретико-обобщающий этап позволил осуществить анализ, систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнить теоретические положения, откорректировать выводы, разработать учебно-методические рекомендации, оформить результаты исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали Волгодонский филиал Ростовского государственного педагогического университета (группы студентов 1−2 курсов факультета «Психология и педагогика», 1−2 курсов факультета «Физическое воспитание»), Волгодонский филиал Таганрогского государственного педагогического университета (студенты 1−2 курса очного отделения факультета «Социальная педагогика»). Общее количество респондентов составило 307 человек.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы, оценкой полученных в ходе эксперимента результатов различными взаимопроверяе-мыми методами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-эстетическая культура студента — это развивающаяся духовно — ценностная система, определяющая становление его эстетических качеств и гармоничное включение в мир социальных отношений, активизирующая потребность в творческом созидании своей жизни, совершенствовании себя и окружающего мира в соответствии с идеалами Истины, Красоты и Добра.

2. Духовный потенциал иностранного языка, как учебного предмета, реализуется в функциях преподавания: одухотворения, наполняющего процесс познания студентами способов межкультурной коммуникации «живыми» смыслами иноязычной культурыэстетизаг^ии, осуществляющего соответствие между внешним оформлением межкультурной коммуникации студентов и внутренней гармонией, присущей «языкам» общениягармонизации, направленной на разрешение противоречия между семантическим состоянием сознания (родной язык) и смысловым оформлением речи (иностранный язык) и в функции художественного проникновения в иноязычную культуру, позволяющей раскрывать замысел авторов произведений и потенциальные креативные способности студентов.

3. Модель педагогической системы развития духовно — эстетической культуры студентов и содержание ее компонентов включает целеполаганиегармонизацию внутреннего мира студентов, направленную на реализацию эстетически оформленной межличностной коммуникации в пространстве иноязычной культуры, конкретизированную в задачах и реализующуюся в духовно — аксиологическом компоненте, результатом которого является культурная самоидентификация студентов на ценностно-смысловой личностной основев духовно — когнитивном компоненте, результатом которого становится достижение соответствия между содержанием и формой межкультурной коммуникации студентов, в духовно — индивидуально — развивающем компоненте, результатом которого является развитие новых (иноязычных) паттернов сознания студентов посредством их семантической гармонизации, а также в духовно — креативном компоненте, развивающий творческие способности посредством языкового погружения и ролевого «проживания» иноязычной культуры.

4. Критерии развития духовно-эстетической культуры и ее показатели определены на основе целостного подхода:

— художественно — креативный уровень проявляется в индивидуальноэстетических показателях (сбалансированность между рациональной и эмоционально — чувственной сферами, активность в художественном преобразовании действительности;

— эмоционально — восприимчивый уровень проявляется в эмоционально-эстетических показателях (глубина эмоционального проникновения во все сферы жизни, эмоционально — чувственное отношение к миру);

— когнитивно — аксиологический уровень проявляется в эстетически рациональной позиции (устойчивый развитый способ отношения к миру, невостребованность эстетических эмоций);

— телесно — природный уровень проявляется в эстетически нейтральных показателях (слабо развитая эмоционально — чувственная сфера, эстетическая закрытость, ограниченность).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• уточнено понятие «духовно-эстетическая культура». Духовно — эстетическая культура — это универсальный человеческий способ существования, направленный на достижение индивидуального «универсума» (В .И. Слободчи-ков), проявляющийся в единстве нравственных интенций сознания и внешних эстетически оформленных эмоций, переживаний, чувств и мыслей, реализующийся посредством художественной деятельности и развивающий креативность личности.

• обоснована взаимосвязь между функциями преподавания иностранного языка, принципами отбора его содержания (лингвокультурологический, лин-гвоэстетический, лингвосенсорный, лингвокреативный) и компонентами педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов.

• разработана теоретическая модель развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка на основе комплексного и духовно ориентированного подходов.

• выявлена взаимосвязь критериев и уровней развития духовно — эстетической культуры и обоснованы педагогические условия, при которых развитие духовно-эстетической культуры студентов средствами иностранного языка, становится эффективным, а именно: интеграция эстетических, психолого-педагогических и культурологических знанийактуализация духовного потенциала содержания учебных предметов, включая авторский спецкурсдиагностика индивидуально-личностных особенностей студентов, позволяющая выявить их сенсорные, креативные и художественные способностидуховная ориентация методов и технологий обучения.

Практическая значимость исследования. Комплекс педагогических условий, методических рекомендаций позволил повысить уровень духовно-эстетической культуры студентов вуза. Апробированный авторский курс «Духовно — эстетическая культура личности и пространство иноязычной культуры», в котором представлены практические задания для самостоятельной работы, может быть использован в качестве дополнительного или специального курса на 1−2 годах обучения студентов, в процессе проведения семинарских и практических занятий при изучении базовых дисциплин гуманитарного цикла, а также как дополнительный материал для саморазвития и самообразования.

Результаты исследования могут быть использованы не только в воспита тельной практике высшей школы, но и в системе дополнительного образова ния, в системе повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов, в процессе выступлений на совещаниях, конференциях, заседаниях кафедры иностранных языков, научно-методических семинарах Таганрогского государственного педагогического институтана заседаниях кафедры педагогики и психологии Ростовского государственного педагогического университетарегиональных научно-практических конференциях «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004), «Проблемы модернизации высшего педагогического образования в России» (Волгодонск, май 2004), «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Ростов-на-Дону, май 2005), «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» (Таганрог, 2005), «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» (Пятигорск, 2005), «Проблемы модернизации высшего образования в России» (Волгодонск, 2005) и др. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заклю чения, списка литературы (общее количество — 107 источников) и 3 приложе ний. Общий объем работы составляет 154 страницы машинописного текста. Ра бота содержит 4 рисунка, 5 таблиц, 1 схему.

Выводы ко второй главе:

При проектировании педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка был определен ее открытый характер, поскольку она не только испытывает на себе влияние социума, но и представляет собой культурное пространство функционирования языковой среды.

Было выявлено отличие личностно-ориентированной концепции образования от духовно ориентированного подхода по проблеме эстетического воспитания. Оно заключается в том, что в первой оно выстраивается по законам внешнего отражения объективного в форме прекрасного, во второй — результативность воспитания зависит от опоры, в первую очередь, на внутреннюю гармонию души человека, которая является универсальным способом его существования, приводя к духовному совершенствованию, как окружающего мира, так и самого себя.

Анализ программ по иностранному языку показал, что его изучение в неязыковом вузе направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, компенсаторной и учебно-познавательной компетентностей. В то же время одним из недостатков программы является их абстрактный характер, и, как правило, не уделяется должного внимания развитию духовной и эстетической культуры студентов. В этом отношении, как справедливо указывает Е. И. Пассов, «необходима переориентация образования со знание центрического на культуросообразное, которое сделает человека не только образованным (компетентным), но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность».

Были выявлены функции преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Внешнее оформление межкультурной коммуникации в про.

128 фессиональной сфере должно обладать всеми признаками законченной, правильной речи, выстроенной на основе внутренней гармонии, присущей языку общения. Следовательно, одной из функций преподавания иностранного языка студентам является его эстетизация.

Гармонизация внутреннего мира человека во многом зависит от адекватности его языкового развития и языкового окружения. Необходимо ориентировать процесс изучения иностранного языка на разрешение противоречия между семантическим состоянием сознания человека, базирующимся на паттернах родного языка, и смысловым оформлением речи (письменной и устной) на иностранном языке, обусловленным нелинейными процессами его познания, выражающими духовно-психологические новообразования сознания обучающегося. Следовательно, еще одной функцией преподавания является гармонизация языковых паттернов сознания обучающихся.

Функция — одухотворение, наполняющая процесс познания «живыми» смыслами иноязычной культуры, решает одну из сложных задач в изучаемом процессе. Таким образом, лингвокультурологический подход в обучении иностранному языку играет важную роль в развитии духовно-эстетической культуры студентов.

Все это может быть сформулировано в виде определенных задач:

— развитие ценностного отношения у студентов к овладению иностранным языком как к духовному и личностно-значимому компоненту образования;

— освоение языковых и речевых аспектов иностранного языка как средства взаимообмена культурно-историческим, ценностным, духовно-эстетическим, социально-бытовым и профессиональным опытом с представителями другой языковой общности;

— освоение опыта учебных действий, позволяющего студентам эффективно и самостоятельно осваивать различные языковые уровни в ходе обучения в вузе и в будущем;

— формирование субъектной позиции в учебной деятельности, развитие смыслотворчества, стимулирование самостоятельности в постановке целей.

129 изучения иностранного языка, поиске адекватных средств достижения этих целей;

— стимулирование психологической установки на самосовершенствование (критический анализ и реконструкция содержания собственных идеалов, ценностей, волевых качеств, способностей, черт характера, негативно влияющих на процесс изучения иностранного языка).

Были выделены следующие критерии духовно — эстетической культуры студентов на основе компонентов системы:

— духовное целеполагание в индивидуальном развитии,.

— гармония между внутренним состоянием человека и внешним миром,.

— креативность личности.

Нами был осуществлен поиск образовательных технологий в согласовании с духовным развитием и психовозрастными особенностями студенчества, среди которых развитие духовно — эстетическое культуры, ориентированное на Абсолютные ценности, на наш взгляд, призвано сыграть существенную роль, так как оно осуществляет двойное воздействие на развивающуюся личность, вовлекая в этот процесс, как разум, так и чувства человека.

Опытно — экспериментальная работа показала, что эффективность организации процесса развития духовно-эстетической культуры зависит от реализации следующих психолого — педагогических условий:

— интеграции психолого — педагогических и искусствоведческих, культурологических знаний, обеспечивающая развитие ценностного потенциала студентов, их творческую самореализацию;

— ориентации студентов на культуру народа страны изучаемого языка;

— обогащения знаний по искусству, культуре, архитектуре, традициям, обычаям Англии и России;

— использования разнообразных методов и форм обучения;

— опоры на эмоционально — чувственную, интеллектуальную сферы студентов, её индивидуальные и возрастные особенности.

— опоры на ведущую репрезентативную систему.

Заключение

.

В результате проведённого нами исследования была достигнута поставленная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении поставленных задач.

В разработке теоретических аспектов педагогической науки было выведено понятие «духовно — эстетическая культура».

Содержание духовно-эстетического образования обеспечило развитие у студентов стойких интересов к искусству, художественной литературе отечественных и зарубежных авторов, устойчивого отношения к культурному наследию, творческого самоопределения, личностному самоутверждению. Духовно — эстетическое развитие студентов с опорой на психолого-педагогическую, философскую, культурологическую, языковую основы должно стать неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов, так как оно позволяет в современных условиях развивать эстетическую культуру личности, способствует развитию эстетических чувств и эстетических ценностей, влияет на усвоение системы культурных и индивидуальных ценностей студентов. Основным средством духовно-эстетического развития выступили ценности страны изучаемого языка в сравнении с отечественными ценностями с ориентацией на Абсолютные Ценности, отраженные в традициях и обычаях, музыке, искусстве, художественной литературе.

Включение в содержание образовательного процесса произведений искусства, художественной литературы зарубежных авторов, имеющих эстетическое и духовно-нравственное содержание, знание специфики их средств воздействия на учащуюся молодёжь, соотнесённость тематического материала с духовным и эмоциональным опытом студентов содействуют развитию духовно-эстетической культуры студентов.

В качестве основного педагогического инструмента духовно-эстетического развития студентов выступают диагностические методики, развивающие диалоговые игры, проблемные ситуации.

В процессе исследования определены условия развития духовно-эстетического развития студентов.

Креативность, эстетическое содержание, эстетические ценности, эмоционально — чувственный критерии являются системообразующим компонентами духовно-эстетической культуры студентоввоздействие на эти компоненты и их развитие с учётом индивидуально-возрастных и духовно-психологических особенностей способствуют повышению уровня духовно-эстетической культуры студентов.

Разработанная модель развития духовно — эстетической культуры студентов средствами иностранного языка, предполагающая внедрение спецкурса «Духовно — эстетическая культура личности и пространство иноязычной культуры», активных методов и форм развития и обучения, отобранных с учётом их воздействия на каждый из компонентов духовно — эстетической культуры, возможностей внеучебной воспитательной работы, а также культуросообразной развивающей образовательно-воспитательной среды, позволяет активизировать способности, потребности и интересы каждого студента, ориентирует на Абсолютные ценности: Добро, Красота, Истина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев, 1990.
  2. Ю. Студент: возможности личностного роста //Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С.50 — 57.
  3. Антология гуманной педагогики. Зеньковский. М., 2000.
  4. Антропология гуманной педагогики. Зеньковский. М., 2000.
  5. М.М. Проблема речевых жанров. М., 1979.
  6. Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  7. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -М., 1991.
  8. А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографиче-ским методом проекций. Нижний Тагил, 1997.
  9. B.C. М.М. Бахтин или поэтика культуры. М., 1991. Ю. Богатская Е. Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности (на материале иностранного языка):
  10. Дисс.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2005.11 .Богомолова JI. А. и др. Проблемы эстетического воспитания подростков.-М., 1994.
  11. Д. Б. Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание// Педагогика. — 1998. -№ 3.-С. 36−43.
  12. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-на-Дону, 2000.
  13. Т. И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов М., 2002.
  14. Веремьев А. А Эстетическая культура личности // Искусство и образование. 2004. — № 3 (29). — С. 14 — 28.
  15. В. М. Зинченко В. П. Лурия А. Р. Психология восприятия. -М, 1973.
  16. Л.Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина B.C. Библера// Парадигма: Журнал межкультурной коммуникации. — 1998. — № 1: Электронный ресурс.: http:// res. krasu. ru.
  17. Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания //Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: Тезисы участников и программа летней научной школы. — Тверь, 2005.
  18. Т. И. Теоретико методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. — Ростов-на-Дону, 1999.
  19. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  20. Г. Философия духа. -М., 1977.
  21. Г. Сочинения: В 8 т. М., Л., 1934. — Т. 7.
  22. Г. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. — Т. 1.
  23. М., Ллойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001.
  24. И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  25. В. фон. Язык и философия культуры. -М., 1985.
  26. Я.В. Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников на основе лингводидактического подхода: Дисс. .канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2005.
  27. В.Н. Психология. СПб., 2000.
  28. И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  29. Закон РФ «Об образовании». -М., 2003.31 .Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-Париж, 1934.32.3ись А. Конфронтации в эстетике. Очерки о природе искусства. М., 1980.
  30. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  31. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. -М., 1993. -Т.1.
  32. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. -М., 1962. -Т.1.
  33. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. -М., 1964. Т.2.
  34. Идеи эстетического воспитания: Антология в двух томах. М., 1973. -Т 1.
  35. Идеи эстетического воспитания: Антология в двух томах. М., 1973. -Т. 2.
  36. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
  37. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
  38. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М, 1974.
  39. М. С. Морфология и искусство. Л., 1972.
  40. Е. В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. // Опыт разработки концепций воспитания: Часть 2. Ростов-на-Дону, 1993.
  41. Н. И., Лейзеров Н. Л. Сущность прекрасного. М., 1977.
  42. В.А. Проблема ценностей в творчестве: Автореф. дисс.. докт. философ, наук. -М., 1996.
  43. Н. А. История педагогики. М., 1974.
  44. М. Культурно историческая психология. — М., 1997.
  45. Л. Становление и развитие идеала гармоничной личности //Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 53 — 55.
  46. Г., Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988.
  47. Н. Б. Печко JL П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. -М. 1986.
  48. С. Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации //Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 12 — 25.
  49. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  50. В. А. Культура и человеческая целостность. Киев., 1984.
  51. Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико методологический анализ). М., 1983.
  52. Марков А. Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности// Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С.94 — 100.
  53. А.К., Орлова А. Б. Мотивация учения и её воспитание у школьников.-М., 1983.
  54. Э. И. Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования: Учебное пособие. М., 2002.
  55. Методическая школа Пассова. Концепция. М., 2003.
  56. Методологические проблемы эстетического воспитания: Сб. ст. -Свердловск. 1974.
  57. В.П. Видовая эстетика и синтез искусств. Киев, 1983.
  58. Педагогика искусства в школе. М., 1982.
  59. М. Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 1967): Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-М., 1989.
  60. Я.А. Психология творения. М., 1999.
  61. Проблемы эстетики. Сборник статей // Под. Ред. В. Ф. Берестнева. -М., 1958.
  62. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990.
  63. Проблемы эстетического воспитания подростков. -М., 1994.
  64. Проблема эстетического воспитания подростков. Сборник научно методических статей/ Под. Ред. JI.A. Богомоловой. — М., 1994.71 .Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В., М.Г. Ярошев-ского. Ростов-на-Дону, 1998.
  65. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Б. Г. Мещерякова. -М., 1999.
  66. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. Калуга, 2001.
  67. C.JI. Основы общей психологии. М., 1989.
  68. С. JI. Основы общей психологии. Спб., 2004.
  69. . Ж. Избранные сочинения-М., 1961. Т. 1.
  70. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996.
  71. Ю.И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  72. В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград, 2004.
  73. А. Н. Сунна У. Ф. Развитие эстетической культуры молодёжи. -М., 1980.
  74. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
  75. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. -М., 2000.8З.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989.
  76. Содержание обучения иностранным языкам: Учебное пособие/ Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой М., 2002.
  77. Современные теории и методики обучения иностранным языкам/ Под общ. ред. JI.M. Федоровой, Т. П. Рязанцевой. М., 2004.
  78. Л.Ф., Румянцева Е. А., Румянцева Т. А. Соционика учителям и родителям (Как обрести взаимопонимание, согласие, дружбу) / Под ред. М. И. Рожкова. -М., 1999.
  79. А. Г. Философия. -М., 2001.
  80. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников. М., 1989.
  81. Теоретико методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. — Волгоград, 2004.
  82. Д. Н. Психология установки. Спб., 2001.
  83. К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994.
  84. Философия. Основные проблемы философии. Ч. 2. -М., 2003.
  85. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./ Общ. ред.Г. М. Тавризян. М., 1992.
  86. Художествнное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. ст. Новосибирск, 1989.
  87. Художественная культура и гуманизация образования: Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992.
  88. М. Т. Избранные сочинения. М., 1975. 97. Экономакис Э. Какие мы разные! — СПб., 2001.
  89. Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А. А. Радугина. -М., 2000. 99. Эстетическое воспитание учащихся и студентов: Сборник научных трудов. -Минск, 1983.
  90. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сборник научных трудов. М., 1989.
  91. Эстетическая культура/ Рук. авторск. коллектива Н. И. Киященко. М., 1996.
  92. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983.139
  93. Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
  94. .П. Потенциальные возможности видов искусства и общее развитие личности (опыт анализа структуры). Теория эстетического воспитания.-М., 1973.
  95. Ю5.Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1971. Юб. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. 107. Jaspers R Fhilosophie. Berlin, 1932.
Заполнить форму текущей работой