Функции мотивационного процесса
На первом этапе —этапе актуализации — мотивационного процесса актуализируются имеющиеся у молодого человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции). Первый этап протекает от момента поступления в вуз и в течение первого курса обучения и характеризуется достаточно высокой мотивацией к обучению в вузе… Читать ещё >
Функции мотивационного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основная функция — реализация жизненных отношений личности и регуляция (организация, управление) деятельности, их осуществляющей.
Две стороны мотивационной регуляции:
Содержательная — мотивационная разработка, включающая в себя формирование в рамках мотивационного отношения проектов, направляющих деятельность в общую предметную зону целевую конкретизацию проектов, выбор целей, формирование намерений, принятие решений, контроль намерений и пр.
Динамически-энергетическая — управление мотивационными побуждениями, перераспределений их по ходу осуществления деятельности, формирования мотивационной тенденции [16].
Мотивационный процесс можно условно разложить на пять этапов:
- — актуализация;
- — подготовка;
- — исполнение;
- — консумация;
- — терминации.
Рассмотрим вышесказанное на примере результатов авторских исследований протекания мотивационного процесса при обучении студентов (п = 295) в вузе (рис. 2.24).
Рис. 2.24. Изменение значений показателей, характеризующих мотивацию студентов к обучению в вузе (в стандартных единицах измерения).
Рисунок 2.24 позволяет, в общем, представить все этапы мотивационного процесса обучения студентов в вузе. Предварительный этап относится ко времени возникновения потребности достижения некой цели, механизмом исполнения которой является поступление в вуз. На представленном рисунке этот этап не обозначен, так как он относится ко времени довузовской подготовки, и его исследование представляют определенные сложности. Однако, зная о его существовании, все же стоит о нем упомянуть.
На первом этапе —этапе актуализации — мотивационного процесса актуализируются имеющиеся у молодого человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции). Первый этап протекает от момента поступления в вуз и в течение первого курса обучения и характеризуется достаточно высокой мотивацией к обучению в вузе.
На втором этапе — этапе подготовки — создаются условия для активации проектов, осуществляющих выборы цели, происходит формирование намерений; все эти процессы могут носить характер поисковой деятельности, ориентировки в окружающем мире, пробных действий, «разведывательных» исполнений. Этот этап условно относится к периоду обучения студентов на втором курсе. По всей видимости, этот период мотивационного процесса отличается от первого качественными изменениями мотивационных характеристик. Это предположение объясняет третий этап мотивационного процесса — этап исполнения, который характеризуется не только принятием решений о конкретных выполнениях намерений, но и осуществление действий по их достижению. Если предшествующие этапы выполнили функции по достижению первоначально поставленной цели и рассогласование между необходимым и наличным не устранено, то можно утверждать, что этап исполнения является наиболее благоприятным с точки зрения обучения студентов в вузе.
Четвертый этап — этап консумации — характеризуется исполнением завершения достижения определенного результата. Он приходится на четвертый курс обучения и характерен не окончанием намерений к обучению в вузе, а достижением цели в выполнении намерений предварительного периода рассматриваемого нами мотивационного процесса.
Пятый этап — этап терминации — условно относится к пятому курсу обучения и характеризуется остановкой реализации определенной мотивации. Это в принципе и указывает нам на остановку мотивационного процесса, развернутого личностью еще до поступления в вуз.
Функции мотивационного процесса [16]:
побуждает, инициирует действия, деятельность, поведение человека;
определяет избирательность психических процессов — перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;
обеспечивает выбор целей, средств и действий, постановку целей;
направляет деятельность и действия на мотивационные объекты-цели;
поддерживает направленность деятельности и поведения, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность ее осуществления;
регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и выполнение выбранного действия;
переключает одно действие на другое при возникновении преграды или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих мотивов;
прерывает, тормозит или завершает выполнение деятельности, т. е. осуществляет функцию торможения (стоп-функцию).