Структура и динамика языковых способностей в дискурсивной практике
Диссертация
Последнее время в условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к проблеме исследования языковых способностей. Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л.Рубинштейн) — различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М.Теплов) — способности понимаются как… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Языковые способности и структура дискурса
- 1. 1. Анализ основных подходов в исследовании способностей. Взаимосвязь способностей и интеллекта
- 1. 2. Соотношение понятий «язык — речь»
- 1. 3. Языковые способности и виды интеллекта
- 1. 4. Коммуникативный подход к проблеме языка и речи
- 1. 5. Понятие и структура дискурса
- 1. 6. Типология дискурсов и дифференциация видов коммуникации
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Методологические и методические подходы к диагностике языковых способностей в дискурсивной практике
- 2. 1. Классификация методов психологического исследования и подходы к исследованию способностей
- 2. 2. Основные подходы к измерению уровня развития способностей
- 2. 3. Развитие языковых способностей в дискурсивной практике
- 2. 4. Разработка методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей
- 2. 5. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на лингвистические способности
- 2. 6. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на дискурсивные способности
- 2. 7. Совместная оценка тестов лингвистических и дискурсивных способностей
- 2. 8. Описание краткого теста на лингвистические и дискурсивные способности
- ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование структуры языковых способностей в дискурсивной практике
- 3. 1. Дизайн исследования структуры языковых способностей в дискурсивной практике
- 3. 2. Соотношение факторов языковых способностей в отсутствии дискурсивной практики
- 3. 3. Изменения в структуре языковых способностей при фрагментарном освоении дискурсивной практики
- 3. 4. Дифференциация лингвистических и дискурсивных способностей в условиях регулярной дискурсивной практики
- 3. 5. Сравнительные результаты анализа общей выборки
- 3. 6. Динамика показателей в зависимости от уровня освоения дискурсивной практики
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд \ Вопр. психологии. 1995. Т.1.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М. 1982.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Анохин А.П. О генетической природе индивидуальных особенностей общемозговой организации ЭЭГ // Психол. журн. 1987. № 2.
- Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978
- Брушлинский А.В. Психология мышления и понятие множества // В кн. Психология и математика. М., 1976.
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест / Психодиагностическая серия. Выпуск 4. М., Смысл, 1992.
- Верещагина Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.- М.: Русский язык, 1983.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Автореф. Докт. Дисс. М., 2004.
- Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. З, № 3.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.- Т.З. 1983.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.
- ГолубеваЭ.А. Способности и индивидуальность. М., 1993
- Горелов И. Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики./ Учебное пособие. Москва, Лабиринт, 2004
- Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М., 1989
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. 1997
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.- Питер, 2007
- Дэвидсон Д.Е., Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: методический аспект // Доклады американской делегации на II Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10−17 августа 1990. М., 1990.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958
- Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. М.: Лабиринт, 1998
- Зачесова И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении. // Психологические исследования дискурса. М., ПЕР СЭ, 2002.
- Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход) // Автореф. докт. дисс. М., 2003.
- Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979.
- Калинин А.В. Лексика русского языка./ Изд.2. Изд-во Московского Университета. 1971.
- Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебное пособие. Для преп. вузов и студ. пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1982.
- КолшанскийГ.В. Паралингвистика. -М.: Наука, 1974.
- Кулагин В.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. J1. 1984.
- Лейтес Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998.
- Методы психологической диагностики. Вып. 2 Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994.
- Михайлина (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. С.-Пб., 1996.
- Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. М.: Наука, 1977.
- Павлова Н.Д. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса. Отв. ред. Павлова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2002.
- Пиаже Ж. Избранные груды. М., 1969.
- Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии/ /Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Изд-во «Наука», 1983.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960
- Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод изучения естественно протекающей речи.// Иностранная психология. 1998, № 10.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Под ред. А. В. Брушлинского М., 1997
- Психологические исследования дискурса. Сб. научных трудов. Отв. ред. Павлова Н. Д. М., ПЕР СЭ. 2002.
- Психология XXI века: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. М., 2003
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М. Изд-во «Когито», 2002.
- Развитие и диагностика способностей. М. 1991
- Роговин М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Питер Пресс, 2008.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и о путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.:ПЕР СЭ- Логос, 2004.
- Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. М.: ИП РАН, 2004.
- Сабурова Г. Г. К сопоставлению процессов чтения и аудирования // Научныетруды МГПИИЯ, М., 1973. Т.3.4.1.
- Смирницкий А.И. Объективность существования языка // История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. М., 1981.
- Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М. Лабиринт. 2004.
- Способности и склонности: комплексное исследование.// Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Изд-во «Педагогика», 1989.
- Солсо Р. Когнитивная психология, 1996.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. // Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б, Богоявленской. М., Молодая гвардия, 1997
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б.М. Способности и склонности. М., 1989.
- Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. М., 1998.
- Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М., Прогресс, 1987.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. 1989.
- Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований \ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 10−18.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
- Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию (Способности человека). М.: МОСУ, 2001.
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса \ М. Волгоград: Перемена, 2000.
- Шустова Л.А. Психологическая готовность участников педагогического общения к диалогу / Проблемы психологии дискурса. Отв. ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова -М.- Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
- Cattell R.B., Drevdahl J.E. A comparison of the personality profile (16 PF) of eminent researchers with that of eminent teachers and administrators, and general population // Brirtish Journ. of Psychology. 1955. V. 46.
- Cattell R. В., Kline P. The Scientific Analysis of Personality and Motivation. N. Y. 1977.
- Harre R/, Stearns P. (eds.) Discursive Psychology in Practice. L., 1995.
- Ford M. E., Tisak M. S. A further search for social intelligence // Journal of Educational Psychology. 1983. 75.
- Freeman J. Environment and High IQ: a Consideration of fluid and crystallised intelligence // Personality and Individual Differences. 1983. № 4.
- Gardner H. Frames of mind. The Theory of multiple intelligencies. N.Y., Basic Sucks. 1983.
- Guilford J.P. The structure of intellect. N.Y. 1967
- Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence // R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. 2000.
- Matheny A.P., Wilson R.S., Dolan A.B., Krantz T.Z. Behavioral contrasts in twinships: Stability patterns of differences in childhood // Child Development. 1981. V. 52. '
- Nickols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978, v. 29.
- Potter J. Representing Reality: Discourse, Rhetoric and Social Construction. L., 1995.
- Skinner B.F. Science and Human Behaviour. New York, 1953.
- Spearman C. General intelligence objectively determined and measured. Amarican Journal of Psychology. 1904. 15.
- Spearman C. The abilities of man: Their nature and measurement. New York: Macmillan. 1927.
- Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // J. Pers. and Soc. Psychol. 1985. Vol.49. № 3.
- Sternberg RJ. Inside intelligence. // Amerian scientist. 1986. Vol. 74. 32.
- Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper’s Magazine. 1920.
- Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2.
- Torrance E.P., Khatena J. What kind of person are you? // Gifted Child Quarterly. 1970. V.14.
- Torrance E. P. The nature of creativity as maintest in its resting. // In R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y. Cambridge University Press. 1988.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.