Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные направления деятельности прокуратуры российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов. В его функции входят: проведение текущей организационной работы; документирование координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства; извещение членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов… Читать ещё >

Организационные направления деятельности прокуратуры российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • понятие и сущность организационных направлений деятельности прокуратуры РФ;
  • • цели и формы координации деятельности правоохранительных органов;

уметь

• отличать организационные направления от других направлений деятельности прокуратуры РФ, а также друг от друга;

владеть

• навыками оперирования терминологией, характеризующей основные направления деятельности прокуратуры РФ.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие[1].

В настоящее время в русском языке понятие «координация» означает «согласование, установление целесообразного соотношения между определенными действиями»[2].

Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов, но борьбе с преступностью координация — это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.

Цель координации — повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и выполнения согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. Этими нормативными актами определены цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и т. д.

К участникам координации помимо органов прокуратуры относятся органы: МВД России, ФСБ России (в том числе подразделения пограничной службы), ФСКН России, ФТС России, Минэкономразвития России, СВР России, Государственной противопожарной службы МЧС России, ФСИН России, ФССП России.

Данный перечень не является исчерпывающим и может изменяться.

Кроме того, следует учитывать, что на судей, в силу их особого правового статуса, не распространяется требование об обязательном взаимодействии с другими правоохранительными органами в работе по борьбе с преступностью. В данном случае речь может идти лишь о конструктивном сотрудничестве, взаимодействии с судьями, без определения органа, осуществляющего организационное руководство координацией действий договаривающихся сторон.

Наиболее удачно, на наш взгляд, понятия «координация» и «взаимодействие» разграничены в работах Л. М. Давыденко, который отмечает, что при отношениях «координации» прокуратура выступает организатором отношений в сфере совместной борьбы с преступностью. При «взаимодействии» все стороны обязаны самостоятельно организовывать эти отношения. В отношениях координации прокуратура находится лишь с правоохранительными органами, а в отношениях взаимодействия — со всеми субъектами борьбы с преступлениями и иными пpaвoнapyшeниями[3].

Организационное руководство координацией деятельности правоохранительных органов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. При этом действует принцип правового соответствия уровня системы прокурорских органов уровню определенных звеньев правоохранительных органов.

Это позволяет осуществлять организационное руководство координацией правоохранительной деятельности, начиная с уровня прокуроров районов и городов и соответствующих специализированных прокуратур и заканчивая Генеральным прокурором РФ и его заместителями.

Особое внимание необходимо обратить на роль Управлений (отделов) Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах РФ.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. № 98 «Об образовании Управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» эти подразделения (в настоящее время — отделы) действуют во всех федеральных округах и осуществляют координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах соответствующих округов, но борьбе с преступностью.

В п. 5.19 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2013 г. № 230, закреплено, что координация деятельности по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется управлениями Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые обеспечивают проведение под руководством заместителей Генерального прокурора РФ межведомственных совещаний, а также используют иные формы координации.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью проводится на основе принципов соблюдения законности, равенства всех участников координации при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий, гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне, ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений, предложений и т. д.

К указанным выше принципам необходимо добавить принципы системности и постоянства координации, которые не включены в Положение о координации, однако достаточно важны, поскольку их соблюдение обеспечивает эффективность работы всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью не только в нижнем звене органов прокуратуры, но и на всех уровнях.

В практике деятельности прокуратуры сложились основные формы взаимодействия: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных мероприятий; изучение и распространение положительного опыта, создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений, проведения совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности. Широкое распространение получили и такие формы координации, как проведение межведомственных совещаний, совместных заседаний коллегий, образование и функционирование межведомственных рабочих групп.

Выбор форм координационной деятельности определяется ее участниками исходя из конкретной обстановки.

Одними из важнейших направлений координации являются сбор, изучение, распространение опыта, накопленного в сфере борьбы с преступностью, который имеется во многих регионах РФ. В целях распространения положительного опыта, новых форм работы, повышения эффективности координационной деятельности в борьбе с преступностью эти данные обобщаются Генеральной прокуратурой РФ, прокурорами субъектов РФ и в виде информационных писем направляются на места.

Обобщение практики координационной деятельности на федеральном уровне показывает, что организационное взаимодействие многократно увеличивает потенциал правоохранительной системы. Одними из основных форм координации являются совместный анализ насущных проблем, обсуждение на координационных совещаниях согласованных действий, направленных против преступности. На них рассматриваются стратегия и тактика совместных действий по таким направлениям, как: борьба с организованной преступностью и коррупцией, умышленными убийствами, вопросы укрепления законности в сфере внешнеэкономической деятельности, предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции, наркотиков, оружия.

В большинстве регионов России созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо тяжких и некоторых других преступлений.

Согласованность усилий всех органов в данном случае обеспечивали: непрерывное, высоко профессиональное отслеживание ситуации оперативными методами; получение сведений официальным путем; анализ информации с позиций норм материального и процессуального права, решение вопроса о наличии состава преступления; квалифицированное расследование и, одновременно, защита потерпевших, свидетелей, других участников по делу; поиск и закрепление доказательств; выявление и арест имущества обвиняемых и т. д.

В районах, городах также могут быть образованы следственнооперативные группы для раскрытия и расследования особо опасных преступлений. Подобные группы создаются совместным распоряжением (либо приказом) руководителей правоохранительных органов с учетом оперативной обстановки, сложившейся в районе (городе), структуры преступности, состояния раскрываемости того либо иного вида преступлений.

Именно таким образом и должна гарантироваться непрерывность и неразрывность оперативной и процессуальной деятельности по борьбе с преступностью.

В целях обеспечения координационной деятельности правоохранительных органов в прокуратурах проходят координационные совещания. В них участвуют прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или лица, исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их подразделений, органов местного самоуправления, контроля, военного управления, а также представители общественных объединений, СМИ, научные и педагогические работники. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.

Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов. Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами. Решения координационного совещания оформляются и считаются принятыми, если они одобрены руководителями правоохранительных органов, в том числе и теми, на которых возлагается их выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решения участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме как постановление, которое подписывает его председатель. Протоколы координационного совещания подписывает секретарь.

Руководители правоохранительных органов — члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

Председатель координационного совещания имеет следующие права: созывать координационные совещания; истребовать информацию, необходимую для организации координационной деятельности; организовывать рабочие группы из представителей правоохранительных органов; назначать из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, возглавляющего секретариат координационного совещания, и т. д.

Члены координационного совещания вправе: вносить предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов их решения; вносить в согласованном порядке проекты документов, иных материалов, требующих обсуждения и принятия решений; участвовать в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение; определять участников рабочих групп; вносить предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со СМИ организуются рабочие группы.

Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов. В его функции входят: проведение текущей организационной работы; документирование координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства; извещение членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов; подготовка и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания; формирование проектов планов работы и их представление на рассмотрение руководителям правоохранительных органов; анализ выполнения планов и решений координационного совещания; выполнение иных поручений председателя координационного совещания.

Проекты документов по вопросам, рассматриваемым на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, по инициативе которого внесено предложение о его рассмотрении, либо для этого создается рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.

В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется их взаимодействие с судами и органами юстиции. Оно может проводиться в следующих формах: взаимное информирование о состоянии преступности и судимости; использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер, но усилению борьбы с преступностью; выполнение совместной работы по подготовке законопроектов по борьбе с преступностью; проведение совместных семинаров и конференций; участие специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов; направление совместных информационных писем, справок, обзоров; участие в подготовке постановлений Пленума ВС РФ.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции РФ и федеральным законам.

  • [1] Словарь иностранных слов. М., 1984. С. 253.
  • [2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 294.
  • [3] Давыденко Л. М. Организующая роль районного (городского) прокурора в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. М., 1988. С. 7−8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой