Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специальная часть. 
Земельное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кодекс Республики Беларусь о земле в ст. 36 устанавливает размеры земельных участков: 1) предоставляемых в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, в городах — от 0,05 до 0,15 га включительно; в сельских… Читать ещё >

Специальная часть. Земельное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ — ЧЛЕНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • тенденции развития земельного права в государствах — членах СНГ;
  • • особенности правового регулирования земельных отношений в Республике Беларусь;
  • • особенности правового регулирования земельных отношений в Республике Украина;
  • • особенности правового регулирования земельных отношений в Республике Казахстан;

уметь

• выделять общие и особенные черты правового регулирования земельных отношений в государствах, образовавшихся в результате распада СССР;

владеть навыками

• работы с источниками земельного права государств — членов СНГ.

В вопросах правового регулирования земельных отношений страны СНГ объединяло общее союзное земельное законодательство, среди которых последним документом были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. В каждой республике (в составе СССР) имелись собственные Земельные кодексы (ЗК РСФСР, ЗК БССР, ЗК УССР и т. д.), фактически закрепляющие на республиканском уровне указанные Основы, в которых центральным звеном правового регулирования являлась государственная собственность на землю при отсутствии института частной собственности на земельные участки. Вместе с тем в данных документах сложилась общая техника правового закрепления земельных участков, их деления на категории, сформировались общие вопросы пользования земельными участками, включая права и обязанности лиц, пользующихся земельными участками, были определены порядок зонирования и основы государственной регистрации, были разработаны вопросы охраны земельных участков, а также получили развитие иные вопросы правового регулирования земельных отношений.

С распадом СССР в республиках СНГ была провозглашена частная собственность, затронувшая земельные отношения. Вместе с тем правовое регулирование земельных отношений стало приобретать национальные особенности и отличия.

В качестве наиболее показательных примеров рассмотрим отличия в сравнении с российским земельным законодательством, сложившиеся в земельном законодательстве Республики Беларусь (где разница наиболее заметна), Республики Украина и Республики Казахстан.

Основными документами, регулирующими земельные отношения в Республике Беларусь, кроме Конституции являются Кодекс Республики Беларусь о земле[1] (КоЗ Республики Беларусь), Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК Республики Беларусь), а также специальные кодексы и законы, регулирующие отношения, связанные с использованием отдельных видов и категорий земель: Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300−3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах и т. п.

Можно сказать, что основы правового регулирования земельных отношений в целом аналогичны российским, но при этом имеется ряд особенностей, на которых следует остановиться отдельно.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь выделяет две формы собственности: государственную и частную, что относится и к земельным участкам. Коммунальная собственность (аналог муниципальной собственности в России) рассматривается как уровень государственной собственности (наряду с республиканской и областной собственностью). При этом недра, воды, леса с соответствующими землями составляют исключительную собственность государства наряду с землями сельскохозяйственного назначения, которые указанной статьей Конституции Республики Беларусь также отнесены к собственности государства.

С 1 января 2009 г. вступил в действие новый Кодекс Республики Беларусь о земле, который закрепил политику белорусского государства в области земельной политики.

Кодекс Республики Беларусь о земле независимо от деления на категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса — ст. 6) также выделяет их виды (пахотные земли; залежные земли; земли под постоянными культурами; луговые земли; лесные земли; земли под древесно-кустарниковой растительностью; земли под болотами; земли под водными объектами; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования; земли под застройкой; нарушенные земли; неиспользуемые земли; а также иные земли — ст. 7). При этом порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь (ст. 8 КоЗ Республики Беларусь), что практически исключает возможности злоупотреблений с переоформлением целевого назначения земельных участков.

Кодекс Республики Беларусь о земле ограничивает право частной собственности на землю, предоставляя его только белорусским гражданам и негосударственным юридическим лицам. Вместе с тем допускается нахождение земельных участков в частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность.

Но перечень случаев, когда земельные участки могут находиться в частной собственности значительно меньше, чем в России, и ограничен только случаями: 1) строительства и (или) обслуживания жилого дома; 2) обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме; 3) ведения личного подсобного хозяйства; 4) коллективного садоводства; 5) дачного строительства (ст. 12 КоЗ Республики Беларусь).

Белорусским негосударственным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность только по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут им предоставляться только для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.

При этом не подлежат предоставлению в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного и водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями и земли общего пользования. Кроме того, не могут передаваться в частную собственность земли, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; земли, которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность (ст. 13 КоЗ Республики Беларусь).

Иное содержание КоЗ Республики Беларусь вкладывает в вещные права пожизненно наследуемого владения и постоянного пользования земельными участками — наиболее значимые институты белорусского земельного права (в отличие от ЗК РФ).

Так, согласно ст. 14 КоЗ Республики Беларусь в пожизненно наследуемое владение земельные участки гражданам Республики Беларусь (кроме предоставленных до вступления в силу КоЗ Республики Беларусь) могут предоставляться: для строительства и обслуживания жилого дома; для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме; для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (которое в Республике Беларусь является юридическим лицом); для коллективного садоводства; для дачного строительства; для традиционных народных промыслов (ремесел); в случае наследования земельного участка, ранее предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести землю на этом праве только в случае возникновения наследственных отношений при условии наличия родственных связей.

Следует отметить, что согласно ст. 48 КоЗ Республики Беларусь договоры купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование либо аренду, — недействительны.

Более широкое (по сравнению с российским) толкование и права постоянного пользования земельными участками (пользование без заранее установленного срока). Согласно ч. 2 ст. 15 КоЗ Республики Беларусь на этом праве земельные участки предоставляются не только государственным органам и государственным организациям, но и негосударственным юридическим лицам — для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям — для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства; научным организациям, учреждениям образования — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, — для ведения лесного хозяйства; религиозным организациям — для строительства культовых строений и мест погребения; гаражным (гаражностроительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, — для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь — членам таких кооперативов; организациям граждан-застройщиков — для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), а также для обслуживания многоквартирных жилых домов; садоводческим товариществам и дачным кооперативам — для ведения коллективного садоводства и дачного строительства (земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов).

По-иному трактуется и право временного пользования земельными участками, закрепленное в ст. 16 КоЗ Республики Беларусь. Земельные участки предоставляются на праве временного пользования:

  • — лицам и для целей, указанных в ч. 2 ст. 15 КоЗ Республики Беларусь, — на срок до 10 лет;
  • — гражданам Республики Беларусь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных — на срок до 10 лет;
  • — гражданам Республики Беларусь для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах — на срок до 10 лет;
  • — национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров — на срок до 99 лет в соответствии с КоЗ Республики Беларусь и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Все приведенные основания предоставления земельных участков на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного и временного пользования не являются исчерпывающими и могут законодательством дополняться.

В остальных случаях земельные участки могут предоставляться на праве аренды, в том числе гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам в соответствии с КоЗ Республики Беларусь и иными актами законодательства об охране и использовании земель (ст. 17 КоЗ Республики Беларусь), которое в целом соответствует аналогичному российскому праву. При этом срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее 10 лет, а срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и эксплуатации данных капитальных строений.

Интересно, что максимальный срок аренды не должен превышать 99 лет, что фактически сближает его с вещными правами.

Кодекс Республики Беларусь о земле в случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, несовершеннолетними наследниками по согласованию с органами государственной власти допускает предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников.

Необходимо отметить, что форма договоров о предоставлении земельных участков является типовой и утверждается Советом Министров Республики Беларусь, что исключает возможные злоупотребления в процессе формирования условий договора и при его заключении.

В остальном сделки с земельными участками регулируются положениями ГК Республики Беларусь, который в своих положениях во многом соответствует ГК РФ (оба создавались на основе Модельного Гражданского кодекса, рекомендуемого для стран СНГ) с одним существенным, на наш взгляд, отличием: если в российском ГК ограничения гражданских прав могут устанавливаться только федеральными законами, то в ГК Республики Беларусь такие ограничения устанавливаются законодательством, т. е. органами законодательной власти различных уровней, включая областной и коммунальный уровни.

Государственная регистрация сделок с земельными участками осуществляется регистраторами территориальных организаций по государственной регистрации (а это Республиканские унитарные предприятия в системе Министерства юстиции Республики Беларусь) и сведения о них заносятся в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Кодекс Республики Беларусь о земле подробно регламентирует обременения прав на земельные участки. Так, ст. 18 КоЗ Республики Беларусь устанавливает случаи таких ограничений: на территории заказников и памятников природы, объявленных без изъятия земельных участков у землепользователей; в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий; на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; в водоохранных зонах, прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, водоохранных и защитных лесов, охраняемых типичных и редких природных ландшафтов; на территории курортов, зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, иных земель, обладающих природными лечебными факторами и используемых или предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма; в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей; в придорожных полосах (контролируемых зонах) автомобильных, железных дорог, а также в охранных зонах иных транспортных коммуникаций; в границах ботанических и дендрологических садов, их охранных зон; в местах обитания объектов животного мира, произрастания объектов растительного мира, в обращении с которыми в соответствии с законодательными актами установлены ограничения и запреты; в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений; в охранных зонах геодезических пунктов; в пределах территорий перспективного развития населенных пунктов; на иных территориях в соответствии с законодательными актами.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные ограничения (обременения) прав на земельные участки, в частности, в Градостроительном кодексе Республики Беларусь, в Лесном кодексе Республики Беларусь, в Водном кодексе Республики Беларусь и т. д.

Необходимо отмстить, что в Республике Беларусь практически невозможно изменить категории и виды земельных участков вне планов развития территорий — эти вопросы отнесены к компетенции Президента Республики Беларусь. К его компетенции также отнесены вопросы определения порядка и размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а также определения перечня банков, которые могут быть залогодержателями земельных участков и права аренды земельных участков, являющихся предметом залога.

Кодекс Республики Беларусь о земле в ст. 36 устанавливает размеры земельных участков: 1) предоставляемых в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, в городах — от 0,05 до 0,15 га включительно; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га включительно; 2) предоставляемых в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение — не более 1 га с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте; 3) для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га включительно; 4) предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства, дачного строительства — не более 0,15 га на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива; 5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения — не более 100 га сельскохозяйственных земель включительно.

Наследование земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с положениями разд. VI ГК Республики Беларусь «Наследственное право» (в целом аналогичному ГК РФ). Вместе с тем ст. 52 КоЗ Республики Беларусь ограничивает срок обращения в организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок 18 месяцами со времени открытия наследства.

В соответствии со ст. 57 КоЗ Республики Беларусь при разрушении капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и обслуживания которого гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу предоставлялся земельный участок, соответствующее вещное право на земельный участок сохраняется, если гражданин в течение одного года, а индивидуальный предприниматель, юридическое лицо — в течение 6 месяцев после такого разрушения в установленном порядке приступят к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового. При этом на основании заявления гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица по решению государственного органа в соответствии с его компетенцией этот срок может быть продлен, но не более чем на один год.

Наконец, право на служебный надел в соответствии со ст. 59 КоЗ Республики Беларусь прекращается для работника, прекратившего трудовые отношения с юридическим лицом, предоставившим ему служебный земельный надел. Работнику дается время, необходимое для уборки выращенного урожая.

Исключения составляют случаи, когда служебный земельный надел предоставлялся ранее вступления в силу КоЗ Республики Беларусь (до 1 января 2009 г.), — в этом случае установлен особый порядок: право на служебный земельный надел сохраняется за работником, вышедшим на пенсию по возрасту или инвалидности, — пожизненно; за членами семьи работника, перешедшего на выборную должность, проходящего военную службу по призыву, обучающегося в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, в дневной форме обучения, — на время соответственно работы на выборной должности, военной службы, обучения; за членами семьи умершего работника — в течение 10 лет со дня смерти работника.

К документам, регулирующим земельные отношения в Украине, относятся (кроме Конституции) Земельный кодекс Украины (ЗК Украины), Гражданский кодекс Украины (ГК Украины), Хозяйственный кодекс Украины (ХК Украины), что объясняет специфику построения украинского законодательства, а также специальные кодексы и законы, регулирующие отношения, связанные с использованием отдельных видов и категорий земель: Водный кодекс Украины, Лесной кодекс Украины, Кодекс о недрах Украины и т. п. С этих позиций украинское земельное законодательство сходно с российским законодательством.

Статья 14 Конституции Украины определяет землю как основное национальное богатство, которое находится под особой охраной государства. При этом необходимо отметить, что Основной закон Украины не устанавливает исчерпывающего перечня форм собственности, а в украинском законодательстве выделяются государственная, муниципальная, частная (ст. 325−327 ГК Украины) и коллективная формы собственности (ст. 93 ХК Украины). При этом земля является собственностью украинского народа (ст. 324 ГК Украины) — достаточно абстрактной конструкцией, но вместе с тем находится в государственной, коммунальной и частной собственности (ст. 78 ЗК Украины).

В Украине выделяются следующие категории земель (ст. 19 ЗК Украины): земли сельскохозяйственного назначения; земли жилищной и общественной застройки; земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. При этом порядок регулирования целевого назначения данных видов земель аналогичен российскому.

Следует обратить внимание на вопросы, которые по-другому регулируются украинским законодательством.

Кроме права собственности, гл. 15 ЗК Украины устанавливает более узкий перечень иных прав: право постоянного пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности (которое приобретают только предприятия государственной или коммунальной собственности), а также аренда, которая, в свою очередь, может быть краткосрочной (до пяти лет) и долгосрочной (до 50 лет).

Что касается земельных сервитутов (гл. 16 ЗК Украины), то они (в отличие от ЗК РФ) на публичные и частные не подразделяются, но урегулированы более детально, предусматривая как их виды (например, право прохода и проезда на велосипеде), так и основания их прекращения (в частности, неиспользование земельного сервитута в течение трех лет).

В ЗК Украины предусмотрена гл. 17, которая называется «Добрососедство». В соответствии со ст. 103 ЗК Украины собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т. п.). Указанная глава подробно регламентирует данные отношения.

Не совпадает с российским законодательством и такой украинский земельный институт, как ограничения прав на землю (обременение) (гл. 18 ЗК Украины), которые могут устанавливаться как законом, так и договором. К таким обременениям, в частности, относятся запрет на продажу земельного участка; запрет на передачу в аренду (субаренду); право на преимущественную покупку в случае его продажи; условие принятия наследства только определенным наследником; условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков; запрет на осуществление отдельных видов деятельности; запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта и внешнего вида недвижимого имущества; условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги и некоторые другие (ст. 111 ЗК Украины).

Детально урегулирована и бесплатная приватизация земельных участков, которая осуществляется только в случаях приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций; получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации (п. 3 ст. 116 ЗК Украины).

Собственно, нормы бесплатной приватизации украинскими гражданами закреплены в ст. 121 ЗК Украины: для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 га, для ведения садоводства — не более 0,12 га, для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га и т. д.

Субъектам предпринимательской деятельности земельные участки из состава земель государственной и коммунальной собственности передаются только на основании торгов (ст. 134 ЗК Украины).

В остальном правовое регулирование земельных отношений в Украине сходно с регулированием в Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. При этом земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

К нормативным актам, регулирующим земельные отношения, относятся (кроме Конституции) Земельный кодекс Республики Казахстан (ЗК Республики Казахстан), Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК Республики Казахстан), а также специальные кодексы и законы, регулирующие отношения, связанные с использованием отдельных видов и категорий земель: Водный кодекс Республики Казахстан, Лесной кодекс Республики Казахстан, Кодекс о недрах Республики Казахстан и т. п. С этих позиций казахское земельное законодательство сходно с российским законодательством.

В ЗК Республики Казахстан кроме категорий земель по целевому назначению (аналогичных российским) закреплены также земельные зоны: лесостепная, степная, сухостепная, полупустынная, пустынная, предгорно-пустынно-степная, субтропическая пустынная, субтропическо-предгорно-пустынная, среднеазиатская горная и южно-сибирская горная (п. 3 ст. 1).

В ст. 9−11 ЗК Республики Казахстан установлен механизм расчета базовой стоимости земельных участков в зависимости от их качества и уклона, применяемый при расчетах земельных платежей.

Согласно ст. 23 ЗК Республики Казахстан в частной собственности казахских граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением, что в целом относится и к юридическим лицам негосударственной формы собственности.

В частности, земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности — 0,25 га на неорошаемых и 0,15 га на орошаемых землях; для индивидуального жилищного строительства — 0,10 га; для садоводства, а также дачного строительства — 0,12 га (ст. 50 ЗК Республики Казахстан).

При этом в случае выхода гражданина, являющегося собственником земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и дачного строительства, из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению, так как иностранные граждане пользуются теми же правами, что и казахские граждане, но не могут иметь в собственности земли, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения (п. 4 ст. 23 ЗК Республики Казахстан).

Граждане и негосударственные юридические лица, заинтересованные в предоставлении права частной собственности на земельный участок (земельные участки) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, могут приобрести право частной собственности на земельный участок по цене, равной кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, а также приобрести право частной собственности на земельный участок по льготной цене, определяемой от его кадастровой (оценочной) стоимости (и. 2 ст. 24 ЗК Республики Казахстан).

Особое значение придается праву землепользования, которое согласно ст. 28 ЗК Республики Казахстан является вещным и имеет принципиальные отличия от соответствующих прав, предусмотренных ЗК РФ. Оно может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно (ст. 29 ЗК Республики Казахстан), а его субъекты могут быть государственные и негосударственные; национальные и иностранные; физические и юридические лица; постоянные и временные; первичные и вторичные (ст. 30 ЗК Республики Казахстан). Кроме того, выделяется общее землепользование, которое может быть общим и долевым (ст. 54 ЗК Республики Казахстан).

На право землепользования правомочие распоряжения земельными участками практически не ограничено, это и правопреемство (в том числе наследование), и отчуждение (купляпродажа, дарение, аренда, залог и др.) (ст. 31 ЗК Республики Казахстан), допускается вторичное землепользование (ст. 33 ЗК Республики Казахстан). При этом институт землепользования получил детальную правовую регламентацию в ЗК Республики Казахстан как по основаниям и условиям предоставления земельных участков, по порядку предоставления земельных участков, так и в части нормирования их размеров.

Необходимо обратить внимание и на особенности использования земель сельскохозяйственного назначения: решение о необходимости перевода (трансформации) сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, которое обосновывается природными факторами, экономической целесообразностью и другими причинами, дальнейшем их использовании в составе других земельных угодий принимает районный (городской) исполнительный орган по согласованию с местным исполнительным органом по месту расположения земельного участка (ст. 98 ЗК Республики Казахстан).

В остальном земельное законодательство Республики Казахстан по большинству вопросов сходно с российским земельным законодательством.

  • [1] С официальными текстами документов Республики Беларусь можно ознакомиться на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь: URL: http: pravo. by (дата обращения: 05.11.2012).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой