Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Арбитражное законодательство России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После прекращения существования СССР в России было принято Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, которое было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992. В данном Положении, в частности, предусматривалось право создавать третейские суды для разрешения внутренних и международных споров при торговых палатах, ассоциациях, биржах и иных… Читать ещё >

Арбитражное законодательство России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За исключением некоторых нормативных актов[1], законодательство Советского Союза практически не рассматривало вопросы международного коммерческого арбитража. Вместе с тем Советский Союз являлся участником целого ряда международных договоров, как многосторонних, так и двусторонних, регламентировавших международно-правовое регулирование арбитража[2]. Кроме того, с некоторыми странами вопросы о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений включались в двусторонние торговые соглашения[3].

После прекращения существования СССР в России было принято Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, которое было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992. В данном Положении, в частности, предусматривалось право создавать третейские суды для разрешения внутренних и международных споров при торговых палатах, ассоциациях, биржах и иных организациях. Тем самым, был положен конец монополии на разрешение международных коммерческих споров, которая принадлежала только двум арбитражным судам (теперь это МКАС и МАК при ТПП РФ). Законом РФ от 07.07.1993 «О международном коммерческом арбитраже» были утверждены новые Положения о МКАС и МАК при ТПП РФ. Сам Закон составлен на основе типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. с участием Российской Федерации было заключено многостороннее региональное Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ).

Анализ этих нормативных актов позволяет утверждать, что в основном Россия следует мировым стандартам по регулированию международного коммерческого арбитража как в форме принятия современных законодательных актов, так и посредством участия в глобальных и региональных международных договорах. Вместе с тем следует отметить, что некоторые законодательные нормы и положения ряда международных договоров с участием РФ вошли в ряде случаев в противоречие с требованиями эффективного обеспечения международного товарооборота.

Так, например, наименование государственных и третейских судов одним и тем же термином «арбитражный суд», как это имеет место в РФ, вряд ли допустимо, поскольку вызывает путаницу и непонимание спорящих сторон в вопросе о том, в какой суд им обращаться при наличии арбитражной оговорки в контракте. С точки зрения сложившейся международной практики, арбитражный суд (англ. — Arbitration Court) означает только третейский суд и ни в коем случае не «государственный арбитражный суд», коим он является в России[4].

Во-вторых, положения закона 1993 г. создают явно привилегированное положение МКАС и МАК при ТПП РФ по сравнению с другими арбитражными судами Российской Федерации, наделяя их практически монопольным правом рассмотрения международных коммерческих споров.

  • [1] Например, Указов Президиума Верховного Совета СССР: от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»; от 9 октября 1980 г., которым было утверждено Положение о Морской арбитражной комиссии (МАК)и от 14 декабря 1987 г., которым было утверждено Положение об Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР (теперь Международная комиссия Арбитражного судапри Торгово-промышленной палате РФ — МКАС при 'ГПП РФ).
  • [2] Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., Нью-йоркской конвенции 1958 г., Женевской конвенция 1961 г., Московской конвенции 1972 г. (в рамках СЭВ).
  • [3] Например: Общие условия поставок товаров (ОУП) СЭВ 1968, 1988 гг. (гл. XIV"Арбитраж"), ОУП СССР-КНР 1990 г. (гл. XIII «Арбитраж») и ОУП СССР-КНДР 1981 г. (гл. XVII «Арбитраж»); Соглашение между СССР и Швецией в форме обмена письмами от 7 апреля 1976 г. относительно признания и исполнения арбитражных решенийи о порядке составления списка суперарбитров и кандидатов в суперарбитры. Эта договоренность была подтверждена Межправительственным протоколом Российской Федерациии Швеции от 29 сентября 1993 г.
  • [4] По-видимому, более приемлемым термином можно считать «хозяйственные суды», как это имеет место в законодательствах иностранных государств, в том числе и стран СНГ. Например, термин «хозяйственный суд» содержится в Киевском соглашении 1992 г. в рамках СНГ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой