Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды правотворчества. 
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт… Читать ещё >

Виды правотворчества. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критериями выделения видов правотворчества служат:

  • 1) субъекты правотворчества, т. е. органы или лица, которые вправе принять тог или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
  • 2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
  • 3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

По названным основаниям выделяют следующие виды правотворчества:

  • 1) законотворчество;
  • 2) правотворчество органов исполнительной власти;
  • 3) правотворчество органов местного самоуправления;
  • 4) непосредственное правотворчество граждан;
  • 5) договорное правотворчество;
  • 6) локальное правотворчество.

Рассмотрим особенности названных видов правотворчества.

Законотворчество — это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности;

  • а) принятие закона РФ;
  • б) принятие федерального конституционного закона;
  • в) принятие федерального закона;
  • г) принятие закона субъекта РФ.

Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий, этапов.

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти. На уровне субъектов РФ также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет определенных стадий, однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент РФ на основе Конституции РФ и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство РФ правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации посредством принятия по вопросам своей компетенции постановлений.

Министерства руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать постановления, инструкции, правила, положения.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Основы правотворчества органов местного самоуправления заложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детальное регулирование этого вида правотворчества осуществляется законами субъектов о местном самоуправлении, уставами органов местного самоуправления.

Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов РФ о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.

Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  • (извлечение)
  • 13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

  • а) проводится по инициативе групп граждан, населения;
  • б) участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
  • в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
  • г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

Статья б Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

  • 1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
  • 2. Па референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

Па всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Договорное правотворчество — это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида правотворчества— согласование интересов сторон, добровольность.

Примером нормативного договора является Федеративный договор от 31.03.1992, ставший правовой базой для создания Российской Федерации. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями в составе Российской Федерации (ее субъектами) и самой Федерацией. Практикуется заключение соглашений по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными субъектами Федерации. Коллективный договор в трудовом законодательстве выступает в качестве формы права.

Локальное правотворчество — это процесс принятия актов различными коллективами, организациями, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами таких актов могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и тому подобные акты.

Статья 9 ТК РФ В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Трудовым кодексом установлено, что «локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этих организаций».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой