Управление деловой карьерой персонала
Управление карьерой следует начинать уже при приеме на работу. Когда человека принимают на работу, ему задают вопросы, в которых изложены требования организации — работодателя. Желательно задавать вопросы, отвечающие целям кандидата, формулирующие его требования. В качестве примера можно привести некоторые вопросы, задаваемые работодателю, лицами, поступающими на работу. Профессиональная карьера… Читать ещё >
Управление деловой карьерой персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Получив соответствующую подготовку и заняв желаемую должность, большинство людей задумывается о том, что они впоследствии будут делать и какую должность занимать. Иначе говоря, человек думает о своей карьре. Под карьерой понимается поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
Принято различать два вида карьеры: профессиональную и внутриорганиз ационную.
- 1. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
- 2. Внутриорганизационная карьера протекает в рамках конкретной организации и реализуется обычно в трех основных направлениях:
- • горизонтальное — перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.), либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой должности;
- • вертикальное — постепенный подъем на более высокую ступень в иерархии;
- • центростремительное — движение к ядру, руководству организации (приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, выполнение отдельных важных поручений руководства), что в итоге приводит к тому, что человек довольно быстро занимает высокие должности, минуя обычные этапы.
Главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении сочетания профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на будущее, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет разные потребности (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Этапы карьеры человека и его потребности.
Этапы карьеры. | Возраст, лет. | Потребности достижения цели. | Моральные потребности. | Физиологические и материальные потребности. |
Предварительный этап. | до 25. | Учеба, испытания на разных работах. | Начало самоутверждения. | Безопасность существования. |
Этап становления специалиста. | до 30. | Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя. | Самоутверждение, начало достижения независимости. | Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда. |
Этап продвижения по службе. | ДО 45. | Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации. | Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения. | Здоровье, высокий уровень оплаты труда. |
Окончание табл. 8.7
Этапы карьеры. | Возраст, лет. | Потребности достижения цели. | Моральные потребности. | Физиологические и материальные потребности. |
Этап сохранения должности. | до 60. | Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи. | Стабилизация независимости, рост самовыражения. | Сохранение уровня оплаты труда и появление интереса к другим источникам дохода. |
Этап завершения карьеры. | после 60. | Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии. | Стабилизация самовыражения, рост уважения. | Повышение уровня оплаты труда и интереса к другим источникам дохода. |
Пенсионный этап. | после 65. | Занятие новым видом деятельности. | Самовыражение в новой сфере деятельности. | Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье. |
Управление карьерой следует начинать уже при приеме на работу. Когда человека принимают на работу, ему задают вопросы, в которых изложены требования организации — работодателя. Желательно задавать вопросы, отвечающие целям кандидата, формулирующие его требования. В качестве примера можно привести некоторые вопросы, задаваемые работодателю, лицами, поступающими на работу.
- • Каковы перспективы развития организации?
- • Какова философия организации в отношении к молодым специалистам?
- • Каковы шансы на получение жилья?
- • Сколько дней в году может прийтись на командировки?
- • Практикуются ли в организации сверхурочные работы?
- • Какие системы оплаты труда используются в организации?
- • Кто является конкурентом организации?
- • Каковы шансы на получение более высокой должности?
- • Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?
- • Возможно ли сокращение должности и если да, то в связи с чем?
- • В случае сокращения работающих можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?
Управляя своей карьерой, работнику необходимо помнить следующие правила:
- • не терять времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником;
- • сделаться нужным инициативному, оперативному руководителю;
- • расширять свои знания, приобретать новые навыки;
- • готовить себя занять более высокооплачиваемое место, которое становится (или вскоре станет вакантным);
- • познать и оценить других людей, способных повлиять на карьеру;
- • составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий;
- • уметь оценить свои навыки и знания рынка, организации, окружающей среды и т. д.;
- • увольняться только при убеждении того, что это необходимо;
- • не допускать, чтобы карьера развивалась значительно быстрей, чем у других;
- • думать об организации как о рынке труда, не забывать о внешнем рынке труда;
- • не пренебрегать помощью организации в трудоустройстве, но надеяться в поиске новой работы прежде всего на себя.