Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутреннее и внешнее окружение ОАО «Самаранефтепродукт»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок нефтепродуктов Самарской области в период с 2010 по 2011 г. характеризуется относительно низкими темпами роста — около 3% в год. При этом, розничный рынок нефтепродуктов в 2011 г. вырос на 14,5% относительно 2009 г., в то время как оптовый рынок сократился на 6,7%. Данная тенденция, с одной стороны, свидетельствует о том, что все большая часть конечных потребителей топлива из корпоративного… Читать ещё >

Внутреннее и внешнее окружение ОАО «Самаранефтепродукт» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОАО «Самаранефтепродукт» является территориальным подразделением Компании и занимается оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов. Розничная сеть охватывает 95% территории Самарской области. В состав Общества входят 77 объектов реализации нефтепродуктов, из них 60 АЗС нового формата с магазином расширенным спектром сопутствующих услуг, 16 АЗС без магазинов и 1 ПБС для заправки маломерных судов. Численность задействованного передвижного автопарка составляет 17 бензовозов, перевалка нефтепродуктов осуществляется через 2 нефтебазы.

По итогам 2011 года общий объем товарооборота составил 1 707 тыс. тонн, что на 44% выше уровня 2010 г.: объем реализации мелким оптом составил — 406 тыс. тонн, что на 16,7% выше уровня 2010 года; реализация через сеть АЗС — 433 тыс. тонн, что на 23,7% выше уровня 2010 года; реализация крупным оптом составила 868 тыс. тонн, что на 78,2% выше уровня 2010 года. Наибольший вклад в рост товарооборота в 2011 г. внесла реализация нефтепродуктов крупным оптом, опережающими темпами рос валовой доход от оптовой реализации, а валовой доход от розничной реализации увеличился на 1,1%, при росте товарооборота на 23,7%.

Рынок нефтепродуктов Самарской области в период с 2010 по 2011 г. характеризуется относительно низкими темпами роста — около 3% в год. При этом, розничный рынок нефтепродуктов в 2011 г. вырос на 14,5% относительно 2009 г., в то время как оптовый рынок сократился на 6,7%. Данная тенденция, с одной стороны, свидетельствует о том, что все большая часть конечных потребителей топлива из корпоративного сектора переходит на обслуживание через розничную сеть АЗС, а с другой, является следствием экономического кризиса 2008;2009 г., в результате которого объемы производства во многих отраслях народного хозяйства к концу.

2011 г. не достигли докризисного уровня. Несмотря на это ОАО «Самаранефтепродукт» удалось увеличить свою долю на розничном и оптовых рынках на 7% и 5% соответственно.

По количеству АЗС в Самарской области доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО «НК «Роснефть» — 76 АЗС и 1 ПБС, ОАО «НК «Лукойл» — 25 АЗС, ООО «ТНК» — 25 АЗС, ООО «Татнефть» — 17 АЗС) составляет только 26%. Остальные 74% общего количества АЗС (437 штук) приходятся на региональных игроков.

По объемам реализации в крае доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ООО «ТНК», ООО «Татнефть») составляет уже 53%. На независимые региональные сети приходится только 47% розничного рынка нефтепродуктов Самарской области. Всего в Самарской области в 2011 г. действовало 580 АЗС. АЗС ОАО «Самаранефтепродукт» распределены по области следующим образом: в городах 41 АЗС, на федеральных трассах — 21 АЗС, прочие места — 14 АЗС.

Самарская область является крупнейшим промышленным центром Поволжского федерального округа. Однако в последние годы темпы ее развития существенно сдерживаются кризисом в области машиностроения (почти 50% от общего объема промышленного производства) и стагнацией в нефтедобывающей отрасли (8% от общего объема промышленного производства). По показателю розничного товарооборота Самарская область находится на 2-м месте в округе. Численность населения Самарской области 3,17 млн. человек — 2-е место в Поволжье и 12-е в России, уровень урбанизации — 80% [15, с .1].

Среди других факторов, которые оказывают существенное влияние на состояние и емкость рынка нефтепродуктов, необходимо выделить:

  • 1. Наличие крупных трасс, проходящих по территории области. Наиболее интенсивной автодорогой Самарской области является федеральная магистраль М5 (Москва-Самара-Челябинск) протяженностью 351 километр и интенсивностью движения 19 000 автомобилей в сутки. Общая протяженность 3-х других федеральных дорог — 353 километра, интенсивность — 17 300 автомобилей в сутки. Среди автодорог областного значения можно выделить те, которые связываю Самарскую, Ульяновскую и Саратовскую области — 170 километров и 9 700 автомобилей в сутки [16, с.1].
  • 2. Покупательская способность населения. Номинальные среднедушевые денежные доходы в июне 2011 г. составили 21 499,5 рублей, в то время как в среднем по России за аналогичный период данный показатель равнялся 18 183 рубля [15, с .1].
  • 3. Изменение численности и структуры автопарка Самарской области представлено в Таблице 2.4.3 [16, с.1]:

На протяжении последних 4-х лет состояние легкового автопарка Самарской области характеризуется низкими темпами прироста — немногим более 1% в год. В тот же период численность грузового автопарка уменьшилась на 500 единиц. Доля иностранных легковых автомобилей в Самарской области составляет — 40,4% автопарка, при среднем значении по России — 43%, и за последние 3 года продемонстрировала существенный рост с 27%. Средний возраст автопарка Самарской области — 9,1 года, и он является одним из самых молодых в России.

Возможность повышения эффективности операционной деятельности сети АЗС ОАО «Самаранефтепродукт» основывается на следующих факторах:

  • — Увеличение спроса населения в регионе с высоким уровнем экономического развития;
  • — Увеличение доли корпоративных розничных продаж с использованием топливных карт с фактических 27% до 35% - доля Общества на розничном рынке;
  • — Увеличение розничных продаж дизельного топлива корпоративным клиентам, которые в настоящее время являются мелкооптовыми клиентами;
  • — Сокращение издержек обращения за счет рыночного механизма ценообразования на услуги сервисов и оптимизации производственных процессов;
  • — Увеличение доходности розничного бизнеса за счет роста продаж товаров и услуг, которые менее подвержены ценовому регулированию;
  • — Расширение присутствия Общества на федеральных трассах за счет строительства новых АЗС;
  • — Тенденция обновления автопарка Самарской области и увеличение доли автомобилей иностранного производства создают реальные предпосылки для спроса на качественное топливо, который менее эластичен по цене;
  • — Строительство АЗС с расширенным набором сопутствующих товаров и услуг с целью увеличения уровня валового дохода;
  • — Строительство АЗС экономичного формата, которые не предусматривают развитие сопутствующего бизнеса, а достигают эффективности за счет экономии на эксплуатационных издержках;
  • — Снижение стоимости строительства АЗС в связи с возможным вводом технического регламента, который предусматривает только 2 вида топлива — бензин Аи-95 и дизтопливо;
  • — Создание конкурентных предложений по рабочим местам на новых АЗС с возможностью бесплатного обучения.

В тоже время существует много негативных факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целевых показателей операционной эффективности:

  • — Усиление мониторинга розничных цен со стороны государства может привести к дальнейшему снижению уровня доходности розничных продаж;
  • — Большое количество независимых и разрозненных участников розничного рынка нефтепродуктов создает предпосылки как для ускоренного развития ВИНК присутствующих в регионе, так и для быстрого проникновения на местный рынок новых игроков (ОАО «Башнефть», ЗАО «Татнефтепродукт») путем приобретения действующих АЗС;
  • — Стремление государства к либерализации рынка нефтепродуктов и создание конкурентных условий (вплоть до разделения ВИНК) может ограничить доступ к ресурсной базе Компании, в связи с чем, увеличится доля нефтепродуктов, приобретаемая на бирже и у сторонних поставщиков, что приведет к дальнейшему росту себестоимости и расходов, связанных с ее приобретением;
  • — Высокая вероятность повторения экономического кризиса в ближайшие годы накладывает существенные ограничения на экономическую активность в регионе и обуславливает замедление темпов роста рынка нефтепродуктов;
  • — Отсутствие скидок, предоставляемых корпоративным клиентам, ослабило позиции Общества на рынке корпоративных продаж и привело к незначительному оттоку крупных клиентов;
  • — Отсутствие скидок, предоставляемых физическим лицам по программе «Активная скидка» негативно сказалось на уровне лояльности клиентов;
  • — Стагнация грузового автопарка Самарской области сдерживает рост рынка дизельного топлива и сжиженного газа;
  • — Замедление темпов роста регионального рынка нефтепродуктов;
  • — Длительные процедуры согласования инвестиционных проектов в Компании замедляют темпы развития сети в регионе, уменьшают количество потенциальных эффективных проектов из-за активности конкурентов;
  • — Рост тарифов естественных монополий и необходимость содержания большого количества сервисных организаций (РН-Карт, РН-Учет, РН-Информ, терминальное хозяйство и другие) ведет к ускоренному росту издержек обращения;
  • — Рост стоимости земельных участков ведет к удорожанию полной стоимости инвестиционного объекта и увеличению сроков окупаемости;
  • — Недостаток трудовых ресурсов на рынке Самарской области, переманивание персонала конкурентами.

Анализ положительных и отрицательных внешних факторов показал, то для повышения операционной эффективности сети АЗС ОАО «Самаранефтепродукт» необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Сократить издержки обращения.
  • 2. Сохранить лидирующие позиции на региональном рынке нефтепродуктов в условиях высокой активности конкурентов.

Повысить уровень доходности розничных продаж.

Поставленные задачи необходимо будет решать при следующих ограничениях:

  • 1. Снижение удельных издержек обращения должно достигаться в условиях роста тарифов естественных монополий и сервисных организаций, ежегодной индексации заработной платы, изношенности основных фондов и сохранения высокого уровня сервиса.
  • 2. Дальнейшее развитие сети возможно только за счет строительства АЗС новых и стандартных форматов, которые будут соответствовать разработанным критериям эффективности.
  • 3. Оперативность принятия стратегических решений, направленных на развитие Общества должна обеспечиваться в условиях длительных сроков согласования подобных проектов Компанией.
  • 4. В условиях государственного мониторинга возможность использования ценового фактора в качестве инструмента регулирования рентабельности и объема продаж нефтепродуктов существенно ограничена, поэтому необходим поиск новых способов повышения доходности розничных продаж, которые не связаны с реализацией нефтепродуктов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой