Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Периодизация истории искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, в рамках каждой эпохи имеется множество цивилизаций, искусство которых принципиально различно. В частности, в современную эпоху существуют западноевропейская и североамериканская цивилизации, составляющие, в сущности, единое историческое целое, китайская цивилизация, русская цивилизация, индийская цивилизация, арабская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, африканская… Читать ещё >

Периодизация истории искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство радикальным образом меняется при переходе от одной ступени развития общества к другой. Первобытное искусство невозможно спутать с древним или средневековым; средневековое искусство принципиально отлично от искусства Нового времени и тем более от современного искусства.

С другой стороны, в рамках каждой эпохи имеется множество цивилизаций, искусство которых принципиально различно. В частности, в современную эпоху существуют западноевропейская и североамериканская цивилизации, составляющие, в сущности, единое историческое целое, китайская цивилизация, русская цивилизация, индийская цивилизация, арабская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, африканская цивилизация, цивилизация стран Юго-Восточной Азии и др.

Искусство каждой из этих цивилизаций во многих аспектах отлично от искусства других цивилизаций: западноевропейское искусство мало похоже на индийское или китайское искусство; русское искусство напоминает западноевропейское искусство, поскольку русская цивилизация близка во многих аспектах западноевропейской, но совершенно отлично от арабского или африканского искусства.

История искусства нуждается в обоснованной периодизации. Поскольку искусство представляет собой порождение культуры и изменяется вместе с ее изменением, такая периодизация не может не совпадать с разбиением истории человеческой культуры на определенные периоды. Основные этапы развития культуры должны являться одновременно и основными этапами эволюции искусства.

Из многих тысячелетий человеческой истории более или менее точно известны только последние пять тысяч лет. Истоки человечества покрыты глубоким мраком, будущее человечества неопределенно.

История явно неоднородна, и первый вопрос, который возникает при знакомстве с нею: из каких качественно различных периодов она слагается?

Отчетливо различимые этапы, которые прошло человечество, называются по-разному, но чаще всего говорят об исторических эпохах.

Историческая эпоха — это наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Каждая историческая эпоха — это также сложная система только для нее характерных ценностей.

Рассмотрение истории как серии следующих друг за другом качественно различных эпох придает истории линейно-стадиальный, ступенчатый характер. Переход от одной эпохи к другой представляет собой переворот во всех сферах социальной жизни.

Человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на различия в жизни отдельных народов и культур. Выделение цивилизаций как определенных целостностей представляется ценным, но только при условии, что оно не противопоставляется концепции универсальной истории: нельзя возводить в принцип ни положение о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни тезис о единстве человеческой истории как таковой.

Истолкование истории требует объединения формационного и цивилизационного подходов к развитию человечества. История не является совокупностью только внешним образом связанных между собой цивилизаций. Цивилизации, существующие в одну и ту же историческую эпоху, в важных моментах сходны друг с другом. История включает в себя также скачки и перерывы постепенности, она слагается из серии последовательных, отличных в своей сущности ступеней, или эпох.

Концепция единой истории, включающей как разнородные ступени (эпохи), так и разнородные социальные комплексы в рамках каждой из ступеней (цивилизации), опирается на идею: каждая из основных эпох, исключая примитивно-коллективистическое первобытное общество, имеет в качестве своих полюсов закрытые (или коллективистические) и открытые (индивидуалистические) цивилизации.

Эта концепция органично соединяет формационный и цивилизационный подходы к истории и показывает, что дихотомия «либо формации (эпохи), либо цивилизации» несостоятельна.

В человеческой истории обычно выделяются четыре основные ступени, или эпохи: первобытное, или архаическое, общество; аграрное древнее (античное) общество; аграрно-промышленное (средневековое) общество; индустриальное общество, превратившееся во второй половине прошлого века в постиндустриальное общество.

В истории искусства, следующей за развитием культуры, можно выделить, таким образом, следующие основные этапы: первобытное искусство, древнее искусство, средневековое искусство и искусство индустриального общества.

Последний этап истории искусства охватывает почти шесть столетий. Он начинается с периода Возрождения — времени зарождения индустриального общества и продолжается по сей день. Эта эпоха в развитии искусства насыщена событиями, как никакой другой период, и представляет собой наибольший интерес для современности. В связи с этим ее принято подразделять на более мелкие периоды, отличающиеся определенным своеобразием.

Выделяются, в частности, искусство Нового времени и современное искусство. В рамках последних двух периодов, отличающихся энергичным развитием и определенной внутренней неоднородностью, выделяются более мелкие этапы. Принципом их выделения служит господствовавший в определенное время художественный стиль.

Так, искусство Нового времени подразделяется на искусство Возрождения, барокко, классицизм, романтизм и реализм. Двумя последовательными стилями современного искусства считаются модернизм и постмодернизм. Однако в XX в. наряду с открытым обществом существовали также две похожие друг на друга фор;

мы закрытого общества, искусство которых принципиально отличалось от искусства открытого общества. В связи с этим необходимо помимо модернизма и постмодернизма, являющихся стилями искусства открытого общества, выделять в качестве особого стиля также социалистический реализм, представляющий собой стиль искусства современного закрытого общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой