Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Расширение ЕС: от 15 до 27 членов Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со вступлением в ЕС новых членов ситуация в сельском хозяйстве Европы, как и ожидалось, усложняется. Германия и в еще большей степени Великобритания, настаивают на том, чтобы единый бюджет ЕС, из которого выделяются дотации на развитие бедных стран (в том числе Испании и Польши), не превышал 1% от ВВП Евросоюза (117 млрд евро в год), что означало бы, что польские и испанские фермеры получат… Читать ещё >

Расширение ЕС: от 15 до 27 членов Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Копенгагенские критерии

1 мая 2004 г. — день вступления в Европейский союз десяти новых стран: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии. Ранее, после четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. количество членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В мае 2004 г. Европейский союз завершил новый, самый крупномасштабный этан, превратившись из ЕС-15 в ЕС-25. Через три года, в 2007 г., членами ЕС стали Болгария и Румыния; ЕС расширилось до 27 членов-государств, население которых составляет более 480 млн чел.

Данный этап расширения уникален с точки зрения своего масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих в ЕС стран, увеличению территории и населения, а также различиям их исторического опыта, культур и этнических традиций.

Для вступления в ЕС страна-кандидат должна выполнить экономические и политические условия, известные как Копенгагенские критерии, в соответствии с которыми она обязана:

  • o обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, соблюдение прав человека, верховенство закона и защиту меньшинств;
  • o обладать эффективной рыночной экономикой, способной адаптироваться к давлению конкуренции в рамках ЕС;
  • o реализовывать общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союзов.

Ни один из этих критериев в полной мере не был реализован восточноевропейскими странами, но, тем не менее, они были приняты в ЕС.

Шенгенское соглашение

В небольшой люксембургской деревне Шенген 14 июня 1985 г. между пятью европейскими государствами (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) был заключен договор. Его целью стала постепенная отмена всех форм контроля на внутренних границах между государствами — участниками договора и введение единых правил въезда и выезда на внешних границах этой группы стран. Для определения технических деталей договора в июне 1990 г. была подписана Конвенция по выполнению Шенгенского соглашения. Договор начал действовать в этой группе стран и присоединившихся к ним Испании и Португалии с 26 марта 1995 г. Позднее к соглашению присоединились Италия, Греция, Австрия и страны Скандинавского паспортного союза: Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия. С 1 мая 1999 г. вступил в силу Шенгенский протокол к Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г., который сделал соглашение частью общеевропейского права. Все вступившие в ЕС страны обязаны принять шенгенские правила. В то же время в Шенгенскую зону входят две страны, не являющиеся членами Союза (Исландия и Норвегия, они — члены ЕАСТ), а два государства ЕС (Великобритания и Ирландия) от вхождения в зону Шенгена отказались. В Шенгенскую зону также входят Андорра, Монако, Сан-Марино, Ватикан, Гренландия и Фарерские острова, принадлежащие Дании, в связи с организацией ими свободного перемещения с государствами-участниками соглашения.

Общая сельскохозяйственная политика

По предварительным данным Европейского департамента статистических исследований (Евростата), в 2003;2010 гг. рост сельского хозяйства составил 0,8% по сравнению с периодом 2001;2002 гг. При этом рост доходности в странах ЕС обусловлен в первую очередь не прибылью, которая уменьшилась на 1,5%, а снижением затрат на производство продукции.

Со вступлением в ЕС новых членов ситуация в сельском хозяйстве Европы, как и ожидалось, усложняется. Германия и в еще большей степени Великобритания, настаивают на том, чтобы единый бюджет ЕС, из которого выделяются дотации на развитие бедных стран (в том числе Испании и Польши), не превышал 1% от ВВП Евросоюза (117 млрд евро в год), что означало бы, что польские и испанские фермеры получат значительно меньше, чем они рассчитывали в соответствии с Ниццким договором 2000 г. (помимо целевых ассигнований на сельское хозяйство). В декабре 2002 г. Европейская комиссия (ЕК) приняла новые правила, упрощающие процедуру предоставления государственной помощи в области сельского хозяйства, которые действовали до конца 2006 г. Другое решение ЕК предусматривало выделение 7,3 млрд евро новым членам ЕС на модернизацию сельского хозяйства. Напомним, что уровень государственной поддержки фермеров в «старых» странах — членах Союза в ближайшей перспективе останется на уровне 60−70 млрд евро ежегодно, что включает в себя как прямые дотации, так и таможенные льготы. В последнее время в обществах стран Евросоюза с тревогой обсуждают вопросы о перспективах аграрной Европы в свете ее расширения за счет сельскохозяйственных стран Восточной Европы, а также вопросы старения сельского населения, сокращения его численности, истощения почв. Не без оснований утверждается, что рост числа занятых после расширения ЕС и структурные сдвиги в связи с ростом конкуренции среди фермеров могут иметь серьезные последствия для экономической и социальной сферы аграрного сектора. При этом подчеркивается необходимость наращивания финансирования сельских местностей. В настоящее время на эти цели по линии ЕС и отдельных стран выделяется 17−20 млрд евро ежегодно. Программы охватывают инвестиции в регионы, целевые программы инвестиций для поддержки молодых фермеров, разработку региональных планов развития и др.

В целях внедрения национальных программ по улучшению стандартов в области окружающей среды, содержания животных и вопросов гигиены некоторые виды государственной помощи будут предоставляться без ранее необходимого одобрения ЕК. Среди этих видов:

  • o объем помощи в инвестировании может достигать 40% для фермеров, 50% - в неблагоприятных областях и дополнительно 10% дается молодым фермерам;
  • o помощь может достигать 100% в случае возникновения издержек на охрану сельской местности и традиционных зданий;
  • o помощь в размере до 30 тыс. евро может быть предоставлена молодым фермерам для упрочнения положения и в случае раннего выхода на пенсию;
  • o 100%-ное возмещение административных издержек при разведении крупного рогатого скота;
  • o помощь на выплату страховых взносов;
  • o помощь в течение трех лет в размере до 100 тыс. евро на человека может предоставляться для стимулирования производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, а также для обучения и переобучения фермеров и сельскохозяйственных рабочих.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой