Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятия право и свобода в значительной степени равнозначны. Зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще. Отдельные конституционные нормы содержат оба термина: в частности, свобода совести предполагает право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ), свобода передвижения включает право выбирать место пребывания… Читать ещё >

Классификация прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающие права и свободы могут быть классифицированы.

  • 1. Самое общее деление прав и свобод — деление их на права человека и права гражданина — связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества, человек имеет равные права со всеми другими, но, как член политически организованного общества, он имеет равные права лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству (находится с ним в устойчивой правовой связи); у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.
  • 2. Понятия право и свобода в значительной степени равнозначны. Зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о свободах не говорится вообще. Отдельные конституционные нормы содержат оба термина: в частности, свобода совести предполагает право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ), свобода передвижения включает право выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ). Но между ними есть и различие. «Свобода» — понятие более общее, чем «право»: нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических). Свобода, как правило, осуществляется исключительно по усмотрению управомоченного лица (свобода мысли, свобода совести и т. п.), а для реализации права зачастую необходимо совершение каких-либо действий обязанным лицом (так, право на образование может быть реализовано при создании в государстве системы образования, реализации родителями обязанности обеспечить получение детьми основного общего образования; право на отдых реализуется посредством установленного государством нормирования рабочего времени, предоставления работодателем выходных дней, отпусков и т. п.).
  • 3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (солидаристские). Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности, относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37), права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69 Конституции РФ, Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), право на петиции, право на гражданское неповиновение и др.
  • 4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные, посредством которых реализуются основные. Так, право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) конкретизируется в праве каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и правом граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).
  • 5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные), принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, если права пенсионеров рассматриваются как общие, то права ненсионеров-инвалидов, военных пенсионеров — как особенные; права государственных служащих — как общие, а права помощников депутатов, работников прокуратуры — как особенные. Права, принадлежащие одной и той же группе лиц, в одних случаях могут рассматриваться как общие, а в других — как особенные. В частности, рассматривая связку «права граждан Российской Федерации — права наемных работников», можно сказать, что права наемных работников являются особенными, а в связке «права наемных работников — права работающих женщин» те же права являются общими.
  • 6. Выделяют абсолютные права и свободы, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены, и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым — свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.
  • 7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы 1949 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др. По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:
  • 1) личные (гражданские) права и свободы — те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К данным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка (право на национальную и культурную самоидентификацию); свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии;
  • 2) политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от его гражданства). К данной группе прав и свобод относятся: право на объединение; свобода собраний и манифестации; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций («право на мирные собрания», «свобода манифестаций»); право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе, право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации («свобода печати»);
  • 3) экономические, социальные и культурные права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевых законодательствах (трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.). Указанную группу нрав и свобод составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права (на груд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку); право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.
В системе прав и свобод личности особое, центральное место занимает право на жизнь, которое объективно является первичным, создающим непреложную основу для возможности обладания всеми другими правами и свободами. Это право не зависит от этнической принадлежности и вероисповедания человека, от его правового статуса, социального положения, возраста, душевного и физического здоровья, от его личных качеств. Защита права на жизнь обеспечивается преимущественно уголовно-правовыми методами, однако его охрана, обеспечение реализации включают гораздо более широкий набор составляющих. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вкладывает в содержание права на жизнь очень широкий смысл, полагая, что оно включает не только право на физическое существование, но также право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и бесчеловечному обращению или наказанию, право на социальное обеспечение, охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на труд в условиях безопасности и гигиены и т. п. (все эти права так или иначе дополняют фундаментальное право на жизнь, обеспечивая его эффективную реализацию)[1]. Право на жизнь, будучи основным и неотъемлемым, одновременно является и наиболее уязвимым и нарушаемым в современном мире, причины чего кроются в большом количестве вооруженных конфликтов, террористических актов, природных и техногенных катастроф, в высоком уровне преступности, травматизма на производстве и в быту, гибели граждан в период прохождения военной службы, в дорожно-транспортных происшествиях и т. п.

В содержании права на жизнь кроется много правовых, нравственных, философских и прочих аспектов и проблем, большинство из которых не имеют, подчас, однозначного юридического решения (проблема установления временных границ существования права на жизнь, определения момента возникновения и прекращения этого права[2] (проблема актуализируется в связи с развитием медицинской науки и практики, различением таких понятий, как «биологическая смерть», «клиническая смерть», «управляемая смерть»; с обозначенной проблемой тесно сопрягается и другая, не менее тонкая и животрепещущая — проблема трансплантации человеческих органов); проблема эвтаназии (которая в Российской Федерации запрещена под страхом уголовного преследования); проблема правомерности исполнения приказа, связанного с лишением (возможным лишением) жизни других людей; проблема «условно правомерного лишения жизни» (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов наделены правом на применение оружия, которое может привести к лишению жизни человека; в ходе необходимой обороны обороняющийся может причинить смерть нападавшему и т. п.) и др.).

Наиболее острой, дискутируемой, регулируемой противоречивыми правовыми нормами и непоследовательными правовыми предписаниями является проблема смертной казни. В конце 2009 г. в данном вопросе появилась большая определенность, но окончательно проблема все-таки не разрешена. Смертная казнь в Российской Федерации допускается непосредственно Конституцией РФ (ч. 2 ст. 20). При этом уже в момент принятия Конституции РФ данная мера наказания рассматривалась как временная («…впредь до ее отмены…»), как мера исключительная, устанавливаемая только за особо тяжкие преступления против жизни, при обязательной процессуальной гарантии — предоставлении обвиняемому права на суд присяжных. Таким образом, сохранение в УК РФ пяти составов преступлений, предусматривающих в качестве санкции смертную казнь, формально не противоречит Конституции РФ. Тем не менее, с 1997 г. в России смертные приговоры не исполняются (вследствие реализации Президентом РФ конституционного полномочия по осуществлению помилования), а с 1999 г. — и не выносятся (вследствие правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан», в соответствии с которой в России устанавливался запрет на вынесение смертных приговоров до тех пор, пока на всей территории РФ не начнут функционировать суды присяжных). С 1 января 2010 г. суды с участием присяжных заседателей начали функционировать в Чеченской Республике — последнем субъекте РФ, в котором их до сих пор не было. В этой связи встал вопрос о судьбе моратория на вынесение смертных приговоров, установленного КС РФ, что обусловило запрос ВС РФ в КС РФ о разъяснении Постановления КС РФ от 02.02.1999 № 3-П.

В Определении от 19.11.2009 № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовнопроцессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», вынесенном по данному запросу, КС РФ фактически продлил мораторий на применение смертной казни в Российской Федерации на неопределенный срок. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в Российской Федерации действует конкретизирующий закрепленные Конституцией РФ гарантии права на жизнь комплексный мораторий на применение смертной казни. В результате длительного моратория на применение смертной казни в России сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международноправовой тенденции (большинство государств мира не допускают смертную казнь) и обязательств, взятых на себя РФ1)! происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, в связи с чем и введение суда присяжных на всей территории РФ не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни, был подписан РФ в 1997 г., что было одним из условий вступления России в Совет Европы, и внесен Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу в 1999 г. Отклонен он не был и до сих пор находится на рассмотрении, следовательно, в силу ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. РФ связана обязательством об отмене смертной казни до тех пор, пока она ясно и официально не выразит свое намерение не быть участником подписанного, но не ратифицированного международного договора.

Европа свободна от смертной казни (данный архаичный вид наказания, помимо России, не отменен пока только в одной европейской стране — Республике Беларусь). Установление бессрочного моратория на применение смертной казни в Российской Федерации — безусловно, большой шаг вперед по пути построения правового демократического государства, однако предпочтительным, окончательным решением проблемы стала бы полная отмена смертной казни посредством исключения этой санкции из всех составов уголовных преступлений (для чего не требуется пересмотра Конституции РФ и изменения текста ч. 2 ст. 20).

Завершая характеристику классификации прав и свобод, еще раз подчеркнем известную условность данной классификации, а также неразрывную взаимосвязь прав и свобод, относимых к различным группам. Так, социальные, экономические и культурные права и свободы часто рассматривают в качестве самостоятельных групп; нередко в самостоятельную группу выделяют экологические, информационные права и т. п. Иногда свободу слова и свободу печати включают в одну группу прав и свобод, право собственности и свободу труда относят к личным правам и свободам, право на объединение может реализовываться не только посредством объединения в политические партии или общественные организации, но и посредством создания гражданами хозяйственных обществ, кооперативов и т. п. Нередко для достижения той или иной цели в одном срезе общественных отношений гражданин реализует различные права и свободы (участвуя в избирательных правоотношениях (реализуя право на участие в управлении государственными делами), гражданин может часть своего имущества (денег) внести в избирательный фонд того или иного кандидата, вступить в договорные имущественные отношения (например, собирать подписи в поддержку того или иного кандидата на возмездной основе); институт открепительных удостоверений, позволяющих гражданину принять участие в голосовании не по месту своего жительства, обеспечивает реализацию гражданином как избирательного права (относящегося к группе политических прав и свобод), так и свободы передвижения (традиционно принадлежащей к группе личных прав и свобод)).

  • [1] См., в частности: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета.2004. 28 июля; Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апреля.
  • [2] В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" приказомМипздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687 были утвержденымедицинские критерии рождения, исходя из того, что моментом рождения ребенка считается момент отделения плода от организма материпосредством родов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой