Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Редактирование повествования. 
Стилистика и литературное редактирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обладатель феноменальной памяти Самвел Гарибян, дважды попадавший в Книгу рекордов Гиннесса, намерен пресечь незаконное использование своего метода изучения иностранного языка. Он обвинил в плагиате авторов книги «Как запоминать слова», в которой без ссылок на авторство использован его метод ассоциаций. В качестве компенсации за нарушение авторских прав Гарибян потребовал сумму в 25 тысяч… Читать ещё >

Редактирование повествования. Стилистика и литературное редактирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель повествования как способа изложения и вида текста — дать представление о событии в развитии, динамике на основе авторского видения ситуации, его памяти.

По тематике, материалу, жанровым особенностям выделяют историческое, биографическое и публицистическое повествование.

По способу представления событий, позиции автора в тексте выделяют повествование эпическое (автор как сторонний наблюдатель рассказывает о случившихся в прошлом событиях: Пришел. Увидел. Победил) и повествование сценическое (автор наглядно представляет события прошлого или настоящего, как бы вовлечен в них: Бабушка лежит в комнате. Я подхожу и говорю: «Бабушка, я принесла теплого хлеба». У нее глаза открыты, неподвижный взгляд. Она умерла. — Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда).

Структура повествования включает узлы повествования — его простейшие смысловые единицы, представляющие относительно законченные эпизоды в контексте изложения в целом, каждый из которых мотивирован предыдущими, мотивирует последующие события и часто детализирован элементами описания.

Чаще всего узлы повествования названы глаголами совершенного вида прошедшего времени (эта форма имеет значение законченного действия, результата).

Узлы повествования в тексте подчинены принципу систематизации (например, их перечисление в хронологической последовательности). Логически и синтаксически все они связаны сочинительной связью, то есть равноправны, но каждый из них подразумевает и причинно-следственные отношения, поскольку оказывается следствием того, что было раньше, и причиной того, что произойдет позже.

Динамика повествования (спокойное, размеренное или стремительное действие) часто отражает свойства реального события и в тексте создается за счет отбора узлов повествования и детализации каждого из них.

Повествование имеет обрамление — вступление, которое называет (и оценивает) тему в целом и часто является первым, инициирующим дальнейшие события узлом повествования, и концовку — последний узел повествования, итоговую фразу-точку, логически связанную со всем текстом.

В СМИ повествование лежит в основе жанра репортажа, используется при написании информационных, художественно-публицистических произведений. Фрагменты повествования могут выполнять роль аргумента, иллюстрации, конкретного примера.

Работая с повествованием, редактор сначала определяет его вид, оценивает обоснованность его выбора темой, спецификой фактического материала, жанром и назначением текста или его фрагмента. Далее выделяются и оцениваются узлы повествования, проверяется их последовательность, т. е. хронология.

Виды хронологии:

  • — прямая, когда изложение событий в тексте соответствует их реальной последовательности;
  • — смешанная, когда в прямой хронологии появляются отступления — возвраты назад, опережение событий; такие вставки обычно включаются в текст репликами типа: забегая вперед, вспомним, напомним и т.н.;
  • — обратная, когда события излагаются от конца к началу (в текстах СМИ практически не встречается).

Прямая хронология самая распространенная и не требует какого-либо обоснования, поскольку она отражает реальный ход событий и представляет нулевой структурный уровень. Отступления в смешанной должны быть мотивированы, поэтому требуют особого внимания редактора. В СМИ элементы смешанной хронологии встречаются в новостных материалах во вступлении.

Требования к узлам повествования:

— называть существенный для темы фрагмент действительности с необходимой степенью детализации;

быть мотивированным предыдущим узлом и мотивировать следующий;

  • — в контексте адекватно отражать смысловые связи, не искажая реального события;
  • — быть адекватно, точно наименованным средствами языка.

В текстах с линейной структурой, к которым относится и повествование, все это приобретает первостепенное значение. Неправильный выбор узлов, неточное словоупотребление, сбои в динамике повествования, сбивчивое, непродуманное изложение снижают качество текста, оставляют ощущение наспех написанного, литературно не обработанного материала.

Основные недостатки узлов повествования:

  • — лишние узлы повествования, когда названы несущественные подробности, допущены неоправданные повторы: это меняет динамику повествования, делает его неряшливым, уводит от темы;
  • — излишняя/недостаточная/хаотичная детализация узлов повествования из-за непроработанности фактического материала;
  • — пропущенные узлы повествования: в результате создаются ложные смысловые связи/возникают смысловые лакуны;
  • — неряшливое, неточное словоупотребление.

Сообщение — как тип речи и вид текста — редактируется принципиально гак же, как и повествование. Редактор следит за правильным выбором узлов, их детализацией, динамикой изложения, его логической строгостью. Но перед ним стоит задача максимально кратко и емко изложить главное в событии.

Назначение сообщения — связать событие с определенным моментом в жизни, дать как можно более оперативную информацию о происходящем. Сообщение лежит в основе новости, заметки, расширенной информации как жанров СМИ.

Обычно сообщение состоит из ответов на вопросы: «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?» произошло или произойдет, кто участники события или жертвы обстоятельств. И эта формула сообщения не менялась со времен римского оратора Квинтилиана, впервые ее предложившего.

Редактирование сообщений требует от редактора умения правильно выбрать первую фразу текста. Это может быть ответ на любой из вопросов, но выбирается он не произвольно, а с учетом характера события. Например, с ответа на вопрос «как?» можно начать сообщение о какомлибо захватывающем или трагическом событии: Сенсационно успешно провели первый матч мужской Лиги чемпионов волейболисты московской команды… С ответа на вопрос «кто?» — сообщение о событиях, участниками которых были хорошо известные и интересные аудитории люди: Президент подписал указ, который предусматривает… Ответ на вопрос «что?» в начале сообщения подчеркивает важность события безотносительно к его участникам и характеру протекания: Борьбе с терроризмом будут посвящены…

Далее компоненты сообщения следуют чаще всего по степени важности, установленной автором, т. е. по принципу перевернутой пирамиды. Если это так, редактор работает далее с компонентами сообщения, а в случае необходимости сокращает текст, отсекая нижние элементы пирамиды, не прибегая к другим приемам редактирования.

Ш Прочитайте типичное эпическое повествование. Почему оно отнесено к этому виду? Какова позиция автора? Узлы в повествовании (в первой половине текста выделены полужирным шрифтом) систематизированы на основе хронологии событий. Какая глагольная форма использована для их наименования? Найдите вступление и концовку повествования. С какими рамочными элементами структуры текста их можно соотнести?

Это был акт детской мести. В 1886 году некий московский сорвиголова 10—12 лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то шалость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить. На болотистом берегу речки Пресни он наловил с десяток ужей. Добычу свою в мешке принес в купеческие хоромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре… Мощное купеческое «Караул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию.

Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро: нашел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую, без особого труда вычислил виновника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварями отнес в участок, чтобы следующим утром выпустить несчастных куданибудь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, заинтересовался содержимым явно «не местного» мешка. Какой же мощи были выражения, разносившиеся, но всему участку! В результате решительных действий разгневанного пристава «таких-растаких змеюк» вышвырнули на ближайший пустырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию.

Ш Прочитайте фрагмент сценического повествования? Почему текст отнесен к этой разновидности? Каковы существенные отличия его от эпического повествования?

Скорее. Хватаюсь за ручку. Рву вверх. Чуть не вскрикиваю. Хруст пальцев. Резь в кисти. Ручка ни с места. Бросаюсь вправо к узкой створке. Это форточка. Ручка поворачивается. Мелькнуло: не пролезу. Боком просовываю ноги, сажусь на карниз. Свежий ветер бьет в лицо.

Ш Прочитайте сообщения. Сформулируйте вопросы, на которые они отвечают. По каким структурным схемам они строятся и в каких жанрах СМИ использованы? Обратите внимание на текст Б, в котором вслед за сообщением о событии даны подробности его предыстории, оформленные как эпическое повествование. Это типичный прием.

Текст А

Хозяева одного из фешенебельных ресторанов столицы — «Арагви» — на днях были привлечены к ответственности за использование в своей изысканной кухне испорченных, просроченных и несертифицированных продуктов и ненадлежащее обслуживание посетителей. Все эти факты выяснились во время ревизии питейного заведения, проведенной сотрудниками Мосторгинспекции по жалобе клиента. Претензии недовольного гурмана были признаны справедливыми.

Текст Б

Обладатель феноменальной памяти Самвел Гарибян, дважды попадавший в Книгу рекордов Гиннесса, намерен пресечь незаконное использование своего метода изучения иностранного языка. Он обвинил в плагиате авторов книги «Как запоминать слова», в которой без ссылок на авторство использован его метод ассоциаций. В качестве компенсации за нарушение авторских прав Гарибян потребовал сумму в 25 тысяч минимальных зарплат и еще 15 тысяч — как компенсацию морального ущерба.

Как сообщила его адвокат Ирина Тулубьева, в 1996 году Гарибян опубликовал пособие по изучению английского языка «Мой новый Вавилон», в котором изложил методику ассоциативного запоминания иностранных слов. Например, drug (лекарство) — драгоценное лекарство, sleep (спать) — глаза слипаются. Книга пользовалась большим успехом на рынке. Но три года спустя появилось другое пособие — «Как запоминать слова», в котором 260 из 2500 «запоминалок» позаимствовано без ссылок из книги Гарибяна, а все остальные, по его мнению, не годятся для изучения языка. Ко всему прочему, в предисловии авторы раскритиковали учебник Гарибяна «Мой новый Вавилон», назвав его ассоциации устаревшими.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой