Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Публицистика Хосе Марти: 1853-1895 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Североамериканский этап (1881−1891 гг.): интенсивное сотрудничество с редакциями кубинских и латиноамериканских эмигрантских изданий в Нью-Йорке и рядом газет и журналов, издававшихся в странах Южной и Центральной Америки. В 1881 г. Марти становится корреспондентом венесуэльской газеты «La Opinion Nacional» («Мнение Нации») и крупной аргентинской газеты «La Nacion» («Нация»), сотрудничество… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ МАРТИ
    • 1. 1. Марти-публицист о природе человека и духовной жизни личности
    • 1. 2. Мартианская концепция просвещения
  • ГЛАВА II. ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МАРТИ
    • II. 1. Мартианский идеал личности
    • II. 1. Социальный идеал публициста
  • ГЛАВА III. ВОЗЗРЕНИЯ МАРТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
    • III. i. Мартианская интерпретация предназначения и функций периодической печати
      • III. 2. Марта о коммерческой журналистике
      • III. 3. Издательские проекты Марти,.ИЗ
      • III. 4. Периодическая печать и публицистика в системе просветительства (к характеристике воззрений Марти на журналистику)
  • ГЛАВА IV. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ МАРТИ
    • IV. 1. Жанровая система творчества Хосе Марти
    • IV. 2. Просветительский костумбризм в латиноамериканской публицистике и бытоописательные очерки Марти североамериканского периода

Публицистика Хосе Марти: 1853-1895 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В течение столетия после гибели выдающегося лидера кубинского освободительного движения, поэта и публициста Хосе Марти Переса (1853−1895 гг.) его публицистическое наследие привлекало внимание различных общественных сил и научных школ. Интерес к творчеству Марти-публициста обусловлен не только идейным и стилистическим богатством и разнообразием, многомерностью и глубиной его произведений, но и политическими факторами: его имя и публицистика нередко использовались для обоснования и защиты разнообразных, порой антагонистических, идеологических схем, политических интересов и устремлений. Это обстоятельство во многом определило различия (нередко — кардинальные) в трактовке наследия Марти. Неоднозначность восприятия и интерпретации многих работ публициста порождена не только различием идеологических и методологических установок исследователей, но и масштабностью оставленного им публицистического наследия, требующего объективного системного изучения, свободного от идеологических пристрастий.

Произведенное накопление исследовательского материала позволяет осуществить в наши дни переход от поисково-описательного этапа сбора и изучения эмпирических данных к этапу историко-теорети-ческого осмысления публицистического творчества Хосе Марти, открывающего возможность увидеть за фактами закономерности, выявить связь и типологическое родство его наследия с публицистикой предшественников и современников — родство, объясняющее многие особенности содержания и формы произведений. Применение историко-теоре-тического подхода, отличающегося как от «собственно исторического», так и «собственно-теоретического» исследования комплексным характером представления научного знания1, позволит полнее и рельефнее представить действительное историческое значение деятельности публициста не только в латиноамериканском, но и в общемировом контекте.

Состояние тутой разработки темы. В исследованиях творчества Марти преобладают труды, в которых основной упор переносится на литературоведческий анализ произведений. При этом публицистические.

1 Корнилов Е. А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997. С.15−16. работы выдающегося кубинца рассматриваются как часть его прозаического литературного наследия, без учёта специфики, присущей им как произведениям публицистики. К числу таких литературоведческих исследований относится труд X. Маринельо, в котором изучались вопросы литературного мастерства Марти и проблема отношения его творчества к модернизму, книга Х. А. Портуондо, монография И, Шульмана об экспрессивных ресурсах творчества Марти и о роли символов и цвета в создании художественной образности произведений кубинского литератора, Х.-О. Дилля — об идейно-эстетической системе его литературного творчества, 1 а также другие исследования литературоведческого профиля.

Монографии Э. Альмендроса и С. Ариаса исследуют концепцию «журнала для детей Америки» — «La Edad de Oro» («Золотой возраст») и характеризуют идейно-художественный комплекс работ Марти (поэзии, художественной прозы, публицистики), увидевших свет на страницах этого журнала.2 Внимание авторов упомянутых монографий было сосредоточено на педагогических воззрениях Марти, отраженных в публикациях журнала «La Edad de Oro», содержание же журнала рассматривалось главным образом в аспекте изучения его вклада в развитие латиноамериканской детской литературы.

Некоторые стилевые и содержательные особенности публицистических произведений Хосе Марти получили отражение в работах О. Н. Гирина, 3 который также рассматривал публицистику как часть литерал у /.

Marinello, J.: Jose Marti — escritor americano. La Habana, 1962. (В русском переводе: Маринельо, X. Хосе Марти — испаноамери-канский писатель. (Марти и модернизм). М., 1964.) — Portuondo, J.A.: Marti, escritor revolucionario. La Habana. 1982; Sciiulman, I. A.: Simbolo y color en la obra de Jose Marti. Madrid, 1960; Dill, H.-0.: El ideario literario y estetico de Jose Marti. La Habana. 1975.

2 Almendros, H.: A proposito de «La Edad de Oro». Notas sobre literatura infantil. La Habana. 1972; Arias, S.: Acerca de la «Edad de Oro». La Habana, 1980.

3 Гирин Ю.H.: Концепция личности в поэзии Хосе Марти. //Латинская Америка. 1979. N 6- Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти.//Там же, 1982. N 1, С.98−107. турного наследия виднейшего представителя латиноамериканской поэзии и прозы XIX в.

Работы, посвященные изучению публицистики как особой сферы творчества Марти, немногочисленны. Публицистическая деятельность Марти изучалась в монографии М. П. Гонсалеса «Хосе Марти — эпический летописец Соединённых Штатов в восьмидесятые годы» .1 В этой работе, первое издание которой увидело свет в США, характеризуется часть произведений публициста, написанных для аргентинской газеты «La Nacion» («Нация»), других латиноамериканских изданий в период жизни и работы Марти в Нью-Йорке, и включенных в цикл «Североамериканские сцены» в соответствии с литературным завещанием Марти. Монография М. П. Гонсалеса отражает тенденциозный подход этого автора к отбору материала для исследования: он намеренно оставил без внимания ряд острокритических работ Марти о Соединенных Штатах, написанных в 1880-е гг.(например, многие хроники о политической жизни, избирательном процессе, внешней политике США).

Вышедшие на Кубе в послереволюционный период работы о журналистской деятельности Марти посвящены главным образом описанию его сотрудничества с редакциями периодических изданий Латинской Америки и Соединенных Штатов, а также деятельности в качестве создателя, руководителя и ведущего публициста печатного органа Кубинской революционной партиигазеты «Patria» («Родина»)2.

Публицистика интеллектуального вдохновителя кубинского освободительного движения длительное время оставалась вне поля зрения отечественных историков журналистики. Одной из немногих работ, непосредственно посвященных публицистическому творчеству Марти, является краткая вступительная статья В. С. Столбова к сборнику, включающему часть переведенных на русский язык произведений публициста о Соединенных Штатах.3.

1 Gonzales, М.Р.: Jose Marti, Epic Chronicler of tne United States in the Eighties. Habana. 1961.

2 Becali, R.: Marti corresponsal. La Habana. 1976; Henriques Urena, C., y otros: El periodismo en Jose Marti. La Habana. 1977; Hidalgo, I.:" Patria": organo del patriotismo virtuoso y fundador. //El Partido Revolucionario Cubano y «Patria», trinchera de ideas. La Habana, 1983, etc.

3 Столбов В. С. Хосе Марти — публицист. // Марти X. Североаме.

Историко-журналистские исследования творчества Хосе Мартикак отечественные, так и зарубежныене содержат системную характеристику идейной основы его творчества, определяющей специфику проблемно-тематического комплекса произведений и особенности их формы.

Значительную часть исследований, посвященных Марти, составляют биографические работы, отражающие как марксистскую интерпретацию его жизни и деятельности, личностных характеристик (монографии И. Р. Григулевича и кубинских авторов постреволюционного периода), так и фрейдистский подход к их освещению (работы X. Маньяча).1 В то время как российские и современные кубинские авторы видят в Марти прежде всего революционера и пропагандиста просвещения, Маньяч характеризовал его как «иррационального романтика», творчество которого постижимо только «посредством интуиции или инстинкта» .2 Биографическая книга X. Маньяча «Марти — Апостол свободы», известная во многих странах Латинской Америки, Европы и в США, способствовала распространению мифа о Марти как об экзотическом тропическом романтике, всё творчество которого представляет собой отпечаток сформировавшихся в детстве подсознательных комплексов и инстинктивных побуждений.

Распространению этого мифа объективно способствовали «интегральные» исследования личности и мировоззрения Марти, произведённые М. Витиером и Р. Д. Аграмонте.3 Слабость методологической базы и компилятивный характер трудов этих авторов не позволили им выявить истинную идейную основу творчества кубинского публициста. Так, Р. Д. Аграмонте приувеличил идейное влияние испанского краузириканские сцены. М., 1963.

1 См.: Григулевич И. Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской ре-революции. М., 1979; Визен Л. Марти. Хроника жизни повстанца. М., 1964; Losada, J.: Marti, joven revolucionario. La Habana, 1969; Manacii, H.: El pensamiento en Marti.//Revista de Avance. Ano 3, T. 4, N 31. La Habana. 1929; Manach, J.: Marti, el Apostol. Primer Festival del Libro Cubano, s/1, s/f. и др.

2 Manach, H.: El pensamiento en Marti. P.42.

3 Vitier, M.: Marti: estudio integral. La Habana. 1954; Agra-monte, R.D.: Marti y su concepcion del mundo. Univ. de Puerto Rico. 1971. анства и восточных мистических доктрин на формирование мировоззренческих позиций Марти.

Существует большое количество работ, исследующих политическую мысль и деятельность Марти как лидера и идеолога Кубинской революционной партии на материале его публицистики. Среди исследований политической мысли Марти преобладают работы, призванные доказать антиимпериалистическую направленность его творчества и общественной деятельностив частности, труды Э. Роига де Леучсенринга и O.G. Тернового, А. Мартинеса Бельо, X.А. Бенитеса и др., 1 а также исследования Б. Роки, Л. Гриньяна Перальты, X. Альмендроса, X. Ибарры, Э. Мартинеса Эстрады, С. Моралеса, Р. Фернандеса Ретамара и др., посвященные различным аспектам политического наследия Мар-2 ти.

Исследователь политических и общественных взглядов Марти О. С. Терновой стремился доказать типологическое сходство воззрений Марти с идейными позициями русских народников3 — несмотря на очевидное несовпадение позиций Марти и взглядов русских народников в отношении крестьянской общины и невзирая на другие существенные.

1 Роиг де Леучсенринг, Е. Хосе Мартиантиимпериалист. М., 1962; Терновой О. С. Национальный герой Кубы Хосе Марти-борец против империализма США. // Новая и новейшая история. 1962. N1- Martinez Bello, А.: Marti antiimperialista у conocedor del imperialismo. La Habana. 1986; Benitez, J.A.: Marti y Estados Unidos. La Habana. 1983; etc.

2 Roca, B.: Jose Marti, revolucionario radical de su tiempo. La Habana, 1962; Grinan Peralta, L.: Marti, lider politico. La Habana, 1970; Almendros, H.: Nuestro Marti. La Habana. 1972; Ibarra, J.: Jose Marti: dirigente politico y ideologo revolucionario. La Habana. 1980; Martinez Estrada, E.: Marti, revolucionario. La Habana. 1974; Morales, S.: Ideologia y luciias revolucionarias de Jose Marti, la Habana, 1984; Fernandez Retamar, R.: Marti en su (tercer) mundo.//Marti J.: Paginas Escogidas. Т. 1. La Habana, 1985. Ette, 0. America Latina en Marti e identidad latinoamericana en «Nuestra America» .//Jose Marti hoy.-Jose Marti Heute. Dortmund. 1985; etc.

3 Терновой О. С. Хосе Марти. М., 1966. идейные различия 1.

В монографии В. И. Шишкиной, претендующей на комплексный охват социально-политических взглядов Хосе Марти, уделено большое внимание характеристике общественной мысли и педагогических воззрений кубинского гуманиста. Но в этом исследовании не отражены идейные корни просветительства Марти, не представлены в целостном виде фундаментальные основы мировоззренческой системы публициста.2.

Первый представитель марксистской школы кубинских исследователей наследия Марти, основатель коммунистической партии Кубы X. А. Мелья писал, что «Марти был патриотом, убежденным сторонником национальной революции образца французской революции 1789 г.» Мелья сравнил его с Сунь Ятсеном -" представителем демократически настроенной буржуазии, которая не выполнила еще своей исторической миссии, а потому играла тогда прогрессивную роль." 3.

Некоторые авторы выдвигают на первый план близость Марти к либералам, которые представляли в последней трети XIX в. прогрессивную для того времени политическую силу в Испании и Латинской Америке, Видный кубинский исследователь его творчества X, Мари-нельо писал- «В деятельности Марти постоянно перемежаются и вступают в столкновение взгляды крупного либерального демократа и удивительное понимание сложных вопросов, которые, как показало время, невозможно было решить предложенным им путём.» 4.

Среди части кубинских и отечественных исследователей существовала тенденция представлять Марти как стихийного социалиста, Так, В.0. Тененбаум характеризовал мировоззрение Марти как идеологию боевого революционного демократизма с элементами народничества и заявил о наличии в идейном наследии публициста элементов.

1 Марти считал общинное землепользование тормозом прогресса в аграрном секторе и в обществе в целом (см. гл. II настоящей работы), в то время как русские народники уповали на общину как на ячейку будущего справедливого общественного устройства.

2 Шишкина В. И, Социально-политические взгляды Хосе Марти, М.,.

1969.

3 Мелья X.А. Толкование идей Хосе Марти.//Кубинская публицистика. М., 1981. С. 91.

4 Маринельо X. Идейное наследие Марти и наша социалистическая революция.//Кубинская публицистика. М., 1980. С. 274. субъективного социализма", «утопического мелкобуржуазного социализма» на том основании, что Марти выступал против угнетения масс, отстаивал демократические общественно-политические идеалы.1.

Ряд отечественных исследователей (В.И.Шишкина, И.Р. Григуле-вич и др,.)" характеризующие Марти как революционного демократа, отмечает большое значение просветительского аспекта в общественно-политической деятельности и публицистическом творчестве Марти, Так, И. Р. Григуревич назвал Марти «великим пропагандистом просвещения, воспитателем, духовным наставником целого поколения патриотически настроенных кубинцев» .2.

Несмотря на наличие подобных характеристик, в исследованиях как российских, так и зарубежных авторов не отражена связь мировоззренческой системы Хосе Марти и представленных в его публицистике взглядов с идеологией европейского Просвещения и латиноамериканского просветительского движения Х? Ш-Х1Х вв.

Начавшееся под влиянием европейского Просвещения повсеместное распространение в мире рационалистических подходов и утверждение гуманистических ценностей способствовали в течение последних двух столетий развитию невиданных в истории по своим темпам, масштабам и последствиям позитивных изменений в жизни человечества. «Скрытая и непрерывная революция» в умах людей (по выражению К.-А. Гельвеция 3), начало которой было положено европейским Просвещением, еще недостаточно осмыслена как единый процесс глобального масштаба, который породил в разных частях мира просветительство как гуманистическое интеллектуальное и общественное движение за распространение рационализма и объективных научных знаний, умножение созидательного потенциала человечества, утверждение равенства людей и ценности человеческой личности, нравственное совершенствование.

Идейная связь и преемственность составляют важную типологическую черту просветительства в различных странах. Отличаясь национальным своеобразием и развиваясь в русле национальной культуры, просветительство в каждом отдельном случае представляло собой так.

1 Тененбаум Б. О. Хосе Марти. М., 1980. С. 81.

2 Григуревич И. Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской революции. М., 1979. С. 196.

3 Гельвеций К.-А. 0 человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 226. же и продукт общемировой эволюции идей гуманизма и рационализма, поскольку в новое время плоды духовной деятельности отдельных наций распространялись в мире, становясь общечеловеческим достоянием благодаря развитию интернациональных экономических связей и культурных обменов, пришедших на смену средневековой замкнутости.1.

Затронул этот процесс и Латинскую Америку, где влияние просветительских идей отразилось на деятельности и публицистическом творчестве выдающихся интеллектуалов и представителей освободительного движенияот Симона Боливара до Хосе Марти и Хосе Карлоса Марьятеги.2.

Часть исследователей фактически отрицает влияние идей Просвещения на творчество Хосе Марти. Так, М. П. Гонсалес высказал мнение, будто просветительские воззрения публициста отражают влияние буддистской философии на его мировоззрение, отметив, что это влияние имело место «несмотря на временную, географическую и культурную дистанцию», отделявшую кубинского мыслителя от источников буддизма. 3 М. П. Гонсалес аргументировал свою точку зрения тем фактом, что во время учёбы в Испании и в период работы на кафедре философии и зарубежной литературы в высшей школе Гватемалы Марти изучал философскую доктрину буддизма.

Наличие среди исследователей разных стран и различных методологических школ явственного диссонанса в характеристике мировоззренческих и общественных позиций Марти выдвигает на первый план исследовательскую проблему определения действительных основ идейной системы eso публицистического творчества.

Несмотря на различия в интерпретации Фактов биографии и творчества Марти, упомянутые труды содержат материал, позволяющий выявить особенности личности публициста, определить хронологические.

1 См.: Американские просветители. Т. 1, М., 1968; Просветительство в литературах Востока. М., 1973; Желтяков А. Д., Петросян Ю. А. История просвещения в Турции, М., 1965; Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. й Benitez, J.А.: El pensamiento revolucionario de hombres de nuestra America. La Habana. 1986. P. 55.

3 Gonzales, M.P.: Introduccion. // Marti, J. Epistolario. Antologia. (Introduccion, seleccion, comentarios y notas por M.P. Gonzales). Madrid, 1973. PP.29−31,33. контуры основных этапов его деятельности. На основе изучения материалов историко-биографических и других исследований предлагается следующая периодизация публицистической деятельности Март:

1. Начальный этап (январь 1869 г.): первые опыты на страницах изданий, созданных молодыми кубинцами-участниками антиколониального движения в Гаване в январе 1869 г.: сатирической газеты «El Diablo Coauelo» («Хромой дьявол») и газеты «Patria Libre» («Свободная Родина»).

2. Испанский этап (1871- 1874 гг.): после ареста Марти в октябре 1869 г. испанской колониальной администрацией по обвинению в неблагонадежности, последующего отбывания наказания в гаванской тюрьме и на каторге, а затем в заключении на о. Пинос, он был выслан в Испанию 15 января 1871 г. По приезде Марти в Испанию Марти публикует в марте 1871 г. в виде брошюры свою первую крупную публицистическую работу «Политическая тюрьма на Кубе» .

В период пребывания в Испании и учебы на факультете права Мадридского университета, а затем на философско-филологическом факультете Сарагосского университета, и пропагандистской деятельности с целью добиться поддержки испанской общественностью требований о предоставлении независимости Кубе, Марти сотрудничает с мадридской газетой «El Jurado Federal» («Федеральное жюри») и изданиями сторонников освобождения Кубы- «La Soberania Nacional» («Национальный суверенитет») и «La Cuestion Cubana» («Кубинский вопрос»), где публикует в феврале 1873 г. статьи «Решение» и «Реформа» .

В феврале 1873 г. Марти создаёт брошюру «Испанская республика перед лицом Кубинской революции», обосновывающую требования о предоставлении Кубе национальной независимости.

3. Латиноамериканский этап (1875−1879, 1881 гг.): период работы Марти в ряде стран Латинской Америки, где он сотрудничал с местными органами прессы. После прибытия в Мексику Марти с марта 1875 г. работает в редакции газеты «La Revista Universal» («Всеобщее обозрение»). Сотрудничество с «La Kevista Universal» было прервано в 1876 г. в связи с военным переворотом в Мексике и установлением диктаторского режима Порфирио Диаса.

В 1877—1878 гг., в период пребывания в Гватемале, Марти пишет и издает в Мексике сборник очерков «Гватемала», в котором создал публицистический образ этой центральноамериканской страны, отражающий формирующийся социальный идеал публициста.

После кратковременного пребывания в Нью-Йорке в 1880—1881 гг., где Марти публикует несколько статей на английском языке в североамериканских газетах «The Hour» («Час») и «The Suri» («Солнце»), в январе-июле 1881 г., он работает в Венесуэле, где создает журнал «La Revista Venezolana» («Венесуэльское обозрение»), выпуск которого был прекращен из-за противоречий с венесуэльскими властями после выхода в свет трех номеров.

4. Североамериканский этап (1881−1891 гг.): интенсивное сотрудничество с редакциями кубинских и латиноамериканских эмигрантских изданий в Нью-Йорке и рядом газет и журналов, издававшихся в странах Южной и Центральной Америки. В 1881 г. Марти становится корреспондентом венесуэльской газеты «La Opinion Nacional» («Мнение Нации») и крупной аргентинской газеты «La Nacion» («Нация»), сотрудничество с которой продолжилось до 20 мая 1891 г. Публицистические произведения Марти о Соединенных Штатах Америки, опубликованные на страницах «La Nacion» и других латиноамериканских изданий (главным образом в газетах «La Opinion Publica» («Общественное мнение», Венесуэла) и «Partido Liberal» («Либеральная партия», Мексика), вошли впоследствии в соответствии с литературным завещанием Марти в цикл «Североамериканские сцены». Марти превратился в 1880-е годы «в самого читаемого публициста во всей Испаноамерикене только в связи с тем, что направлял свои корреспонденции в некоторые газеты и журналы Центральной и Южной Америки, но также и потому, что многие другие органы прессы перепечатывали их из изданий, опубликовавших оригиналы.» 1.

В 1883—1884 гг. Марти сотрудничал с редакцией нью-йоркского испаноязычного журнала «La America» и редактировал этот журнал. В 1889 г. он создает и редактирует журнал «для детей Америки» «La Edad de Oro» («Золотой возраст») и выпускает четыре номера этого издания.

В 1891 г. Марти прекращает сотрудничество с латиноамериканскими изданиями ввиду активизации кубинского антиколониального движения, потребовавшего его непосредственного участия в подготовке.

1 Gonzales M.P. Jose Marti, su circunstancia y su tiempo.// Marti, J.: Esquema ideologico. Seleccion, prefacio, glosas y notas por M.P. Gonzales e I. Schulman. Mexico. 1961. P. 17. освободительной войны против испанских колонизаторов.

5. Этап подготовки к освободительной антиколониальной войне на Кубе (1892−1895 гг.): после создания в ноябре 1891 г. по инициативе Марти Кубинской революционной партии он подчиняет свою публицистическую и редакционно-издательскую деятельность задачам сплочения сторонников независимости Кубы и пропагандистского обеспечения деятельности партии. С этой целью Марти создает газету «Patria» («Родина»). Первый номер газеты выходит 14 мая 1892 г. Марти становится руководителем и ведущим публицистом «Patria» -печатного органа Кубинской революционной партии. В этот период выпущен в свет ряд публицистических произведений Марти, наиболее полно отражающих демократическое содержание его творчества, его социальный идеал.

Цель и задачи исследования

Диссертант сосредоточил своё внимание главным образом на выявлении фундаментальных сущностных и формальных характеристик публицистики кубинского гуманиста, определённых её идейной-творческой первоосновой — константой, сохранявшей своё значение на различных этапах деятельности публициста, несмотря на изменение внешних условий творчества и идейную эволюцию самого Марти.

Данная работа представляет собой попытку нового прочтения публицистического наследия Марти с целью изучения действительных мировоззренческих основ его творчества, выявления их связи с гуманистической идеологией европейского и американского просветительства и идейно-творческой системой просветительской публицистики, опыт диахронического исследования содержательных и формальных характеристик творчества Марти-публициста с учётом специфики его мировоззренческой позиции.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

— изучить публицистику Марти с тем, чтобы системно представить её идейно-мировоззренческую основу, в частности, рассмотреть работы публициста, отражающие систему его воззрений на природу человека, на духовное развитие личности;

— изучить публицистические произведения Хосе Марти, в которых представлена система его вглядов на роль просвещения в развитии личности и в преобразований общества;

— изучить работы публициста, отражающие основные характеристики мартианского идеала личности и социального идеала;

— исследовать связь публицистического наследия Марти с идейной системой европейского и латиноамериканского просветительского движения;

— исследовать произведения публициста, отражающие его воззрения на общественную роль журналистики, в частности, издательские проекты и программы изданий, которые создавались и действовали под руководством Мартиопределить отношение между мартианской концепцией социальной роли журналистики и просветительскими представлениями об общественном предназначении прессы и публицистики;

— изучить жанровое своеобразие публицистики Марти, его вклад в развитие и обогащение жанровых форм латиноамериканской периодики (на примере характерной и часто употребимой публицистом жанровой формы — хроники) — выявить отношение жанровых форм, используемых публицистом, к жанрам просветительской латиноамериканской публицистики ШП-Х1Х вв. (на основе изучения бытоописательных и нра-вописательных очерковых произведений публициста 1880-х гг.).

В соответствии с задачами исследования при изучении публицистического наследия Марти применялись теоретический, сравнительный, текстологический и описательный методы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1871 г., когда вышла в свет первая крупная публицистическая работа Марти — «Политическая тюрьма на Кубе» до прекращения его публицистической деятельности в связи с высадкой на Кубе в составе повстанческой экспедиции в апреле 1895 г.(в мае того же года Марти погиб на поле боя).

Научная новизна работ определяется новым ракурсом рассмотрения творческого наследия Марти: впервые публицистика выдающего кубинского творца изучается в соотнесении с идейной системой просветительства и с идейно-творческой спецификой творчества его предшественников и современников — латиноамериканских публицистов-просветителей. Теоретические воззрения публициста на социальную роль журналистики, исследуемые в диссертации, никогда ранее не рассматривались комплексно, в их взаимосвязи. Не исследовалась их связь с идеологией просветительства. Впервые изучается жанровое своеобразие публицистики Марти, особенности использования им очерковых форм. Рассмотрение специфических элементов системы жанров испаноязычной периодической печати, теоретических воззрений испанских и латиноамериканских авторов на одну из основных жанровых форм публицистики Марти — хронику (la cronica) — также произведено впервые.

Источниковедческая база исследования. Анализ публицистических произведений производился главным образом по текстам, представленным в полном собрании сочинений Марти, вышедшем в свет в Гаване в 1963;1965 гг., 1 а также по работам, опубликованным в различных сборниках произведений Марти, в факсимильном издании журнала «La Edad de Oro», в кубинских периодических изданиях, напечатавших ряд вновь разысканных работ, не вошедших в изданные ранее собрания сочинений. В диссертации изучаются произведения Марти, остававшиеся вне поля зрения исследователей, например, большинство публикаций в журнале «La America», ряд статей, увидевших свет на страницах мексиканской газеты «Revista Universal», а также вновь разысканные работы публициста (напечатанные в мексиканской газете «El Partido Liberal» и др.).

В ходе исследования изучались письма публициста, его заметки, подготовительные записи, планы и наброски публицистических и философских работ, а также материалы о жизни и творчестве публициста, хранящиеся в фондах Национальной библиотеки «Хосе Марти» в Гаване.

Диссертант использовал также тексты некоторых публицистических работ Марти, переведенных на русский язык. В вышедших в свет на русском языке сборниках публицистики Марти опубликовано сравнительно небольшое количество работ из многотомного наследия публициста: ряд текстов воспроизведен многократно, в то время как подавляющая часть произведений Марти (в частности, латиноамериканского и североамериканского периодов), имеющая важное значение для изучения философско-мировоззренческих основ публицистики, своеобразия её содержания и формы, не переводилась на русский язык. В ряде опубликованных на русском языке публицистических произведений Марти искажена сущность его воззрений вследствие неадекватного перевода текстов. 2 Так, понятие hombre natural (естественный чело.

1 Marti, J.: Obras Completas. La Habana, 1963;1965. Vol. 1−30. (В дальнейшем в ссылках на указанное полное собрание сочинений Марти используется аббревиатура «ОС»).

2 Хосе Марти. Избранное. Стихотворения, статьи, очерки. М., 1974. С. 148−157. век), характерное для просветительской публицистики ХУШ-Х1Х вв. и используемое в публицистических работах Марти, было переведено как «самобытный человек», «туземец» и «коренной житель». Поэтому при использовании текстов Марти, переведенных на русский язык, диссертант был вынужден в ряде случаев вносить в перевод необходимые коррективы, обеспечивающие семантическое соответствие переведенных текстов оригиналу.

В процессе работы над диссертацией использовались труды европейских, латиноамериканских и североамериканских просветителейисследования идеологии и истории просветительского движенияработы отечественных и зарубежных авторов (Е.А. Ларина, И.Р.Григулеви-ча и др.) по истории и истории культуры Кубы, Латинской Америки, Испании и СШАисследования по истории журналистики латиноамериканских государств (В.В. Сбруева и др.) и прессы Соединенных Штатовработы российских авторов по теории публицистики, а также исследования испанских и латиноамериканских авторов, посвященные теории жанров испаноязычной журналистики.

Научно-практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть применены при разработке курсов и спецдисциплин, посвященных истории зарубежной журналистики, жанровой специфике испаноамериканской школы журналистики, а также при создании учебников и учебных пособий для студентов факультетов и отделений журналистики, филологических факультетов. Материал, характеризующий жанровое своеобразие испаноязычной публицистики, может быть использован в практике международной журналистики, переводческой деятельности.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, списка литературы, использованной в процессе работы и списка изученных диссертантом произведений Марти.

1. Trabajo manual en las escuelas.//OC, T.8, PP. 285−287.

2. Respeto a nuestra America.//OC, T. 8, P. 23.

3. Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939; Гельвеций К.-А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938; Монтень М. О воспитании.//Монтень М. Опыты. Т.1, 1992;

4. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973. С. 193.

5. Benitez, J.A.: Tecnica periodistica. Praga, 1984.P. 170−178.

6. Garcia Luis, J.: Generos de opinion. OIP. Praga.1987. P. 121.

7. Martin Vivaldi, G.: Generos periodisticos. Madrid, 1981.

8. Benitez, Jose A.: Tecnica periodistica. Praga, 1984; Gargu-revich, J.: Generos periodisticos. Quito. 1982.

9. Garcia Luis, J.: Generos de opinion. P.119.

10. Garcia Luis, J.: Op.cit. P.132.

11. Garcia Luis, J.: Generos de opinion. P.141.2 Ibid, P.142.

12. Э. Тельерия Тока характеризует памфлет (panfleto) как особый жанр политической публицистики (Е. Telleria Toca Р.219.).

13. М.X. Сьерра применяет понятие «semblanza» к биографическим и портретным очеркам (Sierra, M.J.: Haciendo periodismo. Tecnica у formacion periodistica. Mexico D.F. 1972. P.33).

14. Иностранная политика Дяди Сэма.// Кубинская публицистика. С. 1.9 ¿-В^.

15. Fiestas de la estatua de la Libertad.//Marti, J.: Letras fieras, pp. 238−239.

16. Roig de Leuchsenring, Е.: La literatura costumbrista cubana de los siglos XVIII у XIX. Los periodicos. La Habana.1968.

17. Субичус Б. Ю. Из истории кубинской литературы.//В сб.- Культура Кубы. М., 1979. С. 78.

18. Ocampo Moscoso, Е.: Historia del periodismo boliviano. La Paz. 1978. P.51.

19. Morales, S.: Ideologia y luchas revolucionarias de Jose Marti. La Habana. 1984. P. 95.

20. Una pelea de premio.//ОС, Т.9, Р. 253−259- Los barbaros caminadores. //ОС, Т.9. Р.265−267.

21. Las Pascuas.- Pascuas у Christmas.//ОС, Т.9, РР.199−212- Ano Nuevo.//ОС, Т. 9, РР.213−220- El Dia de Gracias.//ОС, Т. 10, РР.127−141- «Decoration Day» .//0C. Т. 10, РР. 255−264, etc.

22. В параллельном тексте воззвания, подготовленном Марти на английском языке, североамериканское общество именуется «a tyran-nyc clvilization» -" тираническая цивилизация" .(iA Cuba!//0C, Т. 3, Р. 58)2 Ibid., Р. 50.

23. Cosas del otro mundo.// ОС. Т.Н. P.323.

24. I. 3. Вольтер. Статьи и материалы. М.-JI., 1948.1114. Гельвеций К.-Л. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.1115. Гельвеций К.-А. Об уме. Т. 1. О человеке. Т.2.// Сочинения. Т.1−2. М., 1973.

25. El presidio politico en Cuba.// ОС, T. l, 43−73.

26. La Republica Espanola ante la Revolucion Cubana.// ОС, T. l, 89−96.

27. La Solucion.// ОС, T. l, 99−106.

28. Las Reformas.// ОС, T. l, 108−113.

29. Nuestras ideas.// ОС, T. l, 315−320.

30. Nuestra prensa.// ОС, T. l, 322−323.7. «Patria» .//ОС, T. l, 323−324.

31. Vindicacion de Cuba.//ОС, T. l, 236−241.9. Basta.// ОС, T. l, 339.

32. El arte de pelear.// ОС, T. l, 340−343.

33. El obrero cubano.// ОС, Т.2, 51−53.

34. La guerra. // ОС, Т. 2, 57−65.

35. Caracter. // ОС, Т.2., 75−79.14. «Patria» de hoy.// ОС, Т.2, 183−187.

36. Pobres y ricos.// ОС, Т.2, 251.

37. Persona, y Patria.// ОС, Т.2, 277−280.17. «Mi rasa». // ОС, Т.2, 298−301.

38. El Partido Revolucionario a Cuba.// ОС, Т.2, 335−352.

39. La crisis y el Partido Revolucionario Cubano. // ОС, Т.2, 367- 369.

40. Crece.// ОС, Т. З, 117−121.

41. El plato de lentejas.// ОС, Т. З, 26−30.22. ?A Cuba! // OC. T.3, 47−54.

42. La revolucion.// OC, T.3, 76−80.

43. Sobre negros y blancos.// OC, T.3, 80−82.

44. El tercer ano del Partido Revolucionario Cubano. //OC, T. 3, 138−143.

45. Los pobres de la tierra. //OC, T. 3, 303−309.27. «La Fraternidad». //OC, T. 5, 50.28. «La Revista de Florida» .// OC, T.5. 50−52.29. «Patria» .// OC, T. 5, 52−53.

46. Nuestros periodicos.// OC, T.5, 53.31. «Cuentos de Hoy y de Manana» de Rafael de Castro Palomino. Prologo de Marti.// OC, T.5, 101−108.32. «Cuentos de Hoy y de Manana». Articulo sobre la obra.// OC, T.5, 109−114.

47. Francisco Sellen.// OC, T.5, 181−192.

48. Los lunes de «La Liga» .// OC, T.5, 252−255.

49. El colegio de Tomas Estrada Palma en Central Valley.// OC, T. 5, 259−266.

50. Noche hermosa de «La Liga» .// OC, T.5, 267−269.

51. Jose de la Luz y Caballero. // OC, T. 5, 271−278.

52. Nuestra America.//OC, T.6, 21.

53. Cosas de teatro.- Consideraciones generales.//OC, T. 6,.

54. Escazes de noticias electorales.//OC, T.6, p. 268.

55. Progreso de Cordova.-Agricultura, industria y comercio. //OC, T.6, 348.

56. Los sucesos de Toluca.//OC, T.6, 278−282.

57. El articulo de Gostkovski.//OC, T.6, 331−332.

58. Escasez de trabajo.-Rasa indigena.//OC, T.6, 283.

59. El proyecto de instrucion publica.//OC, T.6, 351−352.

60. La Escuela de Surdomurdos.//OC, T.6, 353−358.

61. Extranjero.// OC, T.6, 362.

62. Alea jacta est.//0C, T. 6, 360.49. «Revista Guatemalteca» .//OC, T.7, 104−106.

63. Propositos.//OC, T. 7, 197−200.

64. Guatemala.//OC, T.7, 156−157.52. «La democracia practica». Libro nuevo del publicista ame-ricano Luis Varela.//OC, T.7, 347.

65. Congreso forestal.//ОС, Т.8, 303.

66. Autores americanos aborí-genes.//ОС, Т. 8, 336.

67. Gran batalla polí-tica.//ОС, Т. 9, 63−69.

68. Coney Island. // ОС, Т.9, 123−130.

69. Una pelea de premio.// ОС, Т.9, 253−263.

70. Los barbaros caminadores.T.9, 265−267.

71. Abogados mujeres. // ОС, Т. 9, 287−291.

72. Muerte de Guiteau. //ОС, Т.9, 326.

73. Los trabajadores: sus fuersassus objetossus caudilloseuropeos y americanos.// ОС, Т.9, 387−400.

74. El puente de Brooklyn. // ОС, Т. 9, 423−433.

75. Libertad, ala de la industria.// ОС, Т.9, 451−454.64. ?Cual es el objeto de la torre? ОС, Т.9, 473−478.

76. Las asociaciones de obreros.// ОС, Т.9, 479- 484.

77. Un dia de elecciones en Nueva York. // ОС, Т. 10, 107−126.

78. La educacion conforme a la vida. // ОС, Т. 10, 235−240. .

79. Revista y resumen de los problemas actuales en los Estados Unidos.//ОС, Т. 10, 250−251.

80. Los indios en los Estados Unidos. // ОС, Т. 10, 319−330.

81. La feria industrial del instituto.// ОС, Т. 10, 337−344.

82. El problema indio en los Estados Unidos. //ОС, Т. 10, 363−370.

83. Matrimonio del Presidente Cleveland. // ОС, Т. 10, 475−484.

84. El proceso de los siete anarquistas de Chicago.//ОС, Т.11, 55−63.

85. Nueva York en otono. //ОС, T.11,79−87.

86. Fiestas de la estatua de la Libertad.// ОС, Т.11, 97−117.

87. Descripcion de la primera votacion de las mujeres en Kan-sas.// ОС, T. ll, 182−191.

88. El monumento de la prensa. Los periodistas de Nueva York. // ОС, T. ll, 193−203.

89. La excomunion del padre McGlynn.// ОС, Т. 11, 241−253.

90. Sobre la ciencia. ОС, T. ll, 273−279.

91. Un drama terrible. La guerra social en Chicago.// ОС, T. ll, 333−357.

92. Nueva York bajo la nieve.// ОС, T. ll, 417−422.

93. Elecciones. // ОС, T. ll, 461−472.

94. Sucesos y costumbres.// OC, T. 12, 15−21.

95. Por la bahia de Nueva York. El verano de los pobres. 0C, T. 12, 23−29.

96. Agosto norteamericano. Quehaceres, bailes, juegos y bautizos. Los ricos en verano.// OC, T.12, 31−39.

97. Vida norteamericana. En busca de destino.- Las escuelas industriales. //OC, T.12, 103−109.

98. Bailes, politica y huelgas.// OC, T.12,139- 149.

99. Correspondencia particular de «El Partido Liberal». «Jonathan y su continente». // OC, T.12, 151−165.

100. Las elecciones en Pensilvania contra fabricacion y uso de bebidas.//OC, T.12, 247.

101. Como se crea un pueblo nuevo en los Estados Unidos.// OC, T.12, 203−212.

102. La politica extranjera de Unele Sam. Universidades practicas y retoricas.// OC, T.12, 239−245.

103. Pugilato-Sullivan contra Kilrain.// OC, T.12, 277−284.

104. La politica internacional de los Estados Unidos. //OC, T.12, 383−389.

105. La universidad de pobres. // OC, T.12, 433.

106. Un gran pianista, Paderevski.-La oradora humanitaria, Annie Besan t.// OC, T.12, 503−507.

107. Emerson. // OC., T. 13, 17−31.

108. Henry Ward Beecher. Su vida y su oratoria. // OC, T. 13, 33−43.

109. Wendell Phillips.// OC, T.13, 57−71.

110. El poeta Walt Whitman.// OC, T. 13, 131−145.

111. Longfellow. // OC, T.13, 225−233.

112. Garfield.//OC, T.13. P. 199−223.

113. Repertorios, revistas y mensuarios literarios y cientificos de Nueva York. //OC, T.13, 428−432.

114. El «Century Magazine» .// 0C, T.13, 434−436.

115. Notable numero del «Mensuario de Ciencia Popular» .// OC, T.13, 437−439.

116. La «Revista Norteamericana» .// OC, T. 13, 439−440.

117. El «Century Magazine». Los indios de Norteamerica.// OC, T.13, 447−450.

118. Criticos de Chicago.// 0C, T.13, 462−467.

119. La corrida de toros.// OC, T.15, 175−182.

120. La exhibicion de pinturas del ruso Vereschagin.//OC, T. 15, 427−438.

121. Tres heroes.//OC, T. 18, 304−308.

122. El padre Las Casas.//OC, T.18, 440−448.

123. Educacion popular.//OC. T.19, 375.

124. Hombre del campo.//OC. T. 19, 379−383.

125. El cisma de los catolicos en Nueva York.//Marti, J.: Letras fieras. La Habana. 1981, 260.

126. Con todos y para bien de todos.//Marti, J. Letras fieras La Habana. 1981, 58−68.

127. Oscar Wilde.//Paginas escocidas. La Habana.1985. T. 2,134.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой