Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выводы. 
Общая психология. 
Основные психические явления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. П. Павлов получил Нобелевскую премию совсем не за исследования высшей нервной деятельности, а за изобретение очень остроумного метода изучения работы желудка. В ходе своих работ он заметил явление, которое он назвал «психическим отделением слюны» (условно-рефлекторную реакцию слюноотделения), и задался целью выяснить природу этого явления. Вначале Павлов изучал его для того, чтобы лучше понять… Читать ещё >

Выводы. Общая психология. Основные психические явления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивационные психические образования относятся к классу психофизиологических психических образований. Мотивация представляет собой психическое образование, которое раскрывает причины поведения человека. Основными функциями мотивации являются побуждение и направление активности. Базовыми компонентами мотивации являются потребности и мотивы. Мотивы по мере развития личности закрепляются в ее структуре и становятся предпосылкой формирования многих личностных свойств.

Практикум

Задания.

  • 1. Вставьте пропущенные слова.
  • 1.1. Потребности являются источником… личности.
  • 1.2. С волевой регуляцией связано такое свойство мотивации, как…
  • 1.3. Изучение мотивации позволяет понять… поведения человека.
  • 1.4. Мотив представляет собой синтез внешних и внутренних причин,…

и…активность человека.

  • 1.5. В большинстве случаев поведение человека является…, т.с. определяется несколькими одновременно действующими мотивами.
  • 1.6. Филогенетически первым механизмом мотивации является…

К. Хорни.

Принцип доминанты.

Э. Фромм.

Принцип объективации.

А. Мехрабиан.

Мотивация достижения и мотивация избегания.

Д. И. Узнадзе.

неудач.

А. А. Ухтомский.

Невротические потребности, призванные снизить.

Д. Макклелланд.

базальную тревогу.

Пять основных экзистенциальных потребностей. Две тенденции в мотивации аффилиации.

  • 3. Определите авторство.
  • 3.1. «Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов».
  • 3.2. «Деятельность строит потребность, удовлетворяет потребность, возвращается к самой себе. Не потребность возвращается к потребности, а деятельность возвращается к деятельности через развивающиеся потребности… Ради потребности осуществляется и деятельность, чтобы вновь возникла потребность… Поэтому развитие деятельности безгранично».
  • 3.3. «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней, как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения своей базовой низшей природы».
  • 3.4. «Основным мотивом всей деятельности выступают влечения, которые принуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления».
  • 4. Расположите на оси известные вам теории мотивации по времени их возникновения.
Выводы. Общая психология. Основные психические явления.

5. Прочитайте текст, написанный большими буквами, и ответьте на вопросы, приведенные ниже.

ПРИ Когда АМНЕЗИИ много ЧЕЛОВЕК лет ПОЛНОСТЬЮ назад ТЕРЯЕТ готовили ПАМЯТЬ, к АМНЕЗИЯ изданию БЫВАЕТ полное ПОСТОЯННОЙ собрание ИЛИ сочинений ВРЕМЕННОЙ. Толстого, ПРИЧИНОЙ, необходимо ВЫЗВАВШЕЙ было АМНЕЗИЮ, выяснить МОЖЕТ последовательность БЫТЬ редакций СИЛЬНОЕ каждого ВОЛНЕНИЕ, произведения. ВСЛЕДСТВИЕ Редакторов ЧЕГО охватила ЧЕЛОВЕК паника. ЗАБЫВАЕТ Небольшая НЕКОТОРЫЕ «Крейцерова ВЕЩИ, соната» КОТОРЫЕ — восемьсот ПОДСОЗНАТЕЛЬНО листов НЕ рукописей. ХОЧЕТ Более ВСПОМИНАТЬ, пяти В тысяч НЕКОТОРЫХ листов СЛУЧАЯХ насчитывают АМНЕЗИЯ рукописи НАСТУПАЕТ «Войны В и РЕЗУЛЬТАТЕ мира». ТРАВМЫ ГОЛОВЫ.

Вопросы.

  • 5.1. Какие виды амнезии указаны в тексте?
  • 5.2. Какие причины могут вызывать амнезию?
  • 5.3. Сколько страниц насчитывают рукописи «Войны и мира»?

Объясните получившийся результат, используя терминологию темы.

6. В малых группах выполните задания «Теста юмористических фраз», разработанного А. Г. Шмелевым и В. С. Бабиной (модификация В. А. Барлас), и сравните полученные результаты.

Инструкция. Тест состоит из 43 утверждений. Ваша задача — определить, каким темам какие утверждения соответствуют. Не стремитесь к тому, чтобы каждой теме соответствовало равное количество утверждений.

Темы

  • 1. Агрессия.
  • 2. Сексуальность.
  • 3. Пагубные привычки.
  • 4. Деньги.
  • 5. Мода.
  • 6. Карьера.
  • 7. Семейные неурядицы.
  • 8. Неурядицы в обществе.
  • 9. Бездарность в искусстве.
  • 10. Глупость.

Утверждения

  • 1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
  • 2. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
  • 3. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
  • 4. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
  • 5. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.
  • 6. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
  • 7. И фиговый листок опадает.
  • 8. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
  • 9. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
  • 10. «Семь раз отмерь — один отрежь», — объяснял старый палач молодому.
  • 11. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.
  • 12. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
  • 13. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.
  • 14. Дети — цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
  • 15. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
  • 16. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
  • 17. «Душит — значит любит» (Дездемона).
  • 18. Нашел место в жизни — найди жене.
  • 19. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
  • 20. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях.
  • 21. Те, кому дают на чай, иыот коньяк.
  • 22. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
  • 23. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с древа познания, если глупая — с древа жизни.
  • 24. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
  • 25. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
  • 26. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
  • 27. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
  • 28. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
  • 29. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.
  • 30. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
  • 31. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
  • 32. Если все время мыслить, на что же существовать?
  • 33. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
  • 34. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
  • 35. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
  • 36. Интеллигенты умирают сидя.
  • 37. Сколько еще Дантесов прозябает в неизвестности!
  • 38. Забытый писатель искал забвения в вине.
  • 39. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
  • 40. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
  • 41. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
  • 42. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.
  • 43. Не всякая кучка могучая.

Чем можно объяснить получившиеся различия? Что выявляет этот тест?

  • 7. В чем различия между приведенными ниже схемами взаимосвязи потребностей и деятельности? Какая схема отражает сущность человеческой мотивации? Почему?
  • 7.1. «Потребность —» Деятельность —" Потребность".
  • 7.2. «Деятельность —> Потребность —» Деятельность".
  • 8. Какая схема правильная и почему?
  • 8.1. «Потребность —> Мотив» или «Мотив —» Потребность"?
  • 8.2. «Влечение —» Желание" или «Желание -» Влечение"?
  • 9. Используя рисунок, покажите, как связаны между собой следующие понятия.
  • 9.1.1) психофизиологические психические образования; 2) мотивация;
  • 9.2. 1) мотивация; 2) влечение;
  • 9.3.1) мотив; 2) смысл (по А. Н. Леонтьеву);
  • 9.4. 1) полимотивация; 2) борьба мотивов.
Выводы. Общая психология. Основные психические явления.

10. Предложите вариант реальной ситуации, которая в объяснении психолога могла бы выглядеть так:

«У субъекта возникла эмоциональная реакция фрустрации в силу того, что объект выступил в качестве потребности субъекта и ситуация разрешилась не в пользу удовлетворения этой потребности. Поэтому объект подвергся субъективному преобразованию в сознании субъекта, в результате чего он приобрел изначально не присущие ему свойства. Тем самым, восприятие мира было реконструировано с помощью самоизменеиия сознания, в результате чего произошла реакция замещения потребности субъекта в объекте на искусственное отрицание ситуации…».

  • 11. Объясните, используя термины из темы.
  • 11.1. Если в конце первого года жизни ребенку не разнообразить пищу, он может отказываться брать в рот такие необходимые для роста и развития продукты, как мясо, яйца и т. п., предпочитая питаться исключительно молоком.
  • 11.2. Если человек, который не любит географию, берется за планирование путешествия, скучные географические сведения становятся для него важными и значимыми.
  • 11.3. И. П. Павлов получил Нобелевскую премию совсем не за исследования высшей нервной деятельности, а за изобретение очень остроумного метода изучения работы желудка. В ходе своих работ он заметил явление, которое он назвал «психическим отделением слюны» (условно-рефлекторную реакцию слюноотделения), и задался целью выяснить природу этого явления. Вначале Павлов изучал его для того, чтобы лучше понять механизмы пищеварения, однако потом именно оно стало основным предметом его научных интересов.
  • 12. Объясните результаты, полученные в эксперименте, назвав проявившийся мотив.

Каждый испытуемый должен был привести с собой одного из своих друзей, друзей разъединяли, и испытуемый оказывался в группе, члены которой соревновались в решении задач на шифровку. Зашифрованные списки слов дешифровались группой, которая находилась в другом помещении и члены которой также соревновались между собой. Затем испытуемый узнавал, что зашифрованные им списки дешифрует его друг, но этот друг не успевает справиться с работой (испытуемому передавалась от его имени записка с просьбой, фиктивной, работать медленнее, поскольку он, друг, отстает от своей группы). Половина испытуемых-женщин отзывалась на эту просьбу.

Контрольные вопросы.

  • 1. К какому классу относятся мотивационные психические образования? С чем это связано?
  • 2. Как соотносятся между собой понятия «потребность» и «мотив»?
  • 3. Какие функции выполняют мотивационные психические образования?
  • 4. В чем специфика человеческой мотивации (в сравнении с мотивацией животных)?
  • 5. Какие компоненты мотивационные психических образований вам известны? Дайте им краткую характеристику.
  • 6. В чем суть феномена «полимотивация»?
  • 7. Каким образом характеристики мотивации связаны с эффективностью деятельности человека?
  • 8. Каким образом мотивационные психические образования ассимилируются в качествах личности?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой