Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приоритет комплексного подхода над контекстным в анализе зарубежного опыта противодействия коррупции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После объединения ГДР с ФРГ власти ФРГ публично обращали внимание на то, что деятельность определенных должностных лиц не соответствовала нормам правового государства. Как отмечает в своем исследовании Бернд Бонвеч, «тезис о режиме, созданном СЕПГ как диктаторском и репрессивном получил довольно широкое распространение в общественном мнении…» В ходе кампании «по преодолению последствий диктатуры… Читать ещё >

Приоритет комплексного подхода над контекстным в анализе зарубежного опыта противодействия коррупции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарубежный опыт борьбы с коррупцией многообразен, он базируется на утверждении, что ущерб от коррупции, понимаемой в первую очередь как злоупотребление служебным положением, может быть минимизирован. Всемирный экономический форум ежегодно публикует данные по значимости коррупции как проблемы на пути развития бизнеса в странах мира — от главенствующего до нулевого уровня. В 2015 г. проблема коррупции для развития бизнеса стояла на первом месте в таких странах, как Азербайджан, Бангладеш, Бурунди, Камбоджа, Камерун, Габон, Индия, Индонезия, Кения, Кыргызстан, Мексика, Молдавия, Пакистан, Парагвай, Россия, Чехословакия, Уганда, Украина; на нулевом уровне — в Бельгии, Японии, Люксембурге, Нидерландах, Новой Зеландии, Швеции, Великобритании, Уругвае. В остальных 114 исследованных странах мира коррупция занимает со 2-го по 15-е место в числе серьезных барьеров для успешного развития частного бизнеса[1]. В 2013 г. нулевой уровень коррупции как препятствия для развития частного бизнеса был отмечен в таких странах, как Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур[2], что свидетельствует о том, ч то уровень коррупции подвижен, методика ее анализа постоянно совершенствуется, но в то же время и о том, что роль коррупции и ущерб, который она наносит и который не отражен в отчетах Всемирного экономического форума, существенно различается по странам мира, что добавляет уверенности в значимости и актуальности дальнейшего проведения исследований коррупции в России с целью ее уменьшения, с учетом опыта других стран, где она, по субъективным оценкам бизнесменов, не мешает развитию частного бизнеса, а напротив — оказывает ему содействие.

Опираясь на данные Всемирного экономического форума, Всемирного банка, иных исследований международных организаций, проводящих сравнительный анализ коррупции в разных странах мира, можно выделить группу стран, опыт противодействия (предупреждения развития) коррупции которых свидетельствует о достигнутых результатах, т. е. о минимизации зон риска от коррупции, ущерба и пр.

В Финляндии нет специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. «Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля». В настоящее время в стране ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — о взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980;е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945—1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980—1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990;х гг. всего 38. В 2002 г. финны поставили на 1-е место по коррупции политические партии (38%), на 2-е — суды (27,7%), на 3-е — лицензирование бизнеса (9,5%), далее медицинское обслуживание (6,2%), полицию (4,4%). Указано, что «от обвинений в коррупции и наказаний в Финляндии не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность». Главное в «финской модели» борьбы с коррупцией в том, что ее как таковой и нет, а минимальный уровень давления на общество коррупции, ущербов, связанных с ней, достигнут формированием условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу с ней[3].

Как подчеркивается в публикации агентства РИА-Новости, «во время обретения независимости в 1965 году Сингапур был страной с очень высокой коррупцией во всех сферах жизни. Сейчас в Сингапуре взяточничество изжито. Достигнуто это за счет четкой регламентации и ограничения власти чиновников, повышения их зарплаты, упрощения бюрократических процедур, независимости судебной системы, введения жестких наказаний за дачу и получение взяток. Например, на таможне в случае получения взятки одним сотрудником поголовно увольняли весь коллектив»[4]. «Главная идея антикоррупционной политики Сингапура, — отмечается в другом материале агентства, — заключается в „стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий“. Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, следование которым предусматривает: 1) привязку оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе; 2) контролируемую ежегодную отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах (в частности, прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции); 3) большую строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров; 4) ликвидацию излишних административных барьеров для развития экономики»[5].

В Нидерландах в качестве элементов системы борьбы с коррупцией выделяются следующие меры.

  • 1. Осуществляется обеспечение отчетности и гласности в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них: ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции; все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.
  • 2. Проводится мониторинг возможных точек возникновения коррупционных действий и строгий контроль за деятельностью лиц, находящихся в этих точках. То есть речь идет о внедрении научных разработок в практику борьбы с коррупцией — понимании точек возникновения коррупции, а не случайного возникновения дел.
  • 3. Четче регламентированы, чем в России, права и обязанности должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики. Без ответственности рекомендательный характер действующих в нашей стране кодексов этики может полностью безнаказанно игнорироваться.
  • 4. Основной мерой наказания за выявленное коррупционное деяние является запрет работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
  • 5. В наиболее авторитетных организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, в функции которых входит выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий. Важно, чтобы данные службы не были заодно с коррупцией, не занимали бы позицию защиты ее.
  • 6. Па должности, обладающие высоким риском коррупциогенности (также на основе конструкции взаимосвязи с научными исследованиями, интеграции науки и государственной практики управления), применяется система подбора лиц.
  • 7. Применяется специальная система обучения государственных служащих, разъясняющая вред коррупции.
  • 8. Система государственной безопасности обладает значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
  • 9. Существует перечень должностей, на которых лица, их занимающие, обязаны регистрировать случаи коррупции, эта информация, но соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
  • 10. Большая роль в борьбе с коррупцией принадлежит средствам массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто сами проводят расследования.
  • 2

В Южной Корее добились результата в искоренении коррупции благодаря применению жестких репрессивных мер в отношении должностных лиц по принципу «один промах, и ты уволен». Большое внимание уделяется прозрачности взаимодействия властей и общества, в частности, функционированию главной системы индикаторов о коррупции — осуществлению онлайнового контроля за рассмотрением обращений граждан и решению их вопросов, публикации Индекса антикоррупционных показателей по каждой административной единице, рассчитываемого с 1999 г. как по результатам опроса мнения лиц, обращавшихся в государственные службы, так и по статистике антикоррупционных мер, предоставляемой администрацией. То есть главное внимание уделено не тому, как предоставить еще больше привилегий должностному лицу, которое злоупотребляет своим служебным положением, а как освободиться от его услуг, предоставив его место более порядочному, честному и отзывчивому человеку.

Городскими департаментами Сеула за период с 15 апреля 1999 г. было опубликовано 48 330 заявлений граждан, касающихся выявленных ими проблем города, а количество посетителей сайта OPEN по данным на 4 октября 2000 г. составило около 10 млн.

Проект прозрачности значим, если видна помощь, которая оказывается людям, как ангажированным, так и не ангажированным коррупцией. Польза от этого проекта доказана в Сеуле и пропагандируется, но линии ООН. Не исполнил просьбу жителя города — освобожден от занимаемой должности. Так реализуется лозунг: «Нет коррупции!».

В США понятие коррупции раскрывается главным образом применительно к должностным лицам, что связано все-таки с глубинным пониманием теории проблемы, а не ее поверхностным обсуждением, популяризацией отдельно взятых идей, как в России. Коррупция должностных лиц включает ряд противоправных деяний, предусмотренных в основном в четырех главах раздела 18 Свода законов: 1) взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением публичными должностными лицами; 2) должностные лица и служащие по найму; 3) вымогательство и угрозы; 4) выборы и политическая деятельность[6]. США являются первой страной, которая в 1977 г. ввела уголовную ответственность за коррупцию за рубежом, связанную с развитием коррупционных схем в международных отношениях. За различные коррупционные преступления на национальном уровне здесь предусмотрены не только штрафы, в три раза превышающие размер взятки, но и лишение свободы на срок до 20 лет. Противодействие коррупции в США тесно связано с публичным представлением стоимости реализации государственных программ в сравнении с другими альтернативами. Например, введение ЕГЭ было признано нецелесообразным в условиях кризисной ситуации в экономике страны, так как обошлось бы правительству в 5,7 млрд, долл.[7] Тем не менее проблема коррупции в США является одной из существенных, широко обсуждаемых на протяжении многих лет[8].

После объединения ГДР с ФРГ власти ФРГ публично обращали внимание на то, что деятельность определенных должностных лиц не соответствовала нормам правового государства. Как отмечает в своем исследовании Бернд Бонвеч, «тезис о режиме, созданном СЕПГ как диктаторском и репрессивном получил довольно широкое распространение в общественном мнении…» В ходе кампании «по преодолению последствий диктатуры СЕПГ» были уволены все сотрудники органов государственной безопасности бывшей ГДР. В течение 1990—1993 гг. на новые земли была распространена судебно-правовая система западногерманского образца. Реформа сопровождалась массовыми увольнениями служащих юстиции: так, в Мекленбурге — Передней Померании должности сохранили 26,1% судей и прокуроров, в Бранденбурге — 55,4%. В Берлине в отставку были отправлены все без исключения судьи и прокуроры. Увольнения обосновывались ссылкой на различия в правовых системах двух частей Германии и на приверженность работников юстиции бывшей ГДР марксистской идеологии. Одной из важных причин увольнений была выявленная причастность многих сотрудников штази и судебно-правовой системы бывшей ГДР к преследованиям инакомыслящих, к вынесению приговоров, влекущих наказания, длительное содержание представителей оппозиции, диссидентов в местах заключения"[9]. Идеология коррупции, на наш взгляд, гораздо сильнее действует сегодня в России, чем идеология марксизма, которая мешала бы работать в новых условиях объединенной Германии не только многим судьям из ГДР, но и прокурорам, иным государственным служащим. Сотрудники органов госбезопасности, судьи и прокуроры были выделены как наиболее значимые в этой системе взаимосвязей власти объединенной Германии. По аналогии, кардинальное изменение ситуации в России также требует не учащения кадровых перестановок должностных лиц среднего и низового уровня и в сферах, где коррупция легко искоренима методами регламентации, а все же переформатирования подходов к оценке эффективности работы высокопоставленных госслужащих, от позиции которых зависит уровень развития коррупции в нашей стране. Отлучение того или иного крупного коррупционера от его должности (а желательно — всех крупных коррупционеров вместе взятых) предопределяет условия работы всех нижестоящих звеньев цепи его служебных взаимосвязей на долгие годы. Любой скандал в связи с их работой — это повод для отстранения от служебных обязанностей. Опыт же объединения Германии с позиции значимых ценностей правового государства доказывает жизнеспособность теоретического осмысления роли важнейших должностей государственной системы управления, а именно — системы государственной безопасности, судебной системы и прокуратуры. Полиция, как в основном оперативная работа с уличным бандитизмом не фигурирует в кадровых значимых перестановках (хотя коррупция в полиции наносит также значимый вред как бизнесу, так и гражданам) — для противодействия коррупции необходимо смещение неэффективно, скандально, противоправно действующих, как правило, организованных групп с ключевых должностей в этих сферах. Рассматривать же в качестве ключевой сферы борьбы с коррупцией только полицию (или, например, только вооруженные силы) в современных условиях выстроенных иерархий во взаимоотношениях органов власти практически в любом государстве представляется нам глубоко ошибочным. То есть опыт ГДР позволяет более четко оценить значение иерархии коррупционных связей, начинающихся с политической коррупции — исходной в проведении той или иной идеологии как средством манипулирования общественным мнением для удержания коррупционной власти в стране.

Китайский опыт не распространен в мире, но известен применением смертной казни к коррупционерам: за взятку или хищение на сумму более миллиона долларов[10]. Главной профилактической антикоррупционной мерой является запрет для членов ЦК Компартии Китая заниматься бизнесом. В 2010 г. был расстрелян вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет возглавлял управление наукоградом Чжунгуанцунь в северо-западном университетском предместье Пекина — так называемой китайской «Силиконовой долиной». Кроме того, расстрелянный вице-мэр сумел крупно нажиться на пекинской Олимпиаде 2008 г. Как указано в обвинении, «сделав свою любовницу хозяйкой одной из строительных компаний, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельных участков»[11]. Однако эффективность такой борьбы с коррупцией не очевидна, по отчету Всемирного экономического форума за 2015—2016 гг. в Китае доля жалоб на барьеры в развитии частного бизнеса составляет 8,3%, в отличие от 1% жалоб бизнесменов на коррупцию в США[12]. При этом Китай, в котором ведущую роль в госуправлении, в управлении СМИ занимает компартия, ведет международный рейтинг миллиардеров в странах мира, обеспечивая их активный ежегодный прирост и удерживая на протяжении многих лет лидирующее 2-е место в мире по их количеству. Гонконг, являющийся административным районом Китая, учитывается в этом списке стран отдельно и занимает 7-е место[13]. Невозможно при анализе данного рейтинга не связать его с коррупцией, например, в госзакупках (так, Индия, входящая в группу беднейших стран мира[14], заняла в 2015 г. в этом рейтинге 3-е место, обогнав Россию[15]).

В 2013—2015 гг. около 20 тыс. китайских чиновников на основании проверок дисциплины компартией были наказаны за нарушение восьми правил кодекса поведения госслужащих, которые были введены в конце 2012 г. в связи с формированием в китайском обществе образа «коррумпированных чиновников, которые пользуются своим служебным положением для приобретения личных привилегий». Данные правила предписывают сократить траты на служебные встречи и визиты, а также упростить пышные и праздничные церемонии. В частности, чиновники должны были прекратить посещать публичные мероприятия в качестве официальных лиц без особой необходимости, а также обязаны отказаться от произнесения длинных, бессмысленных речей на заседаниях. В прессе отмечается, что более 5 тыс. чиновников Китая нарушили правила пользования служебными автомобилями. Еще более 900 оказались ответственными за организацию излишне роскошных праздничных мероприятий. Большинство из нарушителей подверглись административному или дисциплинарному наказанию[16].

Для наглядности приводятся такие примеры: бывший начальник управления безопасности труда провинции Шэньси Ян Дацай, который в августе 2012 г. улыбался и демонстрировал на своей руке дорогие часы не по зарплате на месте крупного ДТП с 36 человеческими жертвами, был уличен блогерами, обратившими на это внимание по фото, приговорен к 14 годам тюрьмы и штрафу в 50 тыс. юаней за коррупцию. В ходе проведения расследований происхождения доходов чиновник был признан виновным в получении взятки и во владении «имуществом неясного происхождения», которое явно не могло быть приобретено на его жалованье[17]. При этом именно случай и негодование общественности заставили власти осуществить выборочную проверку накапливаемого годами имущества гражданина. Сообщалось также о случае гибели во время допроса 42-летнего главного инженера крупного государственного предприятия города Вэньчжоу, подозреваемого в получении взяток при совершении земельной сделки. Во время проведения следствия он был раздет и погружен в ванну с ледяной водой, чтобы получить признание его виновности в коррупции. Подследственный перестал подавать признаки жизни, был направлен в больницу, где скончался через несколько часов от легочной дисфункции*. При этом не сообщается, не вымогали ли взятку у подозреваемого во время проведения таким жестоким способом допроса, и был ли он действительно виновен.

«В рамках стратегической операции „Небесная сеть“ (Sky Net) Национальное центральное бюро Интерпола в Китае выпустило „красные уведомления“ для 100 гражданских служащих и других предполагаемых преступников, разыскиваемых за коррупцию», — сообщалось 22.04.2015 на сайте Центральной комиссии по проверке дисциплины, которая возглавляет антикоррупционную компанию в Китае. В основном коррумпированные чиновники Китая стремятся со своими нажитыми преступными путями капиталами избежать смертной казни в США или Канаде, а также в Гонконге. Операция «Небесная сеть» была запущена в апреле 2015 г., став расширенным продолжением «Охоты на лис» Министерства общественной безопасности. По сообщениям китайских властей, в 2014 г. «Охота на лис» помогла вернуть в Китай 680 бывших членов компартии Китая, ставших экономическими преступниками[18][19].

Вопросы соразмерности наказаний в соответствии с масштабами причиненного обществу финансового ущерба, причин коррупции, эффективности антикоррупционной политики, глубины социального неравенства в странах мира и др. несомненно выходят сегодня на первый план при анализе зарубежного опыта в СМИ.

В Аргентине муниципалитетом Морон в 2000 г. при проведении тендера на оказание услуг по уборке мусора применен опыт заключения сторонами пакта добропорядочности. Все четыре участника тендера, прошедшие предварительный квалификационный отбор, подписали пакт добропорядочности, взяв на себя обязательства, направленные на устранение причин коррупции. Аргентинское отделение Transparency International — Poder Cuidadono контролировало соблюдение условий пакта в ходе оценки тендерных предложений, заключения и реализации контракта. За нарушение положений контракта предусматривались санкции в размере до 10% его стоимости, а также запрет на участие в государственных тендерах сроком на пять лет. Слушания по обсуждению тендерной документации и условий контракта посетили более 500 человек, которые могли предлагать изменения в те или иные документы. После этого гендерная документация была опубликована в Интернете. Помимо устранения возможностей для коррупции пакт добропорядочности позволил сэкономить средства: стоимость заключенного контракта составила 32 млн долл, вместо первоначально запланированных 48 млн долл.[20]

Новые технологии действенной борьбы с коррупцией есть во многих странах мира для всех уровней управления — необязательно ожидать команды сверху, чтобы произвести необходимые перемены.

Приведенный анализ коррупции как теоретической и прикладной проблемы показывает, что фрагментарный подход к заимствованию зарубежного опыта не приводит к ожидаемому эффекту, если отсутствуют необходимые научно обоснованные оценки значимости и действенности той или иной меры. Наглядным примером неудачного, «вслепую» использованного опыта экономически развитых стран, с учетом оценки народнохозяйственной эффективности, является необоснованное с научной точки зрения введение НДС в России в начале 1990;х гг. в условиях кризиса и дефицита. Как только этот налог был введен, научное сообщество страны сразу вступило в полемику с правительством, защищая интересы отечественных товаропроизводителей и снижая разрушительный характер действия внезапно введенного в стране налога.

Например, еще в публикации 1993 г. по этому поводу приводилась следующая аргументация: «…Только из-за налога на добавленную стоимость розничные цены на продовольствие в 1992 г. были искусственно повышены в среднем на 30—40%, что вызвало ограничение спроса, уменьшение объема реализации и, следовательно, провоцировало спад производства. В странах Европейского союза, Канаде, Австралии и Японии введение налога на добавленную стоимость явилось одним из косвенных рычагов государственного регулирования экономики, направленных на ограничение производства ряда продовольственных товаров. Например, во Франции НДС был введен на основании законодательного документа, принятого 6 января 1966 г., вступившего в действие с 1 января 1968 г., то есть два года было дано на то, чтобы предприятия и налоговые службы перешли на новые условия расчетов с бюджетом»[21].

В связи с наличием существенной проблемы некомпетентного заимствования зарубежного опыта в России автором в 1996 г. в рамках подготовки докторской диссертации был проведен не частично-фрагментарный анализ какой-то одной меры, возможно, действующей разрушающе, а комплексный анализ результативности аграрных реформ в 51 стране мира[22], основанный сначала на выявлении периода кардинального улучшения ситуации в АПК, а уже затем, на глубоком изучении конкретных мер государственного управления, администрирования, обусловивших хороший результат (на фоне многолетнего развития). Применение разработанного автором метода позволило выявить годы проведения эффективных аграрных преобразований. Например, более подробно изученные автором: в США — 1933 г., во Франции — в 1960 и 1980 гг., в Великобритании — 1973 г., в СССР — 1982 г. В большинстве из рассчитанных по данному методу стран — это 5—6 существенных улучшений ситуации за 34-летний период (в Северной Корее такой период наблюдался только один в 1985 г.). Комплексный метод доказывает, что выдергивание какой-либо одной меры, которую можно назвать контекстной, выбираемой по принципу «мне эта мера понравилась, запомнилась, показалась интересной», из всей системы мер в любой из областей реформирования является несостоятельным. Без проведения анализа научной значимости и эффективности этой меры, ее применение неизвестно к чему приведет — или к позитиву (возможно, не соответствующему понесенным затратам), а, может быть, к негативу (также — в разных его масштабах).

Требование проведения комплексного анализа с представлением показателей эффективности (результативности) при инициировании любых крупномасштабных изменений, основанных на заимствовании зарубежного опыта, — важнейшее условие предупреждения не недочетов, а ошибок. В области активизации проведения антикоррупционной политики в России была предложена контекстная мера ряда стран мира, явным образом выгодная узкой группе получателей выгод от нее, — это многократное повышение заработной платы высокопоставленным государственным служащим, депутатам законодательных органов, руководителям организаций, находящимся на бюджетном финансировании. Спешное обсуждение принятия данной меры (в контексте ее значимости в государственной антикоррупционной политике) не включило ни анализ ее значимости в системе мер той страны, на опыт которой опирались современные российские политики, ни вопросы соблюдения этики по отношению к большинству населения, поскольку данная мера повлекла за собой перераспределение бюджетных средств в пользу узкой группы получателей выгод от нее за счет сокращения объемов предоставления социальной помощи, оказания поддержки развитию малого бизнеса и нр., ни обоснования ее результативности, эффективности. Результат действия данной меры не привел к тому, что ожидалось от ее внедрения, а именно — к уменьшению верхушечной коррупции, которая не только не стабилизировалась, но выросла, а рынок труда упал, кризис в экономике углубился. Затраты ведь из средств налогоплательщиков — немаленькие. Не привело к значимым результатам и принятие специального, но рамочного антикоррупционного законодательства, хотя энергии общества, его, по сути, волонтерский труд затрачены значимые.

Компетентный (наукоемкий, зрелый, недемагогический) подход указывает на открытое обсуждение целого комплекса взаимосвязанных вопросов, связанных с успешным преодолением и предупреждением коррупции в некоторых (не всех) зарубежных странах, рассмотрение которых базируется на применении многих научных подходов, раскрываемых в данной и следующей главах учебника.

  • [1] The Global Competitiveness Report 2015—2016. Geneva: World Economic Forum, 2015.
  • [2] The Global Competitiveness Report 2013—2014. Geneva: World Economic Forum, 2013.P. 100−395.
  • [3] Представление книги «Северная Европа. Регион нового развития». М.: Весь мир, 2008. URL: http: //www.vesmirbooks.ru/fragments/912/ (дата обращения: 27.07.2016).
  • [4] Как Европа борется с коррупцией // РИА-Новости. 20.02.2015. URL: http: //ria.ru/analytics/20 150 220/1048807860.html (дата обращения: 27.07.2016).
  • [5] Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка // РИЛ-Новости. 13.08.2013. URL: http: //ria.ru/spravka/20 100 813/264879055.html (дата обращения: 27.07.2016).
  • [6] Аналитическая записка к проекту федерального закона № 251 008−4 «О ратификацииКонвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Серия: Ратификациямеждународных договоров Российской Федерации. Опыт отдельных стран в борьбе с коррупцией и ее предупреждением. М.: Государственная Дума РФ, 2006. URL: http: //iam.duma.gov.ru/node/8/4739/17 024 (дата обращения: 27.07.2016).
  • [7] Обама берет пример с России: в США появится ЕГЭ. 19.01.2010. URL: http: //oballov.qip.ru/news/newsline/2010/01/19/63 844 (дата обращения: 27.07.2016).
  • [8] Например, некоторые обобщающие данные приводятся в публикации: США тонутв коррупции //Дни.ру. 02.02.2016. URL: http: //www.dni.ru/economy/2016/2/2/327 261.html (дата обращения: 27.07.2016).
  • [9] Бонвеч Б. История Германии. Т. 2. От создания Германской империи до начала XXI века.М.: Изд-во «КДУ», 2008. С. 300.
  • [10] Овчинников В. За взятку — к высшей мере. С 2000 г. в Китае за коррупцию расстреляно10 тыс. чиновников // Российская газета. 25.06.2009. URL: http: //www.rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html (дата обращения: 27.07.2016).
  • [11] Овчинский В. Урок китайского // Завтра. 19.01.2011. № 3. URL: http: //zavtra.ru/content/view/2011—01—1941/ (дата обращения: 27.07.2016).
  • [12] The Global Competitiveness Report 2015—2016. Geneva: World Economic Forum, 2015.P. 140, 360.
  • [13] 10 стран с самым высоким числом миллиардеров // Вести. 05.10.2012. URL: http: //www.vestifinance.ru/articles/17 996 (дата обращения: 27.07.2016).
  • [14] По данным Всемирного банка, в Индии проживает примерно треть беднейшего населения мира. Почти каждый третий индус живет за международной чертой бедности, тратяна жизнь меньше $ 1,25 в день. См.: Сапеткайте В. Япония уступила место Индии // Геополитика. 04.08.2014. http://www.gcopolitika.lt/index.php?artc=6837 (дата обращения: 27.07.2016).
  • [15] В рейтинге миллиардеров китайского журнала Россия уступила Индии // «Газета.Ру». 03.02.2015. URL: http: //www.gazeta.ru/social/news/2015/02/03/n_6 885 717.shtml (дата обращения: 27.07.2016).
  • [16] Азия-Плюс. 04.01.2016. URL: http: //news.tj/ru/news/v-kitae-20-tysyach-chinovnikov-nakazali-za-narushcnie-kodeksa-gossluzhashchikh (дата обращения: 27.07.2016).
  • [17] Кириллов А. В Китае «смеющийся чиновник» за взятки приговорен к 14 годамтюрьмы // ТАСС. 05.09.2013. URL: http: //tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/671 993 (датаобращения: 27.07.2016).
  • [18] * Динкевич М. Китайского чиновника утопили во время допроса // Вести. 04.09.2013.
  • [19] Ли Д. Как живут беглые китайские коррупционеры // ИноСМИ. The Epoch Times, США.05.05.2015. URL: http: //inosmi.ru/world/20 150 505/227871100.html (дата обращения: 27.07.2016).
  • [20] Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономикии государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана: пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 411.
  • [21] Румянцева (Жоголева) Е. Е. О государственном воздействии на ценообразованиев АПК // АПК: экономика, управление. 1993. № 8. С. 71. URL: http: //www.fem.znau.edu.ua/courses/agr_pol/files/14/ (дата обращения: 14.09.2016).
  • [22] Опубликован также в отдельном издании: Румянцева Е. Е. Методика оценки результативности аграрных реформ (расчеты по 51 стране мира). М.; Минск: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой