Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности научно-популярного подстиля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, Конституция — это своеобразный страж. Он призван охранять свободу каждого. А для этого он, в свою очередь, устанавливает запреты. Сейчас в нашей стране запрещено призывать других к насилию, к преступности. И мы должны понимать, что это делается нам во благо. Введение нового знания через метафору и другие образные средства: огонь правосудия вспыхивает в речи прокурора; печать закона… Читать ещё >

Особенности научно-популярного подстиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-популярный подстиль ориентирован на передачу научной информации неподготовленному для ее восприятия читателю или слушателю через письменные (научно-популярная статья, очерк, книга) и устные жанры (лекции, выступления, сообщения). С учетом особенностей адресата и целей передачи информации важно использовать специальные приемы донесения сложного материала простым и понятным способом, т. е. уметь популяризировать сложное научное содержание.

Популяризация — перевод книжного, узкоспециального текста в общедоступную форму.

Популяризация предполагает, что собственно научный стиль должен быть дополнен элементами публицистического (см. подробнее: гл. 7). В этом случае наряду с объективностью, точностью, логичностью, ясностью, отвлеченностью, свойственным научной речи, появляются субъективность, конкретность и эмоциональность изложения, характеризующим публицистический стиль. Черты публицистического стиля привлекают внимание к информации, облегчают ее понимание, создают диалогичность при опосредованном письменном и непосредственном устном общении автора и адресата текста.

При популяризации происходит трансформация научного подстиля в научно-популярный, что проявляется в использовании специальных стилистических приемов и в существенных изменениях используемых языковых средств на разных языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом.

  • 1. Изменения на лексическом уровне языка:
  • 1) замена абстрактных книжных слов конкретной лексикой: жилищный фонд — дома, прибыль — деньги;
  • 2) замена заимствований исконно русскими словами: легальный законный, электорат — народ;
  • 3) объяснение имеющихся в тексте терминов и сложных понятий или приведение в скобках русского эквивалента: экспектации — ожидания, инвестиции — вложения, юриспруденция — право;
  • 4) дополнение родовых понятий видовыми: объекты недвижимости — жилые дома, школы, гаражи, магазины; правовые документы — законы, уставы, нормативные акты;
  • 5) высказывание эмоциональных комментариев, разъяснений и оценки с помощью эмоционально-оценочной лексики: раскаявшийся преступник, невероятные объяснения, торжество закона, неизбежность наказания,
  • 6) введение разговорной лексики, фразеологизмов, образных выражений: цены на услуги адвоката взлетели вверх;
  • 7) введение нового знания через метафору и другие образные средства: огонь правосудия вспыхивает в речи прокурора; печать закона в руках судьи; адвокату как справедливый отец, признает ответственность подзащитного.
  • 2. Изменения на морфологическом уровне языка:
  • 1) детализация информации с помощью качественных и относительных прилагательных, относящихся к существительным;
  • 2) использование наряду с глаголами, имеющими непроявленное или абстрактное лексическое значение, глаголов, выражающих конкретные действия в разных временах;
  • 3) создание диалога с читателем с помощью глаголов в форме повелительного наклонения.
  • 3. Замены на синтаксическом уровне языка:
  • 1) использование более коротких фраз, сокращение объема предложений до 7—9 слов;
  • 2) разделение сложных предложений на несколько простых;
  • 3) отказ от причастных и деепричастных оборотов, замена их синонимичными конструкциями, придаточными предложениями;
  • 4) использование для связи вводных слов логического характера: во-первых, во-вторых, итак, таким образом',
  • 5) использование восклицательных и вопросительных предложений.
  • 4. Стилистические приемы:
  • 1) выстраивание диалога с читателем или аудиторией: обращения, вопросы логического характера, личные местоимения 1-го и 2-го лица;
  • 2) использование приемов диалогизации в монологической речи автора текста или оратора: риторические вопросы и восклицания, риторические диалоги, личное местоимение мы и притяжательное наш в разных падежах и числах, глаголы в форме 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени;
  • 3) чередование смысловых типов речи: рассуждения, описания, повествования;
  • 4) использование риторических тропов и фигур речи для выразительности: метафор, эпитетов, сравнений, гиперболы, инверсии, анафоры, эпифоры, лексического и синонимического повторов и т. д.;
  • 5) конкретизация материала с помощью примеров, приведенных после теории, вставки ярких деталей;
  • 6) наделение заголовка информативной и рекламной функцией: он должен определять сферу науки и тему текста, при этом увлекать адресата экспрессивными средствами языка.
Несмотря на различие отраслей науки, многообразие тем и своеобразие адресата научной информации требования к научно-популярному тексту едины: научная глубина, доступность, занимательность. Этими критериями определяется выбор языковых средств при популяризации.

Вопросы практики.

Исходный письменный текст.

Вариант популяризации текста.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова. Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его действий, его поступков. Мысль всегда свободна, поэтому законодательного закрепления сущности человека не требуется. Свобода слова — это источник созидания, выраженный внешне и понятный окружающим. Свобода слова непосредственно связана с демократией и проявляется в свободе печати, оппозиции, критики, инакомыслия, права меньшинства. Содержание свободы слова — очень широкое понятие. С одной стороны, это право говорить все что угодно, с другой стороны — сумма убеждений, мнений, идей, выраженных устно или в печати, научных исследованиях, художественной литературе, сценических постановках, произведениях изобразительного искусства, музыке и т. д. Поэтому Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, одновременно устанавливает запреты на пропаганду и агитацию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды[1].

Друзья! Все вы знаете, что в нашей стране есть основной закон — Конституция.

А кто-нибудь когда-нибудь задумывался, для чего она нужна?

Обратимся к конкретной ситуации. Каждый из нас имеет свое мнение и пытается его всячески донести до других. Более того, свое мнение мы ценим и считаем всегда правильным. А способность выражать свои мысли и есть свобода слова. Вы спросите: «При чем здесь Конституция?» А она здесь притом, что гарантирует свободу мысли и слова. Она разрешает нам думать и утверждать то, что нам хочется.

Однако из этого не следует, что свобода слова — эго лишь вседозволенность. Свобода слова тесно связана со свободой печати, критики и вообще любого инакомыслия. Поэтому свобода слова — это еще и регулятор общественных отношений: мы понимаем, что можно говорить, а что — нельзя, о чем можно думать, а о каких идеях лучше забыть.

Таким образом, Конституция — это своеобразный страж. Он призван охранять свободу каждого. А для этого он, в свою очередь, устанавливает запреты. Сейчас в нашей стране запрещено призывать других к насилию, к преступности. И мы должны понимать, что это делается нам во благо.

  • [1] Текст сост. по: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой