Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Партийная система России: история и современность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к смешанной избирательной системе, когда половина депутатов Государственной думы избиралась по партийным спискам, стимулировал создание политических партий (см. главу XIV). Однако большинство партий пребывали в эмбриональном состоянии. Не было четких критериев, отделяющих партии от общественных организаций и политических движений, тем более что тогдашнее законодательство допускало участие… Читать ещё >

Партийная система России: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первыми политическими партиями, возникшими в дореволюционной России, были партии революционного социалистического характера. Впервые термин «партия» в своем названий использовала террористическая организация «Народная воля». В конце XX в. многочисленные кружки, действовавшие в различных районах Российской империи, объединились в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), которая на II съезде в 1903 г. раскололась на фракции большевиков и меньшевиков. За два года до этого революционные организации народнического толка объединились в Партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии действовали в подполье и в эмиграции. К тому же эсеры избрали тактику индивидуального террора против представителей царской власти.

После 17 октября 1905 г., когда был издан Манифест, провозгласивший гражданские и политические свободы, в России возникли предпосылки для создания легальных политических партий. И такие партии появились. Среди них: либеральные — Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия демократических реформ, более консервативный Союз 17 октября (октябристы), партии крайне правого толка — Союз русского народа и Союз Михаила Архангела, получившие обобщенное название «черносотенцев», а также многочисленные партии, представлявшие интересы национальных меньшинств, проживавших по окраинам империи.

Хотя конституционные реформы 1905—1907 гг. обеспечили некоторые условия для легальной деятельности политических партий, говорить о полной свободе не приходилось. Левые партии так и не перешли на легальное положение, и их преследование со стороны полиции после окончания революции 1905—1907 гг. продолжалось. Российская избирательная система слабо стимулировала партийное строительство, а царские власти смотрели на деятельность даже лояльных существующему режиму партий с подозрением. Свержение царизма в феврале 1917 г. открыло кратковременный период самых широких политических свобод, вскоре обернувшихся анархией и охлократией. Все ограничения для деятельности партий левого и леворадикального толка были сняты. Наиболее активно эту ситуацию использовали большевики, сумевшие осенью 1917 г. захватить власть. В планы большевиков не входило установление режима, который впоследствии получил название тоталитарного. Но они с самого начала преследовали своих политических противников и соперников. Вслед за членами правых партий репрессиям стали подвергаться меньшевики, правые эсеры, а затем очередь дошла и до бывших союзников большевиков — анархистов и левых эсеров. После 1922 г. деятельность всех партий, кроме партии большевиков, на территории Советского Союза прекратилась.

Долгие годы в СССР существовала только одна партия — Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Это нашло отражение в Конституции, принятой в 1977 г. Сама статья Конституции, узаконившая монопольное положение КПСС в советской политической системе, ничего по существу не меняла. Коммунистическая партия де-факто давно уже была главной несущей конструкцией всего тоталитарного режима. Однако, когда в период перестройки под напором общественного мнения Съезд народных депутатов СССР отменил данную статью советской Конституции, этот акт имел огромные последствия для политического развития нашей страны. Начался процесс формирования партийной системы новой России, начальный период которого пришелся на последние месяцы существования Советского Союза и первое время после его развала. С одной стороны, возникали новые политические партии, с другой стороны, происходило размежевание внутри прежде правящей КПСС.

В 1990—1991 гг. появились такие новые партии, как либеральнодемократическая, демократическая, социал-демократическая, христианско-демократическая. Предпринимались попытки возродить некоторые политические партии, действовавшие в дореволюционной России, например партию кадетов. Внутри КПСС образовалось несколько политико-идеологических платформ, а руководство партии во главе с М. С. Горбачевым все более эволюционировало в сторону социалдемократической идеологии. При определенных условиях на базе КПСС могло бы возникнуть несколько жизнеспособных партий центристского, левоцентристского и левого толка, но этого не произошло. Запрет деятельности коммунистической партии на территории России, введенный указом Президента Б. Н. Ельцина после провала августовского путча 1991 г., прервал процесс идейной эволюции и организационного размежевания в КПСС. Большинство ее членов отошло от активной политической жизни.

Но некоторые протопартийные и партийные структуры на базе КПСС были все же созданы. Сторонники ортодоксальных коммунистических взглядов объединились в ряд радикальных организаций, таких как Российская коммунистическая рабочая партия, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская партия коммунистов. Большая часть функционеров и активистов КПСС, сохранивших приверженность коммунистической идеологии, создали в 1992 г. Коммунистическую партию Российской Федерации. На базе «демократической платформы» в КПСС была создана Республиканская партия. Часть бывших коммунистов группировалась вокруг тогдашнего вице-президента России А. Руцкого. Они объединились еще внутри КПСС первоначально под названием «Демократическая партия коммунистов России», а затем переименовались в Народную партию свободной России. НПСР не сумела пережить события, связанные с конфликтом между президентом России Б. Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации осенью 1993 г. Эти события означали завершение первого этапа партогенеза и партийного строительства в посткоммунистической России и переход к новому этапу, продолжавшемуся до конца 90-х гг. XX в.

Переход к смешанной избирательной системе, когда половина депутатов Государственной думы избиралась по партийным спискам, стимулировал создание политических партий (см. главу XIV). Однако большинство партий пребывали в эмбриональном состоянии. Не было четких критериев, отделяющих партии от общественных организаций и политических движений, тем более что тогдашнее законодательство допускало участие в выборах по пропорциональному принципу как тех, так и других. Бурный рост протопартий грозил формирующейся российской партийной системе крайней атомизацией. Чтобы этого не допустить, по образцу некоторых зарубежных стран, прежде всего ФРГ, был введен 5%-ный заградительный барьер, призванный воспрепятствовать попаданию в парламент мелких и нежизнеспособных партий. Видимо предполагалось, что подобная мера будет способствовать объединению и укрупнению партий, позволит создать хорошо структурированный орган законодательной власти. На практике принятая мера стимулировала создание различных блоков и межпартийных объединений конъюнктурного характера, главной целью которых было проталкивание соответствующих списков кандидатов в депутаты Государственной думы через 5%-ный барьер. Правда, на основе некоторых блоков формировались и полноценные политические партии. Например, на основе блока, созданного тремя политическими лидерами — Г. Явлинским, Ю. Болдыревым, вЛукиным, сначала возникло движение «Яблоко», а впоследствии оно превратилось в политическую партию с тем же названием.

Партии, добивавшиеся успехов на парламентских выборах, закреплялись на политической арене. Так произошло с ЛДПР. До 1993 г.

Либерально-демократическая партия России и ее лидер Жириновский занимали маргинальное положение в российской политической жизни. Благодаря электоральному успеху, достигнутому на первых выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., ЛДПР вошла в число ведущих политических партий России. Однако наиболее влиятельной среди избирателей и наиболее многочисленной в середине 90-х гг. стала КПРФ. Успехам коммунистов способствовал продолжавшийся экономический спад, снижение популярности первого российского Президента Б. Ельцина и разочарование результатами либеральных реформ. Это разочарование обусловило и то обстоятельство, что попытки создать сверху «партию власти» в эти годы оказывались неудачными. На выборах 1993 г. в таком качестве выступали Партия российского единства и согласия (ПРЕС) во главе с одним из тогдашних вице-премьеров, С. Шахраем, и «Выбор России» во главе с главным автором либеральных экономических реформ Е. Гайдаром, также занимавшим пост вице-премьера. Оба избирательных объединения пользовались административным ресурсом и сумели провести своих депутатов в Государственную думу, но их дальнейшая судьба была не столь успешной. Созданная на основе «Выбора России» партия «Демократический выбор России» лишилась государственной поддержки и даже в союзе с рядом других партий и организаций не преодолела 5%-ный барьер на выборах 1995 г. Это же случилось и с Партией российского единства и согласия.

На выборах 1995 г. в качестве «партии власти» выступало созданное премьер-министром в. Черномырдиным движение «Наш дом — Россия» (НДР), однако его электоральные успехи оказались еще меньшими, чем у предшественников НДР. Хотя движение в. Черномырдина провело своих депутатов в состав Государственной думы, оно получило в два раза меньше голосов, чем коммунисты.

Вплоть до конца 90-х гг. XX в. влияние партий на реальную российскую политическую жизнь оставалось невысоким, но партийная система продолжала развиваться и приобрела довольно плюралистический характер. Среди партий и движений, игравших роль протопартий, были представлены партии и движения различной идеологической ориентации — от крайне левых до крайне правых. В наибольшей степени типу доктринальной партии, то есть партии, в которой весьма важное значение имеет идеология, на левом фланге соответствовала КПРФ, а на правом — Союз правых сил (СПС), созданный в результате объединения ДВР и политически близких ему организаций. СПС позиционировал себя как главная либеральная партия, а КПРФ пыталась совместить в своей идеологии традиционные коммунистические ценности и ценности национал-патриотического характера. Такие партии, как ЛДПР и «Яблоко», были типичными партиями харизматического, вождистского толка, поскольку их лидеры — В. Жириновский и Г. Явлинский — полностью определяли все направления деятельности своих партий. Но в идеологических ориентациях и в отношении к действующей исполнительной власти эти партии существенно различались между собой. ЛДПР и ее лидер во время избирательных кампаний активно использовали националистические лозунги и социальную демагогию, открыто объявляя о своем оппозиционном характере. В парламенте же либеральные демократы всегда поддерживали исполнительную власть, регулярно голосуя за правительственные законопроекты. «Яблоко» позиционировала себя как партия социально-либеральной ориентации, одновременно проводя оппозиционный курс по отношению к президенту и правительству вплоть до того, что в 1999 г. совместно с коммунистами предприняли безуспешную попытку объявить импичмент президенту.

Некоторые партии по своему происхождению имели исключительно корпоративный характер. Такими были, например, Аграрная партия и Партия пенсионеров.

Уход с политической арены Б. Н. Ельцина открыл «эпоху В. В. Путина», ставшего сначала премьер-министром, а затем и президентом России. Одновременно начался новый этап эволюции партийной системы. Уже в период парламентской избирательной кампании 1999 г. произошли существенные перемены в расстановке политических сил. На этот раз между собой конкурировали две «партии власти». Одна была представлена межрегиональным движением «Единство», вторая — блоком двух движений, «Отечество» и «Вся Россия», выступавшим под общим названием «Отечество — Вся Россия». Принципиальных идейно-политических различий между ними не было, но они представляли интересы различных группировок внутри региональных и общефедеральной правящих элит. Это и обусловило остроту борьбы между ними.

После парламентских выборов 1999 г., когда обозначилось явное лидерство В. В. Путина в развернувшейся президентской избирательной кампании, между фракциями «Единство» и «Отечество — Вся Россия» в Государственной думе началось сближение. Они в одинаковой мере стали оказывать поддержку вновь избранному президенту В. Путину и правительству. Впервые в посткоммунистической России исполнительная власть получила устойчивое большинство в обеих палатах парламента. В отличие от 90-х гг. XX в. президент и правительство понимали важность партийного фактора в политике и стали активно влиять на эволюцию партийной системы России «сверху». Одной их таких мер влияния стало создание на базе «Единства» и «Отечество — Вся Россия» новой мощной «партии власти» — «Единая Россия».

Новая партия неизменно расширяла свое влияние, опираясь на ресурсы, которыми располагает федеральная и региональная исполнительная власть. Это нашло отражение в убедительных победах, одержанных «Единой Россией» на парламентских выборах 2003 и 2007 гг. 2011 и 2016 гг. Представители «Единой России» составляют большинство и в верхней палате российского парламента — Совета Федерации. Членами «Единой России» является и подавляющая часть глав исполнительной власти субъектов Федерации. «Единая Россия» доминирует в законодательных органах власти областей, краев, республик, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Преобладают члены и сторонники «Единой России» и в органах местного самоуправления. Идеологическая платформа «Единой России» так и не была четко обозначена, а ее практическая деятельность сосредоточена на поддержке политического курса Президента и правительства РФ. В. В. Путин и Д. А. Медведев лично возглавляли избирательные списки партии на выборах в Государственную Думу, но формально в партии не состояли.

Упорядочить и стабилизировать партийную систему России были призваны принятые в 2001 г. федеральный закон «О политических партиях» и изменения в избирательном законодательстве. Закон «О политических партиях» ужесточил требования к их созданию и деятельности. Партии, не прошедшие регистрацию в соответствии с новым законодательством, либо совсем прекратили свою деятельность, либо продолжили ее в качестве общественных организаций. Это произошло с Социал-демократической партией, созданной еще в 1990 г., но так и не сумевшей адаптировать социал-демократическую идеологию и политику к российским условиям. Статус общественной организации не давал возможности для активного участия в политической жизни. Но такие возможности сокращались и у большинства официально зарегистрированных политических партий. Для партий, не представленных в Государственной думе, в отличие от парламентских партий, доступ к средствам массовой информации и источникам финансирования был затруднен, что, безусловно, снижало их шансы на преодоление заградительного барьера на следующих парламентских выборах, повышенного в тот период с 5 до 7%. Принятие таких законодательных актов объяснялось стремлением стимулировать слияние мелких партий в более крупные. И, действительно, подобная тенденция наблюдалась. Некоторые небольшие центристские партии объединились с «Единой Россией». На праволиберальном фланге российской политики Союз правых сил объединился с Демократической партией и партией «Гражданская сила», создав новую партию «Правое дело». Но присущая современным российским либералам неспособность договариваться не позволила им долго сохранять организационное единство.

В ряде случаев объединение политических партий инициировалось «сверху», со стороны исполнительной власти. В 1990;е гг. существовал проект создания двух «партий власти» — правоцентристской и левоцентристской. Но тогда этот проект не был реализован. Администрация президента вернулась к нему в начале XXI в. На основе объединения Партии жизни, Партии пенсионеров и движения «Родина» была создана партия «Справедливая Россия».

«Справедливая Россия» стала одной из четырех партий, сумевших провести своих кандидатов в депутаты Государственной думы, тем самым она закрепилась в российской политической системе. «Справедливая Россия» позиционирует себя как партию социал-демократического характера, о чем свидетельствует ее вступление в состав Социадиетического Интернационала. На практике же «Справедливая Россия», так же как и «Единая Россия», все более эволюционирует в направлении партии картельного типа.

Многие российские политологи сходятся во мнении, что партийная система России к концу первого десятилетия XXI в. приобрела черты, характерные для партийных систем с доминирующей партией. Некоторые специалисты полагают, что на смену прежней конкуренции между партиями приходят иерархические взаимоотношения. Выделяют три иерархических уровня современной российской политической системы. На самом верхнем уровне находится «Единая Россия», играющая роль доминирующей партии. Ее позиции в политической системе Российской Федерации сравнимы с теми, которые имели в период своего доминирования такие партии, как «Индийский национальный конгресс» в Индии, Институционально-республиканская партия в Мексике и Либерально-демократическая партия в Японии. В некотором смысле положение «Единой России» сегодня даже более прочное, поскольку уровень партийной конкуренции очень низок. На среднем уровне находятся партии, которые исследователи относят к разряду «партий-сателлитов». Они безоговорочно признают сложившийся статус-кво и взамен получают определенные гарантии для своего существования и деятельности. Такими являются парламентские партии ЛДПР и «Справедливая Россия». Несмотря на официально провозглашаемую оппозиционность, по всем принципиальным вопросам они поддерживают политику правительства.

На нижнем иерархическом уровне российской партийной системы расположились оппозиционные партии. Крупнейшей из них по-прежнему остается КПРФ, имеющая свою фракцию в Государственной думе и во многих региональных парламентах. В 90-х гг. XX в. КПРФ временами представляла реальную угрозу для исполнительной власти. Это наглядно продемонстрировали президентские выборы 1996 г., когда лидер коммунистов Г. А. Зюганов вышел во второй тур вместе с тогдашним президентом Б. Н. Ельциным. Сегодня влияние и возможности КПРФ как оппозиционной партии гораздо скромнее. Политикоидеологические ориентации КПРФ обращены более в прошлое, чем в будущее, у партии нет приемлемой для большинства населения позитивной программы решения актуальных проблем российского общества. В составе партии и в ее электоральной базе преобладают люди старшего поколения.

Не все коммунисты поддерживали курс руководства КПРФ, поэтому были попытки создания параллельных партий и организаций коммунистической ориентации. В 90-х гг. XX в. определенных успехов добивались Российская коммунистическая рабочая партия и «Трудовая Россия». Закон «О политических партиях» 2001 г., позволил КПРФ сохранить свою монополию на левом фланге российской политики. Количество политических партий к концу 2011 г. значительно сократилось. В парламентских выборах в декабре этого года получили право участвовать всего семь партий. Следствием акций протеста, прошедших после этих выборов, стали поправки в закон о партиях, принятые в марте 2012 г. Минимальное число членов для регистрации партии было снижено с 40 тыс. до 500 человек. Партии получили ряд привилегий. Так, парламентские партии имеют право непосредственно выдвигать своих кандидатов на выборах президента Российской Федерации. Другие же партии, несмотря на свою малочисленность, наделены правом выдвигать кандидата на президентский пост, собрав подписи 100 тыс. избирателей, в то время как самовыдвиженцам необходимо заручиться 300 тыс. подписей. Партии, представленные не только в Государственной думе, но и имеющие представительство хотя бы в одном законодательном органе субъектов федерации, освобождаются от сбора подписей для участия в очередных парламентских выборах. Остальным партиям необходимо собрать 200 тыс. подписей. Значительно улучшены условия финансирования деятельности политических партий, особенно парламентских.

Изменение законодательства вызвало новую волну партийного строительства. Были воссозданы партии, ранее сошедшие с политической арены или объединившиеся с другими политическими силами. Вновь были зарегистрированы Демократическая партия России, Партия пенсионеров, Социал-демократическая партия, партии «Родина», «Гражданская сила» и другие. Появились новые партии, некоторые из них не имели ни четких идеологических ориентаций, ни вразумительной политической программы. Поэтому не удивительно, что ни одна из созданных партий не показала сколько-нибудь заметных результатов на местных и общефедеральных выборах. Хотя сегодня в России существует около 75 политических партий, подавляющее большинство из них фактически остаются «карликовыми» организациями. Но будущее и основных партий, включая парламентские, сегодня весьма туманно. Большинство из них в обозримом будущем ожидает смена лидеров и результаты такой смены предсказать сложно.

Все вышесказанное дает основание полагать, что процесс создания стабильной партийной системы в России еще не завершился.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Когда и каким образом возникали первые политические партии?
  • 2. Чем политические партии отличаются от других организаций, участвующих в политическом процессе?
  • 3. Назовите основные функции политических партий.
  • 4. Сравните основные типологии политических партий, существующие в политической науке.
  • 5. Охарактеризуйте основные типы партийных систем.
  • 6. К какому типу относятся ведущие политические партии современной России?
  • 7. Дайте оценку современному российскому законодательству, регулирующему деятельность политических партий.
  • 8. В каком направлении, по вашему мнению, будет эволюционировать партийная система России?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой