Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Менеджмент как наука и практика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но слово «менеджер» означает нс просто «руководитель». Первоначально англичане употребляли его не для обозначения управления предприятиями, а для управления… лошадьми. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а слово «менеджмент» — «искусство верховой езды». В современном значении слова «менеджер» и «менеджмент» появились лишь тогда, когда владельцы предприятий, хозяева, сообразили, что… Читать ещё >

Менеджмент как наука и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие менеджмента

Ключевые понятия и определения

Менеджер. Менеджмент. Отличительные черты менеджера Любым предприятием, будь то промышленный гигант или семейная парикмахерская, надо управлять. Когда говорят «управление предприятием», имеют в виду действия его руководителя, направленные на достижение какой-то определенной цели.

Сегодня стало уже привычным слово «менеджер» (англ. — manager). Так называют современного руководителя, а то, чем они занимаются — словом «менеджмент» (management). Что означает слово «менеджер»? Формально, в буквальном переводе, — ничего нового. Латинское слово «манус», от которого оно произошло, значит «рука».

Но слово «менеджер» означает нс просто «руководитель». Первоначально англичане употребляли его не для обозначения управления предприятиями, а для управления… лошадьми. Слово «менеджер» означало «искусный наездник», а слово «менеджмент» — «искусство верховой езды». В современном значении слова «менеджер» и «менеджмент» появились лишь тогда, когда владельцы предприятий, хозяева, сообразили, что очень выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально обученных такой работе. Именно им, талантливым специалистам, работающим по найму, стали поручать главную задачу предпринимательства — получение прибыли. Задачу, нс менее трудную, чем управление норовистой лошадью. И, добавим, не жалели за этот тяжелый труд весьма высокой зарплаты — менеджер и сейчас — одна из наиболее щедро оплачиваемых профессий в западных странах.

Один из выдающихся руководителей американского бизнеса Ли Я кокка вскользь упоминает и о своем заработке. Так, например. Ли Якокка, являясь главным менеджером автомобилестроительной компании «Ford Motors», получал окаю 1 млн. долларов в год (примерно в пять раз больше, чем президент США). Эти деньги ему, конечно, платили не зря; за год его правления прибыли фирмы выросли почти в четыре раза.

В странах с рыночной экономикой менеджер — массовая профессия. В США их насчитывается окаю 10 млн. человек — примерно 8% всех работающих.

Менеджеров можно смело назвать локомотивами бизнеса: управление производством и персоналом, меры по снижению издержек и увеличению прибыли, искоренению брака и достижению высочайшего качества продукции, поиск конкурентных преимуществ и определение цены товара, ресурсное обеспечение и многое, многое другое — вот дела менеджера. Но если совсем коротко, то можно сказать, что главная работа менеджера заключается в «поиске спрятанного золота». Вместо малоприбыльного книжного магазина в историческом центре Санкт-Петербурга открывается ресторан, и доход вырастает в несколько раз. Книжный магазин трансформируется в сеть торговых точек, расположенных удобно для покупателей, — и эффективность бизнеса повышается. Вместо торговых папаток и рынков строятся большие универсальные магазины — гипермаркеты, где приемлемые цены сочетаются с высоким качеством обслуживания, — прибыль возрастает за счет оборота средств. Именно менеджер должен усмотреть тенденции в торговле, способах производства товаров и услуг, в спросе потребителей, чтобы сделать бизнес наиболее выгодным.

Стедует заметить, что, несмотря на то, что главная задача менеджмента — достижение коммерческого успеха — существуют сферы, в которых такие цели не ставятся, но где невозможно обойтись без применения современных методов менеджмента. К этим сферам относится деятельность некоммерческих организаций, а также институтов государственного управления.

В литературе встречаются самые разные определения понятия «менеджмент», что объясняется его многоплановостью, тесным переплетением теории и практики, постоянным развитием. Приведем некоторые из них.

Менеджмент — искусство управления интеллектуатьными, финансовыми, материальными ресурсами (Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой).

Менеджмент — управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличении прибыли; наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями (Словарь экономических терминов).

Менеджмент — совокупность методов, форм и средств управления предприятием для повышения его эффективности (Большой толковый словарь русского языка).

Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (Питер Ф. Друкер).

Менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации (М. Мсскон, М. Альберт, Ф. Хедоури).

Определения самые разные. И действительно, проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как отрасль научных знаний, искусство, род профессиональной деятельности, процесс, систему или орган упраазения.

Менеджмент как наука изучает закономерности управленческого труда, причинноследственные связи в управленческих процессах, выявляет условия, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, учет и анализ.

Профессиональные менеджеры успешны и достигают наилучших результатов лишь тогда, когда реализуются все необходимые для этого факторы: талант, квалификация.

способности, интуиция, внешние условия, удача, в конце концов. В этом случае говорят об искусстве менеджмента.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимосвязанных взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура, ресурсы и т. п.

Таким образом, менеджмент определим как скоординированную деятельность по формированию целей организации и их эффективному достижению. Соответственно менеджер — это профессиональный руководитель, работающий, но найму и специализирующийся на эффективном достижении целей организации.

Для того чтобы оперативно принимать ответственные решения, менеджер получает от собственника предприятия (учредителя) практически неограниченные права по управлению — полномочия.

Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителей.

Вторая черта — использование экономических методов управления. Вместо жесткого административного подчинения — пробуждение внутреннего интереса персонала, учет мотивов и интересов деятельности, использование новых стимулов к производительному', качественному труду, вовлечение работников в сферу принятия решений.

Экономические методы управления породили еще одну важнейшую, неведомую ранее черту менеджера и менеджмента — работу по рациональному распределению всевозможнейших ресурсов предприятия: денег, рабочей силы, сырья, энергетических ресурсов, материалов. Рыночная экономика делает менеджера — директора, также как и индивидуального частного предпринимателя, полным хозяином своих ресурсов. Но как ими распоряжаться? Как лучше потратить деньги, использовать оборудование, раскроить материал или ткань? Как лучше управлять человеческими ресурсами? Об этом будет рассказано далее.

Следующая отличительная черта менеджера, как и предпринимателя — способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер — новатор по природе, ведь рынок — это, прежде всего, новшества: без новых товаров и новых услуг на него просто не пробиться. Риск менеджера является «благородным делом», если он, конечно, оправдан и основан на точном расчете. И этому делу тоже необходимо обучиться.

Овладение профессией менеджера предполагает также следование ряду правил «хорошего тона», начиная с одежды и внешнего вида и кончая стилем и методами деловой коммуникации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой