Анализ методов управления персоналом и их применение в гостиничном бизнесе На примере ОАО «Отель Санкт-Петербург»
В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения,. являясь своего рода экономическим механизмом в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
- 1. 1. Сущность и значение методов управления персоналом
- 1. 2. Административные методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса
- 1. 3. Экономические методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса
- 1. 4. Социально-психологические методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСТИНИЦЕ ОАО «ОТЕЛЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
- 2. 1. Краткая характеристика ОАО «Отель Санкт-Петербург»
- 2. 2. Анализ методов управления персоналом, применяемых в гостинице Санкт-Петербург
- 2. 3. Влияние методов управления персоналом на основные показатели деятельности гостиницы
- Глава 3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСТИНИЦЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
- 3. 1. Недостатки в применяемых методах управления персоналом
- 3. 2. Рекомендации по совершенствованию методов управления персоналом в гостинице «Санкт-Петербург»
- 3. 2. 1. Внедрение системы оценки персонала
- 3. 2. 2. Разработка программы профессионального развития
Актуальность темы. Одну из ключевых ролей в популярности гостиницы играет персонал — самая уязвимая и нестабильная составляющая успеха гостиничного бизнеса. Репутация гостиницы серьезно зависит от человеческого фактора. Без квалифицированного обслуживающего персонала гостиница мертва, как бы ни был прекрасен ее интерьер. Можно устроить гостя в идеально убранном роскошном номере, но если при этом его плохо обслужить, он больше сюда не приедет и отсоветует ехать своим знакомым. Поэтому известный лозунг «Кадры решают все» можно назвать девизом гостиничного бизнеса.
Гостиничное хозяйство включает в себя множество служб, в которых работают люди разных профессий. У входа приезжих встречают швейцары. Размещают гостей в номерах и непосредственно общаются с ними работники служб приема и обслуживания. Следят за чистотой жилья горничные. Круглосуточно трудятся повара, официанты, метрдотели, чью работу обеспечивают хозяйственные службы. Все вместе они и создают атмосферу гостеприимства.
Любая гостиница имеет свои собственные стандарты для обслуживающего персонала, определяемые классом гостиницы, сегментом рынка, в котором она работает, спектром дополнительных услуг, фактором сезонности, конкуренцией, системой управления персоналом, осуществляющей не только подбор кадров, но и выбор модели управления предприятием.
Меняются принципы, на основе которых реализуется управление персоналом. Управление должно быть простым и гибким, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность, ориентироваться на подбор и расстановку кадров, развитие трудовых ресурсов предприятия .
Новые организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом. Многие организации столкнулись с необходимостью искать наиболее действенные пути повышения производительности и эффективности труда. Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и с Востока. Обучение призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям и поддерживает рыночную организационную стратегию. Именно эти обстоятельства подтверждают актуальность дипломной работы.
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства — персоналом предприятия.
Цель работы выработать пути повышения эффективности управления персоналом.
Предмет исследования методы управления персоналом гостиничного предприятия.
Объектом исследования выступает: система управления персоналом гостиницы «Санкт-Петербург»
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы методов управления персоналом гостиничных предприятий;
Исследовать методы управления персоналом гостиницы «Санкт-Петербург» и их влияние на основные показатели деятельности гостиницы;
сформировать предложения по совершенствованию действующей системы управления на основе методов управления персоналом.
В качестве методологических и теоретических основ исследования приняты следующие общенаучные подходы:
деятельностный подход, в котором методы управления рассматривается как основа улучшения деятельности гостиничного предприятия;
аналитический метод в части анализа существующей системы управления персоналом гостиничного предприятия ОАО «Отель Санкт-Петербург». .
Структура работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и
приложений.
Первая глава работы «Общая характеристика методов управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса» посвящена теоретическим аспектам системы управления персоналом на основе анализа характеристик основных методов управления.
Во второй главе «Анализ методов управления персоналом в гостинице «Отель Санкт-Петербург» проанализированы методы управления персоналом гостиницы и оценено влияние методов управления на основные показатели деятельности предприятия.
В третьей главе «Выводы и рекомендации по совершенствованию методов управления персоналом в гостинице «Санкт-Петербург» даются предложения по совершенствованию системы управления персоналом.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность и значение методов управления персоналом
Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются способами воздействия на людей. [ 10, C.260]
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях, известны в истории как «метод кнута». Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов, известны как «метод пряника». К экономическим методам относятся: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности, фазы общественного воспроизводства, факторы производства.
Социологические методы основаны на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива». Выделяют следующие методы: социальное планирование, социологические методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.
Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как «метод убеждения». В процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовать эффективные коммуникации и использовать совокупность различных методов управления, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач.
К основным элементам психологических методов относят: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции и стрессы.
Существует тесная взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности, стимулами к труду и методами управления. Известно, что стимул — это побждение к действию или причина поведения человека.
рис
1.1 Методы управления персоналом [ 13, c.118]
Различают четыре основные формы стимулов:
nринуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни, пыток и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются такие административные методы принуждения, как замечание, перевод на другую должность, перенос отпуска, выговор, увольнение с работы;
материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.;
моральное поощрение. Это стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.;
самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго, в частности экономического, образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Стимулы труда реализуются через соответствующие методы управления для достижения результатов трудовой деятельности. Последние являются необходимой базой удовлетворения потребностей людей.
Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий. подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без органзационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллeктивe. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.
Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, при сущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т. е. администрированием.
1.2 Административные методы управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку с их помощью реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации — задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов. [32, c.74]
Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель выступает в качестве администратора, субъекта власти, опирающегося на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть с администрированием.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. [ 32, c.75] Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами.
Список литературы
- Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Управление персоналом. Технологии. М: ЮНИТИ, 2005
- Балашова Е. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. М-СПб: Вершина, 2006
- И.В.Бизюкова И. В. Кадры. Подбор и оценка -М.: Московский рабочий, 2003
- Волина В., Методы адаптации персонала//Управление персоналом № 12, 1998.
- Войл П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен Перевод с английского -М.: Новости, 1993
- Данные анализа клиентской базы за 2008 г
- данным отдела кадров гостиницы
- Данные финансовой отчетности гостиницы за 2006−2007 гг
- Джон Р. Уокер Введение в гостеприимство. Пер с анг. М.: Юнити, 1999
- Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Уч. Пособие. М: ИНФРА-М, 2008.- с.260
- Н.И.Кабушкин, Г. А. Бондаренко Менеджмент гостиниц и ресторанов Минск: Новое знание, 2000
- Карпова Н.Н. Основные принципы аттестации // Справочник по управлению персоналом № 4, 2006 г
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. М: ИНФРА-М, 2006
- Литягин А. Эффективная аттестация // Кадровое дело № 3, 2005
- Марек Турковский Маркетинг гостиничных услуг: УМП (пер с польск). М: ФиС, 2006
- Магура М.И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество, М., 2004
- Магура МЛ., Курбатова МВ. Современные персонал — технологии. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006
- Магура М. Как повысить отдачу от обучения персонала // Управление персоналом. 2005. № 11
- Музыченко В. В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Нагмова З. А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса, СПб, ПИТЕР, 2004
- Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М., Экономика, 2000
- Попов С.Г. Управление персоналом. Учебное пособие. М: Ось-89, 2006
- Райли М. Управление персоналом в гостеприимстве И:ЮНИТИ, 2005
- Саакян А.к., Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации, СПб, Питер, 2002
- Семь нот менеджмента// Изд.3-е, доп., М., ЗАО «Журнал Эксперт», 2000
- Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах, Уч.пособие. М: Инфра-М, 2006
- Старобинский З.Е. Как управлять персоналом? Р-Н-.Д Феникс, 2002
- Уокер Д. Введение в гостеприимство., М., ЮНИТИ, 2003
- Управление персоналом организации: Учебное пособие / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин. М.: Издательство «Экзамен», 2004
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007
- Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство -М.: Экмос, 2000
- Яковлев Г. А. экономика гостиничного хозяйства. Уч. Пособие. М: РДЛ, 2005