Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковые характеристики высших животных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А — условные жесты обезьян, выражающие потребность в пище: знак «О» — орех, знак «С» — земляника, знак «А» — хлеб, знак «В» — яблоко, знак «Ф» — редис. Б — использование жетонов различной формы и цвета, имеющих посте обучения обезьян различные смысловые нагрузки, позволяет им строить фразы типа «Сара брать яблоко». «Мери дать шоколад Сара». В — наличие принципиальных способностей к построению… Читать ещё >

Языковые характеристики высших животных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотренные характеристики моделей языковых структур, непосредственно связанных с процессами мышления, интересно сопоставить с характеристиками языка таких высокоразвитых животных, как высшие обезьяны. Изучение языковых возможностей обезьян дало интересные результаты при использовании языков жестов. Еше в середине XX века исследователи поняли, что бессмысленно пытаться учить обезьян говорить, так как их речевой аппарат не приспособлен для этих целей. Зато в силу своей биологии обезьяны хорошо приспособлены для использования жестов при общении. Многочисленные эксперименты, проведенные в Сухумском питомнике, показали, что даже низшие обезьяны, например макаки, способны обучаться разным жестам (15: 290−293). Например, сигнальным знаком при просьбе ореха было соприкосновение большого и указательного пальцев руки (знак «О»), при просьбе земляники — полураскрытая кисть руки (условный знак «С»), при просьбе хлеба — сжатый кулак, яблока — раскрытая ладонь и т. д. (рис. 4.22, А).

Впечатляющие результаты получены в работах, когда исследователь и обезьянаобшались между собой, составляя сообщения при помощи жетонов, раскладываемых в определенном порядке на специальной доске.

Психолог Дэвид Примак обучал шимпанзе общаться с собой при помощи жетонов, располагаемых в нужном порядке на магнитной доске. Использовались пластиковые жетоны, покрытые тонкой магнитной пленкой. Жетоны имели разную форму и разный цвет, что ста вилось в соответствие с разной смысловой нагрузкой, придаваемой этим жетонам. Так, например, жетон, имеющий форму буквы Ж, обозначал «шоколад», жетон, имеющий форму квадрата, — «банан», треугольника — «яблоко» и т. д. Отдельные группы жетонов обозначали такие действия, как «дать», «брать», такие понятия, как «различный», «одинаковый», «да», «нет», «если… то» .

В этих экспериментах обезьяна по имени Сара обучалась строить различные предложения, по-разному комбинируя, тоесть располагая в разной последовательности, слова-жетоны. В качестве примеров таких предложений в (36: 156−163) приводятся комбинации: «Сара брать яблоко», «Мери дать шоколад Сара» и т. д. Не менее интересными в плане комбинационных возможностей являются примеры, в которых шимпанзе образуют названия для новых объектов, например называя редис как «плакать боль еда», арбуз как «конфета пить» или в других случаях как «фрукт пить». Ю. Линден (36: 156−163) пишет, что в случае создания названия для арбуза обезьяна «угрожающе близко подошла к той созидающей символизации, которая вызвала к жизни английское слово watermelon* (водяная дыня) (рис. 4.22, Б, В).

Языковые и мыслительные способности высших обезьян выясняются при использовании языка жестов и действий.

Рис. 4.22. Языковые и мыслительные способности высших обезьян выясняются при использовании языка жестов и действий:

А — условные жесты обезьян, выражающие потребность в пище: знак «О» — орех, знак «С» — земляника, знак «А» — хлеб, знак «В» — яблоко, знак «Ф» — редис. Б — использование жетонов различной формы и цвета, имеющих посте обучения обезьян различные смысловые нагрузки, позволяет им строить фразы типа «Сара брать яблоко». «Мери дать шоколад Сара». В — наличие принципиальных способностей к построению новых слов, значения которыхяв-ляются осмысленными комбинациями жс известных понятий

Особый интерес вызывает то, что, по некоторым данным, высшие обезьяны могут использовать вполне определенный порядок слов, что свидетельствует о наличии у них определенных зачатков синтаксических и грамматических правил. В частности, Линден пишет о способности шимпанзе различать и использовать различные предикатные структуры, такие, как, например, щекотать (х, у), где «щекотать» — предикат, х, у — аргументы, обозначающие имена субъекта и объекта действия. Другими словами, шимпанзе различает и использует фразы типа «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой