Беседа.
Основы учебно-исследовательской деятельности
1] Какое значение для Вашего профессионального становления имеетизучение ошибочных профессиональных представлений учителя, способових обнаружения и преодоления? 1) никакого значения не имеет; 2) поможет преодолеть догматизм, односторонность моихпрофессиональных представлений; 3) поможет мне исправлять ошибочные представления моих товарищейи коллег; 4) затрудняюсь ответить. 2. Если бы Вы были… Читать ещё >
Беседа. Основы учебно-исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Беседа позволяет глубже познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями.
Беседа позволяет собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной профамме.
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.
- — открытость контакта исследователя с испытуемым, умение установить контакт, расположить к себе собеседника;
- — создать атмосферу раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания;
- — установление доброжелательных отношений
- — умение уловить психологическую обстановку, предупредить возникновение психологической отчужденности и барьеров общения.
Беседа невозможна без предварительной подготовки.
Так, лучше беседу начинать с тем, которые интересны собеседнику, а уже потом перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.
Достоинством беседы является то, что в ее ходе можно быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений.
Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.
Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.
Опрос: анкетирование и интервьюирование Основными разновидностями метода опроса являются анкетирование и интервьюривание.
Интервьюирование — это метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.
Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения, опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).
По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).
Интервьюирование имеет следующие особенности:
- — предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых;
- — имеет четкую цель. Предполагает предварительное планирование действий по сбору информации. Обработку полученных результатов.
Основными достоинствами интервьюирования являются универсальность и быстрое получение результатов, недостатком — субъективность (повышенный риск получения недостоверной. Преднамеренно или случайно искаженной информации.
Типичными причинами получения в ходе интервьюирования недостоверной информации являются:
- — податливость респондента реальному или воображаемому давлению опрашивающего;
- — склонность к выражению социально одобряемых мнений;
- — влияние поведенческих установок и стереотипов мышления;
- — неотчетливое осознание респондентом собственного мнения, позиции, отношения;
- — незнание каких-либо фактов, ложная информированность;
- — антипатия к исследователю;
- — сомнения в сохранении конфиденциальности;
- — сознательный обман;
- — ошибки памяти.
Выделяют следующие виды интервью:
- 1. По условиям проведения:
- — единичные — многократные;
- — индивидуальные — групповые.
- 2. По цели организации:
- — исследовательские;
- — диагностические;
- — коррекционные.
- 3. По форме общения:
- — свободные — можно изменять направленность, порядок и структуру вопросов;
- — стандартизированные — проводимые по четко разработанной схеме, при этом не разрешается менять формулировки и порядок вопросов;
- — полустандартизированные — включают обязательные вопросы и уточняющие.
Интервью включают следующие виды вопросов:
- 1. По отношению к цели исследования:
- — процедурные — направленные на оптимизацию хода опроса;
- — тематические — по теме интервью.
- 2. По содержанию:
- — выявляющие фактическую информацию,
- — выясняющие субъективные мнения, позиции, отношения;
- — уточняющие интенсивность мнений. Отношений, эмоциональных реакций.
- 3. По характеру ответов:
- — предполагающие краткий ответ;
- — предполагающие пространный ответ.
- 4. По форме ответов:
- — закрытые — с вариантами ответов;
- — открытые — без вариантов ответов.
К формулировке вопросов предъявляются следующие требования:
- 1. Каждый вопрос должен быть логически однозначным — не должен содержать несколько частей, требующих различных ответов.
- 2. В формулировках вопросов не следует употреблять непонятные, двусмысленные, неопределенные слова, специальные термины.
- 3. Вопросы не должны быть пространными.
- 4. Вопросы должны быть конкретными.
- 5. Вопросы не должны быть однообразны, чтобы не утомлять респондента.
- 6. Вопросы не должны требовать сильного напряжения памяти и мышления респондента.
- 7. Варианты предполагаемых ответов должны быть в равной степени приемлемы для респондента. В них не должно быть подсказки.
- 8. В закрытых вопросах должны быть варианты уклонения («затрудняюсь ответить»).
- 9. Не должно быть ошибок в логике изложения вопросов.
- 10. Вопросы не должны задевать достоинство и самолюбие респондента, не должны вызывать отрицательные эмоциональные реакции.
- 11. Если вопрос носит дискуссионный характер, нужно придавать ему маскирующий оттенок.
- 12. Если респондент недостаточно компетентен, нужно перед началом интервью пояснить материал на примерах.
- 13. Сложные, неинтересные, слишком личные вопросы лучше давать в начале.
Определенные требования предъявляются и к интервьюеру:
- 1. Создавать атмосферу дружелюбия (при этом не должно быть панибратских отношений или менторского тона).
- 2. Манера общения должна быть нейтральной, но не абсолютно беспристрастной.
- 3. Нежелание отвечать на вопрос нужно встречать с уважением.
- 4. Вопросы лучше задавать по памяти.
- 5. Не должно быть пауз — иначе респондент перехватит инициативу.
- 6. Нельзя прерывать респондента.
- 7. Нельзя демонстрировать отстраненность, равнодушие, бестактность, авторитарность.
- 8. Если получаете противоречивые ответы — нужно деликатно уточнить.
Организация интервью осуществляется по следующим этапам:
- 1. Подготовительный:
- — определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор разновидности интервью;
- — проектирование инструментария — составление плана, формулировка вопросов, разработка инструкций, подготовка технических средств, определение способа регистрации и анализа данных;
- — пилотажное интервьюирование;
- -уточнение программы, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок;
- — составление итогового варианта вопросов.
- 2. Коммуникативный'.
- — введение в беседу, установление контакта, информирование о целях опроса и условиях его проведения, формирование установки на сотрудничество, ответы на вопросы респондента;
- — предъявление вопросов по плану;
- — завершение беседы — снятие напряжения, выражение благодарности.
- 3. А налити чес кий:
- -обработка и интерпретация полученной информации;
- — ее анализ;
- — сопоставление с данными других методов.
Фиксация информации в ходе интервьюирования осуществляется следующими способами:
- — с помощью технических средств;
- — стенографирование;
- — по памяти;
- -кодирование с помощью условных обозначений на специальных бланках.
Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов; это процедура опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Достоинствами анкетирования являются:
- -высокая оперативность получения информации;
- — возможность массовых обследований;
- — небольшая трудоемкость подготовки и проведения;
- -отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего. Недостатки анкетирования:
- — нельзя изменять порядок и формулировки вопросов;
- — необъективность ответов (влияние неосознанных установок, желание выглядеть в более выгодном свете).
В анкету можно включать различные виды вопросов:
- 1. По содержанию:
- — о личности респондента;
- — о фактах сознания;
- -о фактах поведения.
- 2. По форме ответов:
- — закрытые:
- а) дихотомические (да — нет);
- б) поливариантная форма (несколько ответов).
- в) шкальная форма (ответы даются в форме шкалы, например: полностью согласен; бывают исключения; не знаю; не согласен, но иногда бывает; совершенно не согласен);
- г) табличная форма;
- — открытые;
- — полузакрытые (дается перечень ответов и далее: «допишите свои»).
- — закрытые:
- 3. По способу формулирования:
- — прямые («Почему Вы часто пропускаете лекции?»);
- -косвенные («Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?»).
- 4. По функциям:
- — информационные;
- — фильтры — для определенной части опрашиваемых;
- — контрольные (уточняющие) — об одном и том же спрашивается поразному, чтобы проверить достоверность ответов; или задаются вопросыловушки, например, «Случалось ли вам лгать?».
К формулировке вопросов анкеты предъявляются те же требования, что и к вопросам интервью.
Композиция анкеты строится следующим образом:
- 1. Инструкция.
- 2. Легкие, интересные вопросы.
- 3. Сложные вопросы.
- 4. Легкие, интересные вопросы.
- 5. Выражение благодарности.
Подготовка и проведение анкетирования включает следующие этапы:
- 1. Анализ темы анкетирования. Выделение в ней частных проблем.
- 2. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.
- 3. Пилотажное анкетирование. Анализ результатов.
- 4. Уточнение вопросов.
- 5. Основное анкетирование.
- 6. Обработка и интерпретация результатов.
В заключение приведем пример анкеты для диагностики готовности студентов к преодолению профессионально-педагогических заблуждений:
Уважаемый студент! Просим Вас ответить на вопросы, подчеркнув те ответы, с которыми Вы согласны. Заранее благодарим за проделанную работу![1]
- 1) да, я уверен (а), что смогу придумать оригинальные и действенные способы преодоления заблуждений;
- 2) хотела (а) бы придумать такие способы, но не уверен (а), что смогу это сделать;
- 3) нет, не испытываю потребности;
- 4) затрудняюсь ответить.
- 4. Обнаружив ошибочное профессиональное представление у другого студента или у учителя во время педагогической практики, Вы скорее всего:
- 1) не обратите внимания;
- 2) с удовлетворением отметите, что у Вас такого заблуждения нет;
- 3) поможете преодолеть ошибочные представления;
- 4) затрудняюсь ответить.
- 5. Считаете ли Вы, что знание о профессионально-педагогических заблуждениях и способах их преодоления нужно вам вне зависимости от того, будете ли Вы работать учителем или нет?
- 1) безусловно, нужно;
- 2) понадобится при воспитании собственных детей;
- 3) поможет преодолеть заблуждения в других областях жизни;
- 4) не нужно;
- 5) затрудняюсь ответить.
- 6. Если Вам встретится книга с описанием ошибочных представлений учителей и способов их преодоления, то Вы скорее всего:
- 1) просмотрите ее;
- 2) внимательно прочитаете;
- 3) отложите в сторону;
- 4) затрудняюсь ответить.
- 7. Должно ли преодоление профессионально-педагогических заблуждений стать одной из целей Вашего профессионального становления в качестве учителя?
- 1) безусловно, должно;
- 2) скорее всего, должно;
- 3) без этого можно обойтись;
- 4) не должно;
- 5) затрудняюсь ответить.
Тестирование.
Тест буквально переводится как «испытание, проба». Тестирование — стандратизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Стандартизированность теста предполагает:
- — единообразие требований к процедуре проведения и обработки результатов;
- — сопоставление результатов с нормативом (перевод «сырых тестовых баллов» в шкалу.
Раньше всего появились тесты интеллекта, затем — способностей, профессиональных достижений.
Достоинствами тестирования являются: точность; портативность; возможность решать широкий спектр исследовательских задач.
Недостатки тестирования: осознание испытуемыми искусственной ситуации обследования, желание угадать, что хочет экспериментатор, поднять свой престиж в его глазах.
Следует отметить, что тестирование используется прежде всего для сравнительной оценки определенных качеств, способностей. Результаты тестирований не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития. Они не могут служить основанием для принятия психолого-педагогических мер.
Различают следующие виды тестов:
- 1. В зависимости от особенностей интерпретации'.
- — ориентированные на статистическую норму (выделяются баллы);
- — критериально-ориентированные (разрабатываются критерии).
- 2. По предмету измерения — тесты:
- — интеллекта;
- — способностей (общих и специальных);
- -достижений — обученность, уровень владения знаниями, умениями, навыками и др.;
- -умений и навыков;
- -личности — интересы, мотивы, эмоции, отношения;
- — межличностные — оценка отношений в группе, специфики коммуникативных процессов.
- 3. По характеру тестовых заданий:
- — вербальные (задание предъявляется с помощью слов);
- -образные (задание предъявляется с помощью рисунков, схем);
- — практические (манипулирование предметами);
- — комбинированные.
- 4. По форме предъявления заданий:
- -бланковые;
- — аппаратурные;
- — рисуночные;
- — устные.
- 5. По количеству испытуемых:
- — индивидуальные;
- — групповые.
- 6. По времени выполнения:
- — на скорость (оценивается количество правильно выполненных заданий за отведенное время);
- — на результат — время выполнения заданий не влияет на результат.
Структура тестового задания включает:
- — инструкцию;
- -текст задания;
- — варианты ответов;
- — правильный ответ (шкалы оценки).
К тестовым заданиям предъявляются следующие требования:
- 1. Ответы должны содержать одну мысль и однозначно понимаемое утверждение.
- 2. Не должно быть лишних слов, преднамеренных подсказок, скрытых подвохов.
- 3. Нужно избегать в вопросах отрицания.
- 4. Неправильные ответы должны быть похожи на правильные. Не должны содержать очевидных несообразностей, явных неточностей.
- 5. Варианты ответов должна быть грамматически согласованы с вопросом.
- 6. Выбор ответа не должен зависеть от содержания предшествующих вопросов и ответов.
- 7. Местоположение правильного ответа определяется в случайном порядке.
- 8. Ответы должны быть логически упорядочены.
- 9. Ответы не должны быть длинными.
В тесты можно включать:
- 1. Задания со свободной формой ответов:
- — краткие ответы на вопросы;
- -дополнения текстов. Рисунков, рядов чисел и др.;
- — микросочинения, рассуждения на заданную тему.
- 2. Задания с закрытой формой ответов:
- — альтернативные ответы (только два варианта);
- — задания с выбором ответов из 4−5 возможных;
- — задания на определение взаимосвязи, соответствия
- [1] Какое значение для Вашего профессионального становления имеетизучение ошибочных профессиональных представлений учителя, способових обнаружения и преодоления? 1) никакого значения не имеет; 2) поможет преодолеть догматизм, односторонность моихпрофессиональных представлений; 3) поможет мне исправлять ошибочные представления моих товарищейи коллег; 4) затрудняюсь ответить. 2. Если бы Вы были ректором педагогического вуза, то как Выотнеслись бы к спецкурсу «Профессионально-педагогические заблуждения встановлении учителя»? 1) ввел (а) бы его в программу обучения; 2) не вводил (а) бы в программу обучения; 3) затрудняюсь ответить. 3. Смогли бы Вы придумать какие-либо свои способы преодолениязаблуждений учителей?