Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Беседа. 
Основы учебно-исследовательской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Какое значение для Вашего профессионального становления имеетизучение ошибочных профессиональных представлений учителя, способових обнаружения и преодоления? 1) никакого значения не имеет; 2) поможет преодолеть догматизм, односторонность моихпрофессиональных представлений; 3) поможет мне исправлять ошибочные представления моих товарищейи коллег; 4) затрудняюсь ответить. 2. Если бы Вы были… Читать ещё >

Беседа. Основы учебно-исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Беседа позволяет глубже познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями.

Беседа позволяет собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной профамме.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.

  • — открытость контакта исследователя с испытуемым, умение установить контакт, расположить к себе собеседника;
  • — создать атмосферу раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания;
  • — установление доброжелательных отношений
  • — умение уловить психологическую обстановку, предупредить возникновение психологической отчужденности и барьеров общения.

Беседа невозможна без предварительной подготовки.

Так, лучше беседу начинать с тем, которые интересны собеседнику, а уже потом перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.

Достоинством беседы является то, что в ее ходе можно быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений.

Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.

Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса.

Опрос: анкетирование и интервьюирование Основными разновидностями метода опроса являются анкетирование и интервьюривание.

Интервьюирование — это метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.

Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения, опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).

Интервьюирование имеет следующие особенности:

  • — предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых;
  • — имеет четкую цель. Предполагает предварительное планирование действий по сбору информации. Обработку полученных результатов.

Основными достоинствами интервьюирования являются универсальность и быстрое получение результатов, недостатком — субъективность (повышенный риск получения недостоверной. Преднамеренно или случайно искаженной информации.

Типичными причинами получения в ходе интервьюирования недостоверной информации являются:

  • — податливость респондента реальному или воображаемому давлению опрашивающего;
  • — склонность к выражению социально одобряемых мнений;
  • — влияние поведенческих установок и стереотипов мышления;
  • — неотчетливое осознание респондентом собственного мнения, позиции, отношения;
  • — незнание каких-либо фактов, ложная информированность;
  • — антипатия к исследователю;
  • — сомнения в сохранении конфиденциальности;
  • — сознательный обман;
  • — ошибки памяти.

Выделяют следующие виды интервью:

  • 1. По условиям проведения:
    • — единичные — многократные;
    • — индивидуальные — групповые.
  • 2. По цели организации:
    • — исследовательские;
    • — диагностические;
    • — коррекционные.
  • 3. По форме общения:
    • — свободные — можно изменять направленность, порядок и структуру вопросов;
    • — стандартизированные — проводимые по четко разработанной схеме, при этом не разрешается менять формулировки и порядок вопросов;
    • — полустандартизированные — включают обязательные вопросы и уточняющие.

Интервью включают следующие виды вопросов:

  • 1. По отношению к цели исследования:
    • — процедурные — направленные на оптимизацию хода опроса;
    • — тематические — по теме интервью.
  • 2. По содержанию:
    • — выявляющие фактическую информацию,
    • — выясняющие субъективные мнения, позиции, отношения;
    • — уточняющие интенсивность мнений. Отношений, эмоциональных реакций.
  • 3. По характеру ответов:
    • — предполагающие краткий ответ;
    • — предполагающие пространный ответ.
  • 4. По форме ответов:
    • — закрытые — с вариантами ответов;
    • — открытые — без вариантов ответов.

К формулировке вопросов предъявляются следующие требования:

  • 1. Каждый вопрос должен быть логически однозначным — не должен содержать несколько частей, требующих различных ответов.
  • 2. В формулировках вопросов не следует употреблять непонятные, двусмысленные, неопределенные слова, специальные термины.
  • 3. Вопросы не должны быть пространными.
  • 4. Вопросы должны быть конкретными.
  • 5. Вопросы не должны быть однообразны, чтобы не утомлять респондента.
  • 6. Вопросы не должны требовать сильного напряжения памяти и мышления респондента.
  • 7. Варианты предполагаемых ответов должны быть в равной степени приемлемы для респондента. В них не должно быть подсказки.
  • 8. В закрытых вопросах должны быть варианты уклонения («затрудняюсь ответить»).
  • 9. Не должно быть ошибок в логике изложения вопросов.
  • 10. Вопросы не должны задевать достоинство и самолюбие респондента, не должны вызывать отрицательные эмоциональные реакции.
  • 11. Если вопрос носит дискуссионный характер, нужно придавать ему маскирующий оттенок.
  • 12. Если респондент недостаточно компетентен, нужно перед началом интервью пояснить материал на примерах.
  • 13. Сложные, неинтересные, слишком личные вопросы лучше давать в начале.

Определенные требования предъявляются и к интервьюеру:

  • 1. Создавать атмосферу дружелюбия (при этом не должно быть панибратских отношений или менторского тона).
  • 2. Манера общения должна быть нейтральной, но не абсолютно беспристрастной.
  • 3. Нежелание отвечать на вопрос нужно встречать с уважением.
  • 4. Вопросы лучше задавать по памяти.
  • 5. Не должно быть пауз — иначе респондент перехватит инициативу.
  • 6. Нельзя прерывать респондента.
  • 7. Нельзя демонстрировать отстраненность, равнодушие, бестактность, авторитарность.
  • 8. Если получаете противоречивые ответы — нужно деликатно уточнить.

Организация интервью осуществляется по следующим этапам:

  • 1. Подготовительный:
    • — определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор разновидности интервью;
    • — проектирование инструментария — составление плана, формулировка вопросов, разработка инструкций, подготовка технических средств, определение способа регистрации и анализа данных;
    • — пилотажное интервьюирование;
    • -уточнение программы, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок;
    • — составление итогового варианта вопросов.
  • 2. Коммуникативный'.
  • — введение в беседу, установление контакта, информирование о целях опроса и условиях его проведения, формирование установки на сотрудничество, ответы на вопросы респондента;
  • — предъявление вопросов по плану;
  • — завершение беседы — снятие напряжения, выражение благодарности.
  • 3. А налити чес кий:
    • -обработка и интерпретация полученной информации;
    • — ее анализ;
    • — сопоставление с данными других методов.

Фиксация информации в ходе интервьюирования осуществляется следующими способами:

  • — с помощью технических средств;
  • — стенографирование;
  • — по памяти;
  • -кодирование с помощью условных обозначений на специальных бланках.

Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов; это процедура опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

Достоинствами анкетирования являются:

  • -высокая оперативность получения информации;
  • — возможность массовых обследований;
  • — небольшая трудоемкость подготовки и проведения;
  • -отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего. Недостатки анкетирования:
  • — нельзя изменять порядок и формулировки вопросов;
  • — необъективность ответов (влияние неосознанных установок, желание выглядеть в более выгодном свете).

В анкету можно включать различные виды вопросов:

  • 1. По содержанию:
    • — о личности респондента;
    • — о фактах сознания;
    • -о фактах поведения.
  • 2. По форме ответов:
    • — закрытые:
      • а) дихотомические (да — нет);
      • б) поливариантная форма (несколько ответов).
      • в) шкальная форма (ответы даются в форме шкалы, например: полностью согласен; бывают исключения; не знаю; не согласен, но иногда бывает; совершенно не согласен);
      • г) табличная форма;
    • — открытые;
    • — полузакрытые (дается перечень ответов и далее: «допишите свои»).
  • 3. По способу формулирования:
    • — прямые («Почему Вы часто пропускаете лекции?»);
    • -косвенные («Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?»).
  • 4. По функциям:
    • — информационные;
    • — фильтры — для определенной части опрашиваемых;
    • — контрольные (уточняющие) — об одном и том же спрашивается поразному, чтобы проверить достоверность ответов; или задаются вопросыловушки, например, «Случалось ли вам лгать?».

К формулировке вопросов анкеты предъявляются те же требования, что и к вопросам интервью.

Композиция анкеты строится следующим образом:

  • 1. Инструкция.
  • 2. Легкие, интересные вопросы.
  • 3. Сложные вопросы.
  • 4. Легкие, интересные вопросы.
  • 5. Выражение благодарности.

Подготовка и проведение анкетирования включает следующие этапы:

  • 1. Анализ темы анкетирования. Выделение в ней частных проблем.
  • 2. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.
  • 3. Пилотажное анкетирование. Анализ результатов.
  • 4. Уточнение вопросов.
  • 5. Основное анкетирование.
  • 6. Обработка и интерпретация результатов.

В заключение приведем пример анкеты для диагностики готовности студентов к преодолению профессионально-педагогических заблуждений:

Уважаемый студент! Просим Вас ответить на вопросы, подчеркнув те ответы, с которыми Вы согласны. Заранее благодарим за проделанную работу![1]

  • 1) да, я уверен (а), что смогу придумать оригинальные и действенные способы преодоления заблуждений;
  • 2) хотела (а) бы придумать такие способы, но не уверен (а), что смогу это сделать;
  • 3) нет, не испытываю потребности;
  • 4) затрудняюсь ответить.
  • 4. Обнаружив ошибочное профессиональное представление у другого студента или у учителя во время педагогической практики, Вы скорее всего:
  • 1) не обратите внимания;
  • 2) с удовлетворением отметите, что у Вас такого заблуждения нет;
  • 3) поможете преодолеть ошибочные представления;
  • 4) затрудняюсь ответить.
  • 5. Считаете ли Вы, что знание о профессионально-педагогических заблуждениях и способах их преодоления нужно вам вне зависимости от того, будете ли Вы работать учителем или нет?
  • 1) безусловно, нужно;
  • 2) понадобится при воспитании собственных детей;
  • 3) поможет преодолеть заблуждения в других областях жизни;
  • 4) не нужно;
  • 5) затрудняюсь ответить.
  • 6. Если Вам встретится книга с описанием ошибочных представлений учителей и способов их преодоления, то Вы скорее всего:
  • 1) просмотрите ее;
  • 2) внимательно прочитаете;
  • 3) отложите в сторону;
  • 4) затрудняюсь ответить.
  • 7. Должно ли преодоление профессионально-педагогических заблуждений стать одной из целей Вашего профессионального становления в качестве учителя?
  • 1) безусловно, должно;
  • 2) скорее всего, должно;
  • 3) без этого можно обойтись;
  • 4) не должно;
  • 5) затрудняюсь ответить.

Тестирование.

Тест буквально переводится как «испытание, проба». Тестирование — стандратизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Стандартизированность теста предполагает:

  • — единообразие требований к процедуре проведения и обработки результатов;
  • — сопоставление результатов с нормативом (перевод «сырых тестовых баллов» в шкалу.

Раньше всего появились тесты интеллекта, затем — способностей, профессиональных достижений.

Достоинствами тестирования являются: точность; портативность; возможность решать широкий спектр исследовательских задач.

Недостатки тестирования: осознание испытуемыми искусственной ситуации обследования, желание угадать, что хочет экспериментатор, поднять свой престиж в его глазах.

Следует отметить, что тестирование используется прежде всего для сравнительной оценки определенных качеств, способностей. Результаты тестирований не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития. Они не могут служить основанием для принятия психолого-педагогических мер.

Различают следующие виды тестов:

  • 1. В зависимости от особенностей интерпретации'.
  • — ориентированные на статистическую норму (выделяются баллы);
  • — критериально-ориентированные (разрабатываются критерии).
  • 2. По предмету измерения — тесты:
    • — интеллекта;
    • — способностей (общих и специальных);
    • -достижений — обученность, уровень владения знаниями, умениями, навыками и др.;
    • -умений и навыков;
    • -личности — интересы, мотивы, эмоции, отношения;
    • — межличностные — оценка отношений в группе, специфики коммуникативных процессов.
  • 3. По характеру тестовых заданий:
    • — вербальные (задание предъявляется с помощью слов);
    • -образные (задание предъявляется с помощью рисунков, схем);
    • — практические (манипулирование предметами);
    • — комбинированные.
  • 4. По форме предъявления заданий:
    • -бланковые;
    • — аппаратурные;
    • — рисуночные;
    • — устные.
  • 5. По количеству испытуемых:
    • — индивидуальные;
    • — групповые.
  • 6. По времени выполнения:
    • — на скорость (оценивается количество правильно выполненных заданий за отведенное время);
    • — на результат — время выполнения заданий не влияет на результат.

Структура тестового задания включает:

  • — инструкцию;
  • -текст задания;
  • — варианты ответов;
  • — правильный ответ (шкалы оценки).

К тестовым заданиям предъявляются следующие требования:

  • 1. Ответы должны содержать одну мысль и однозначно понимаемое утверждение.
  • 2. Не должно быть лишних слов, преднамеренных подсказок, скрытых подвохов.
  • 3. Нужно избегать в вопросах отрицания.
  • 4. Неправильные ответы должны быть похожи на правильные. Не должны содержать очевидных несообразностей, явных неточностей.
  • 5. Варианты ответов должна быть грамматически согласованы с вопросом.
  • 6. Выбор ответа не должен зависеть от содержания предшествующих вопросов и ответов.
  • 7. Местоположение правильного ответа определяется в случайном порядке.
  • 8. Ответы должны быть логически упорядочены.
  • 9. Ответы не должны быть длинными.

В тесты можно включать:

  • 1. Задания со свободной формой ответов:
    • — краткие ответы на вопросы;
    • -дополнения текстов. Рисунков, рядов чисел и др.;
    • — микросочинения, рассуждения на заданную тему.
  • 2. Задания с закрытой формой ответов:
    • — альтернативные ответы (только два варианта);
    • — задания с выбором ответов из 4−5 возможных;
    • — задания на определение взаимосвязи, соответствия
  • [1] Какое значение для Вашего профессионального становления имеетизучение ошибочных профессиональных представлений учителя, способових обнаружения и преодоления? 1) никакого значения не имеет; 2) поможет преодолеть догматизм, односторонность моихпрофессиональных представлений; 3) поможет мне исправлять ошибочные представления моих товарищейи коллег; 4) затрудняюсь ответить. 2. Если бы Вы были ректором педагогического вуза, то как Выотнеслись бы к спецкурсу «Профессионально-педагогические заблуждения встановлении учителя»? 1) ввел (а) бы его в программу обучения; 2) не вводил (а) бы в программу обучения; 3) затрудняюсь ответить. 3. Смогли бы Вы придумать какие-либо свои способы преодолениязаблуждений учителей?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой