Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъекты конституционного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т. е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства… Читать ещё >

Субъекты конституционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Субъект конституционного права — лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).

Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):

  • а) физические лица;
  • б) общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля;

Субъекты конституционного права.

Схема 1.4. Субъекты конституционного права.

ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.

Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства». Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах — церковь.

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т. е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т. е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.

Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. п.).

Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.

В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.

В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.

К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).

Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты — стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.

Выводы

Предмет науки конституционного права зарубежных стран — общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.

Учебная дисциплина — понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины — доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т. е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран — правовой институт — группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:

  • — основные права и свободы человека и гражданина;
  • — формы правления;
  • — формы государственного устройства;
  • — основы избирательного права;
  • — институт главы государства;
  • — законодательную власть и т. д.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм — выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.

Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционноправовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.

Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей — партии, общественные организации, собрания избирателей и т. д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства — субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой