Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Либеральные политические и правовые учения в западной европе в первой половине xix века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «.либерализм» ввели в широкое употребление в первой половине XIX в. французские мыслители Л.-Б. де Ребека Копстана и Жермена де Сталь. Однако основные положения либеральной теории были сформулированы значительно раньше — еще в XVII—XVIII вв. В основе либеральной парадигмы лежит идея о фундаментальных и неотъемлемых правах, которыми обладает каждый человек. Эти права — право на жизнь… Читать ещё >

Либеральные политические и правовые учения в западной европе в первой половине xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Либеральная парадигма: «Там, где нет законов, там нет и свободы»

Суть либеральной парадигмы можно выразить следующим образом: условием политической свободы и гарантией от деспотической власти является правовое государство.

Господство той или иной политической системы всегда связано с комплексом идей, обосновывающих законность существующего государственного порядка. Для осуществления совместной деятельности люди нуждаются в некотором комплексе общих для всей системы ценностей, принципов, установок и ориентаций, составляющих основу их миропонимания и задающих направленность развития политической и правовой мысли. Исторически первой светской парадигмой, пришедшей на смену теологической, обосновавшей возможность и необходимость организации общественной жизни на основе разума, а не религиозных предписаний и традиций, был либерализм.

Термин «.либерализм» ввели в широкое употребление в первой половине XIX в. французские мыслители Л.-Б. де Ребека Копстана и Жермена де Сталь. Однако основные положения либеральной теории были сформулированы значительно раньше — еще в XVII—XVIII вв. В основе либеральной парадигмы лежит идея о фундаментальных и неотъемлемых правах, которыми обладает каждый человек. Эти права — право на жизнь, свободу и частную собственность — не даруются индивиду государством, а принадлежат всем людям от природы, т. е. являются естественными.

Точкой отсчета в либеральной парадигме выступает автономная личность, способная самостоятельно выбирать средства для достижения полезных ей результатов в рамках права. Основой индивидуальной свободы является частная собственность, которая одновременно составляет необходимое условие самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Частная собственность окружает человека как «защитная сфера». Почти все, что делает человек, он делает посредством определенных вещей. Если у него отнять право распоряжаться этими вещами, он не сможет ступить и шагу. Если у него отнять дом, одежду, пищу, он не сможет существовать вообще.

Тем самым общество понимается как взаимодействие равноценных и равновеликих личностей, стремящихся к достижению своих целей и интересов. В основе функционирования общества лежит принцип плюрализма, т. е. многообразия интересов групп, индивидов, которым необходимо создать равные возможности самореализации и гарантировать прирожденные права каждого.

В качестве механизма гарантии политической свободы и неотчуждаемых прав человека выступает правовое государство, где соблюдаются права человека, господствует закон, а не произвол властей, где, по выражению И. Канта, «право получило в конце концов верховную власть».

Либералы верят в возможность воплощения естественного права в реальные законы. В правовом государстве ни одно учреждение или лицо не может быть выведено из подчинения законам. Аксиома либерализма такова: «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Акцентируя внимание на защите «гражданской свободы», понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати, либерализм отражал интересы торговой и промышленной буржуазии и обосновывал развитие капитализма. При этом либералы настаивали на невмешательстве государства в экономику, основываясь на принципе laissez faire, laissez passer (фр.) — «предоставьте свободу действий, не мешайте». Таким образом, в либеральной парадигме с самого начала проводилось разграничение между государством и гражданским обществом.

Гражданское общество — это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов, их добровольных ассоциаций и организаций, осуществляющих свои повседневные интересы. Оно основано на «гражданской свободе» и развивается вне рамок и без вмешательства государственной власти. Государство — это сфера реализации общезначимых интересов посредством публичной власти, особая форма организации этой власти, призванная обеспечить безопасность и защиту частной собственности, опираясь на право и возможность легитимного насилия.

Либерализм: исторические традиции и модели. Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях, что обусловило его специфику в различных странах. Обычно выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и (европейскую) континентальную.

Англосаксонская традиция сформировалась в Великобритании и в первой половине XIX в. ассоциировалась со свободной торговлей, развитием конституционных норм, закреплением демократических ценностей, интернационализмом.

Континентальная традиция, напротив, акцентирует внимание на процессах национальной консолидации (в Италии, Германии), на отказе от всех форм интеллектуального, политического и экономического авторитаризма (во Франции).

В разные периоды акцент делался на различные стороны либеральной доктрины. Соотношение государственного регулирования и свободной конкуренции, государства и личности не было неизменным на протяжении всей эволюции либерализма.

Если в XIX в. отношение к государству у либералов было отрицательным, то в XX в. они вынуждены были признать положительную роль государства в организации всеобщего образования, здравоохранения, материального обеспечения. Это позволяет различать классическую и социальную модели либерализма. Обе модели основаны на одних и тех же ценностях: правах человека (включая право собственности), разделением властей, правовом государстве, свободном рынке, конкуренции. Однако соотношение принципов государственного вмешательства и конкуренции различается. Сторонники социального либерализма (его еще называют неолиберализмом) считают, что рыночная система не обладает способностью к самокоррекции, необходимой для поддержания экономического роста и обеспечения полной занятости. Государство обязано вмешиваться в экономическую и социальную жизнь, но эго вмешательство нс должно быть чрезмерным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой