Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические технологии, ориентированные на саморазвитие личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени в современной психологии накоплено значительное число технологий, так или иначе ориентированных на помощь, поддержку и сопровождение саморазвития личности. Наиболее распространенными формами работы психолога с людьми являются формирование психологической культуры самообразования и самовоспитания, психологическая коррекция, индивидуальное консультирование, групповые виды… Читать ещё >

Психологические технологии, ориентированные на саморазвитие личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дайте детству созреть в детстве.

Ж.-Ж. Руссо

К настоящему времени в современной психологии накоплено значительное число технологий, так или иначе ориентированных на помощь, поддержку и сопровождение саморазвития личности. Наиболее распространенными формами работы психолога с людьми являются формирование психологической культуры самообразования и самовоспитания, психологическая коррекция, индивидуальное консультирование, групповые виды деятельности, осуществляемые чаще всего посредством психологических тренингов, в частности, тренингов личностного роста, тренингов уверенности в себе и др.

Формирование психологической культуры самообразования и самовоспитания. Психологическая культура самообразования и самовоспитания является интегральной характеристикой личности, она проявляется в устойчивой потребности человека заниматься самообразованием и самовоспитанием, в готовности к осуществлению данных видов деятельности, во владении выработанными человечеством культурными способами самообразования и самовоспитания, которые дают ей возможность встать на путь саморазвития. Вопрос о психологической культуре самообразования и самовоспитания возникает неслучайно и обусловлен тем, что самообразованием и самовоспитанием в той или иной мере занимается каждый человек, но такое занятие далеко не всегда носит социально значимый и осознанный характер, осуществляется в системе.

Таким образом, социальная значимость, осознанность и системность являются важнейшими показателями культуры самообразования и самовоспитания.

Социальная значимость. Хорошо известно, что если личность занимается самовоспитанием в угоду удовлетворения собственных эгоистических мотивов, ради стремления достижения власти и господства над другими или совершенствует асоциальные свойства и качества личности, необходимые для уничтожения, подавления других, нанесения ущерба обществу, то такое самовоспитание никак не соотносится с культурой. Цели самообразования и самовоспитания должны быть благородны, не побоимся этого термина, а мотивы — соотнесены с общечеловеческими ценностями, а не только с требованиями конкретного общества и социума. Например, в тоталитарном обществе ценность приобретет то самовоспитание, которое соответствует идеалам этого общества: воспитанию в себе классовой ненависти, нетерпимости к инакомыслию и т. п.

Осознанность самообразования и самовоспитания проявляется в постоянной рефлексии целей, мотивов, способов и результатов собственной самообразовательной и самовоспитагельной деятельности. Человек постоянно должен задавать и отвечать себе на вопросы: «Чего я хочу?», «Зачем и как я это делаю?», «Что это мне даст?» и др. Осознанность самообразования и самовоспитания позволяет человеку не совершать ошибок, избегать лишней и ненужной работы, является условием успешной адаптации к жизни и творческой созидательной деятельности.

Следующим признаком психологической культуры является системность самообразования и самовоспитания. Системность означает органическую связь и взаимообусловленность всех компонентов структуры, определяющих вектор саморазвития: самопознания как его условия, самообразования и самовоспитания как его средств. Каждый элемент системы решает свою конкретную задачу, выполняет свою роль, в совокупности обеспечивая непрерывный процесс саморазвития личности в изменяющихся условиях ее существования.

Обратимся теперь к структуре культуры самообразования и самовоспитания. Она включает в себя культуру выбора и постановки целей самообразования и самовоспитания, культуру познания себя, культуру способов и средств самообразования и самовоспитания и культуру условий, в которых они осуществляются.

Культура постановки целей самообразования и самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные наличному состоянию (особенностям развития личности) цели самообразования и самовоспитания, обусловленные этапом развития, на котором находится человек, его реальными потребностями, требованиями деятельности, которой занимаегся человек, и требованиями социума. Постановка целей должна отвечать сформировавшейся мотивации с учетом общечеловеческих ценностей и приемлемости мотивации и целей конкретным ситуациям и требованием окружения, если эти требования, опять-таки, не носят асоциального характера и не противоречат в корне установкам и убеждениям индивида.

Культура самопознания заключается в использовании социально приемлемых путей и способов самопознания. Она проявляется в систематичности и последовательности, когда личность, используя имеющиеся средства, самостоятельно или с небольшой помощью других выстраивает собственную адекватную «Я-концепцию», максимально использует свои сильные стороны в деятельности, принимает себя и доверяет себе. Культура самопознания заключается в том, что на базе выраженных мотивов самопознания личность приобретает способность по обнаружению, фиксации, анализу и принятию себя, своих качеств, когда у нее развиты механизмы идентификации и рефлексии.

Культура способов и средств самообразования и самовоспитания состоит в умении на основе выраженной мотивации самообразования и самовоспитания выбирать те средства и способы, которые способствуют скорейшему достижению целей и получению положительных результатов. Для одного это будут методы самоприказа, для другого важно самостимулирование, для третьего наиболее сложным оказывается составление программы собственного саморобразования и самовоспитания, саморазвития в целом. Главное здесь, чтобы соблюдалась системность, последовательность использования тех или иных способов и средств, достигались социально и личностно значимые результаты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой