Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Журналист — герой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У многих возникает вопрос: что же, опасаясь упрека в предвзятости, вообще нельзя писать материалы о знакомых людях? («А если я хочу написать о любимом школьном учителе?») Ответ тут простой: есть ведь такой вид творчества, как публицистика — деятельность, профессионально не замкнутая. Вам хочется написать об учителе? Вы всегда можете подготовить публицистическое эссе, в котором на опыте ваших… Читать ещё >

Журналист — герой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для журналиста такие отношения неминуемы. Ведь какой бы ситуацией ни заинтересовался работник СМИ (она может быть позитивной, проблемной или конфликтной), участники событий на объекте, куда он попал, неизбежно становятся действующими лицами его материала — персонажами, «героями», положительными или отрицательными. А они, между прочим, живые люди, им и дальше жить в том самом окружении, которое прочтет, увидит или услышит посвященное им журналистское произведение. Нередко от этого зависит их дальнейшая судьба. Хорошо, если все ограничится обидой жены («Значит, лошадь тебе дороже?!») или подтруниванием друзей («А ну, кузнец-молодец, покажи, какие там у тебя миндалевидные глаза?..»). Но ведь бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет не о справедливой критике в адрес героя, а именно о журналистских «неловкостях». Что касается критических материалов, то при работе над ними главная опасность для журналиста — впасть в предвзятость. Человек может пережить любую критику, если она справедлива, доказательна и корректна (неприятно, конечно, но сам виноват!). А вот если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, рождены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с героями сердечные приступы или разбирательства в суде.

В журналистской среде иногда возникают споры: а не становится ли помехой в работе боязнь принести своим материалом кому-то вред? Есть сторонники жесткой точки зрения:

Журналист должен сообщать информацию, а не думать о ее вреде или пользе. Он тогда вообще ничего не сообщит, потому что нет никакой существенной информации, которая никому бы не вредила. Либо информация самоценна сама по себе, либо… Все остальное — бред. «Узнай первым, передай быстро» — и нет никаких других норм. Журналист должен быть журналистом146.

В том-то и дело, что журналист должен быть журналистом — представителем профессии, миссия которой не сводится к миссии телеграфного провода. «Думать о вреде или пользе» информации в нашем случае вовсе не требуется. Требуется думать о том, как эту информацию не превратить в «шум». Ведь самоценна она постольку, поскольку она информация и способна повышать устойчивость общества как системы. А «шум» увеличивает в системе энтропию, т. е. приносит вред. Чтобы предотвратить это, и формируются в опыте журналистики профессионально-нравственные нормы, о которых мы говорим. Наиболее существенны среди них следующие:

  • ? заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными, противоречащими общественному благу, пристрастными;
  • ? уважать как личность человека, ставшего объектом профессиональною журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
  • ? уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не

позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;

  • ? быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя, помня, что это лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует в глазах этого окружения автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
  • ? воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей внешности; от упоминания о нем как преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.

У многих возникает вопрос: что же, опасаясь упрека в предвзятости, вообще нельзя писать материалы о знакомых людях? («А если я хочу написать о любимом школьном учителе?») Ответ тут простой: есть ведь такой вид творчества, как публицистика — деятельность, профессионально не замкнутая. Вам хочется написать об учителе? Вы всегда можете подготовить публицистическое эссе, в котором на опыте ваших собственных отношений с учителем поделитесь своим мнением о нем с другими людьми. Но если в вашей бывшей школе сложилась в данный момент конфликтная ситуация, требующая непредвзятого анализа и журналистского выступления, то тут надо серьезно подумать, стоит ли вам лично делать такой материал. Лучше, если им займется кто-то из беспристрастных коллег, а вы можете выступить для него в качестве одного из источников информации.

Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал, прочти его глазами своего героя, а потом представь, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем-то согрешил. И не так-то просто обнаружить такую погрешность!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой