Технологии «обогащения труда» (Ф. Герцберг)
Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Совмещение смежных профессий (овладение одним человеком навыками работы в нескольких специальностях) дополняет мотивацию сотрудника в сторону усиления… Читать ещё >
Технологии «обогащения труда» (Ф. Герцберг) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идеология «обогащения труда» направлена на преодоление ситуации отчужденности сотрудника в организации, когда от него требуется выполнение ограниченного набора должностных обязанностей. В такой ситуации человек выступает не в многообразии своих мотивов и целей, а как функционал, которому не доступны ценности и цели организации. Конечно, идеальной была бы ситуация, в которой человек мог бы быть востребованным полностью. Но, к сожалению, это возможно только в отдельных видах профессиональных деятельностей. Такие профессии чаще всего называются творческими; там человек может полностью использовать свой творческий потенциал, самостоятельно планируя цели и достигая их. Тем не менее в большинстве других профессий также возможно более или менее полное включение не только исполнительских, но познавательных и личностных возможностей человека.
Впервые ряд таких технологий был предложен Фредериком Герцбергом (Hellriegel et ai, 1995). Здесь мы приводим более полный список технологий такого рода.
Партисипативный менеджмент — технология, пользующаяся большой популярностью и содержащая ряд мероприятий, направленных на увеличение степени участия рядовых сотрудников в принятии управленческих решений.
Автономные группы — бригадный метод работы, при котором члены бригад наделяются как большими полномочиями, так и большей ответственностью за процесс и результаты своей совместной деятельности.
Расширение должностных обязанностей и ответственности, ведущее не столько к увеличению общей нагрузки, сколько к большему разнообразию выполняемых сотрудником действий.
Ротация — перемена рабочих мест и операций в течение дня или недели, не столько расширяющая полномочия сотрудников, сколько разнообразящая характер выполняемой ими деятельности.
Гибкий график рабочего времени — свободный выбор начала и конца рабочего дня, при котором задается общий объем нагрузки в часах в неделю, а решение о том, когда сотрудник будет выполнять свои функции остается за ним (подходит не для всех видов организаций и профессий).
Периодические профессиональные перемещения (работа одного и того же человека на разных должностях и в разных отделах).
Совмещение смежных профессий (овладение одним человеком навыками работы в нескольких специальностях) дополняет мотивацию сотрудника в сторону усиления познавательной деятельности, мотивирует самосовершенствование профессионала.
Совместительство — работа одного человека на нескольких рабочих местах.
Компенсаторные методы, которые ведут к усложнению ритмического рисунка работы (функциональная музыка, производственная гимнастика, реорганизация общения на рабочих местах).
Организационное поведение
Динамические аспекты функционирования организации рассматриваются достаточно популярной дисциплиной, называемой «Организационное поведение» (Lutans, 1995; Hellriegel et ai, 1995; Robbins, 1994).
Организационное поведение — это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации.
Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.
Приведем определение Стивена Коссена: «Организационное поведение — это дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, 1994).
Модель систем и участвующих сторон
В последние десятилетия большое развитие получили две конкурирующие парадигмы организации. Первая из них основана на теории систем. Ее представители рассматривают организацию прежде всего как систему и принимают большинство положений, сформулированных в теории систем.
Второе направление, получившее название «модель участвующих сторон», представляет организации как сети взаимозависимых групп сотрудников, находящихся в отношениях сотрудничества и конкуренции.
У. Мастеибрук (1996) приводит таблицу, содержащую основные различия, принимаемые во внимание представителями первого и второго направлений (табл. 1.3). Мастенбрук считает, что модель участвующих сторон объединяет положительные качества многих моделей, опираясь одновременно и на сетевые, и на поведенческие свойства организаций.
Таблица 1.3
Сравнение модели систем и модели участвующих сторон
Характеристика. | Модель систем. | Модель участвующих сторон. |
1. Что является основным предметом анализа? | Организация как сущность с определенными функциональными требованиями. | Субгруппы с заинтересованностью в собственной выгоде. |
2. Насколько прочной является организация? | Стабильной, с деятельностью, направленной на самосохранение. | Нестабильной, в лучшем случае — «сообществом интересов» . |
3. Каким движущим силам придается особое значение? | Смыслу норм и связности. | Санкциям и вознаграждениям. |
4. Каким предполагается имидж человека? | Проявляющим заботу об интересах организации. | Равнодушным, расчетливым, заботящимся только о личной выгоде. |
5. Каким является анализ в эмоциональном отношении? | Идеалистичным. | Циничным, реалистичным. |