Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сигнальное поведение и социальность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Базой для формирования ритуалов является инстинктивная знаковая активность. Она представляет собой поток эфферентных (направленных вовне) импульсов центральной нервной системы, которые находят выражение в ритмизованных и координированных движениях — в «ауторитмии», «стереотипных наборах действий». Несмотря на эндогенное происхождение они не проявляются спонтанно, вне связи с окружением. Когда нет… Читать ещё >

Сигнальное поведение и социальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сигнальное поведение имеет множество проявлений: действия, позы, звуковые сигналы, ритуалы. Однако у человека оно пока недостаточно изучено. Тинберген полагает, что это обусловлено отсутствием систематических сравнений поведения людей и животных других видов. И хотя здесь не может быть полного тождества, возможно «применить в исследованиях человечества те способы, которые показали свою плодотворность при изучении поведения животных»1. В первую очередь это относится к способам социализации.

Социобиологическая концепция порождения воспроизводящихся сигналов занимает в интерпретации социальной жизни значительное место. Так, Р. Докинс в работе «Эгоистический ген» утверждает, что все наблюдаемые единицы существования — молекулы, клетки, животные организмы, человек — несут в себе воспроизводящее начало. Оно объясняется тем, что основу всего живого составляют молекулы ДНК со встроенным в них механизмом самовоспроизведения. Соответственно эволюция обусловлена тем, что они сохраняются путем естественного отбора и порождают все новые организмы как «машины для выживания генов».

На этой идее реплицирования выстраивается иерархия систем по сложности — от молекулы ДНК до человека и его культуры, где механизм воспроизведения связывается с мимесисом (подражанием). Выделяется «мим» — единица подражания и трансляции, которая может обозначать идеи, удачные фразы, феномен моды, способы действий. Соответственно предполагается, что человек как сложная «машина для выживания генов» не может быть абсолютно свободным в выборе поведения и ограничен генетическими рамками врожденных механизмов мимесиса.

Важным аспектом социальной жизни считаются эмоции, которые не просто переживаются, но в коммуникативных ситуациях выражаются в определенных знаковых формах. Например, агрессивный импульс можно как почувствовать — гнев, так и выразить — угроза, нападение. Соответственно в исследованиях необходимо проводить различие между эмоциональными состояниями, их знаковой репрезентацией и поведенческими следствиями.

Другим основанием коммуникативного поведения животных, предпосылкой обмена информацией с помощью знаков считается в этологии ритуал — серия наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвижений, повторяющихся последовательностей двигательных реакций, их формы и скорости. В свое время Дж. Хаксли заметил, что «определенные образцы движений утрачивают в процессе филогении свои оригинальные функции и превращаются в чисто «символические» церемонии. Он назвал этот процесс ритуализацией и использовал термин без кавычек; иными словами, он уравнял культурные процессы, ведущие к формированию обрядов (церемоний) у человека с филогенетическими процессами возникновения таких удивительных «церемоний» у животных.

С чисто функциональной точки зрения такое уравнивание справедливо, даже если принимать во внимание различие между культурными и филогенетическими процессами"[1].

Содержание понятия «ритуал» в этологии и социобиологии отличается от принятого в социальной и культурной антропологии. «Ритуалы — это модели поведения, которые выполняют коммуникативную функцию и в процессе ее осуществления испытывают изменения, повышающие их коммуникативную ценность… Иными словами, ритуалы имеют сигнальную функцию, реализуемую в процессе, названном ритуализацией». Понятие «выразительные движения», связанное с таким поведением, означает составляющие его элементы, выполняющие сигнальные функции. По происхождению они могут быть врожденными, культурными, индивидуально специфичными. С социокультурной точки зрения ритуализация «есть процесс, в котором некоммуникативные модели поведения эволюционируют в сигналы»[2]; ее роль состоит «в создании независимых символов, которые становятся общепринятыми и рассматриваются как часть общества»[3]. Ей приписываются три важнейших коммуникативных аспекта.

Во-первых, это такие двигательные реакции, которые первоначально служили виду как функции, необходимые для выживания. В процессе филогенеза они постепенно приобретали новое значение — сигнальное. Такое преобразование любой прежней функции, которая, кстати, может сохраняться, заключается в том, что ритуал становится стимулом для образования межиндивидуальных связей или средством канализации агрессивности.

Во-вторых, по мере приобретения сигнальной функции прототип трансформировался для лучшего ее выполнения. Можно предположить, что в процессе естественного отбора наиболее заметные характеристики сигнала сохранялись и усиливались, а менее распознаваемые и нечеткие редуцировались или совсем исчезали. Таким образом, ритуал приобретал свою компактную и легко распознаваемую знаковую форму.

В-третьих, такого рода сигнальные акты принимали все характерные черты автономного, независимого от ситуации движения. Этот акт проявляется спонтанно, имеет собственную коммуникативную значимость и особое привлекающее значение. Таким образом, в процессе ритуализации рождается механизм, подобный инстинкту, который влияет на поведение индивидов не менее, чем базовые инстинкты — голод, секс, страх. Он «обслуживает» социальность, поскольку обусловливает возникновение межиндивидуальных контактов и подавление агрессивных импульсов[4].

Таким образом, ритуалы в социокультурных системах выполняют ряд важных функций: коммуникации, контроля агрессивности, объединения. Следовательно, они способствуют поддержанию связей внутри общностей и между ними.

Базой для формирования ритуалов является инстинктивная знаковая активность. Она представляет собой поток эфферентных (направленных вовне) импульсов центральной нервной системы, которые находят выражение в ритмизованных и координированных движениях — в «ауторитмии», «стереотипных наборах действий». Несмотря на эндогенное происхождение они не проявляются спонтанно, вне связи с окружением. Когда нет необходимости, они подавляются на уровне центральной нервной системы. Их проявление побуждается особыми пусковыми механизмами при наличии ключевых знаковых стимулов. «Знаковые реакции» в большинстве случаев просты. Оми состоят из одного или нескольких актов, но могут носить и более сложный характер, когда «включается» целая система (паттерн) внешних проявлений, как это происходит при ритуализации.

  • [1] Lorens К. On Agression. N. Y., 1967. Р. 54—55.
  • [2] Eibl-Eibesfeldt /. Ritual and ritualization from biological perspective // Human Etnology.M. Van Cranach et al. (eds). Cambridge, etc., 1979. P. 4, 14.
  • [3] Lorens К. Behind the Mirror. L., 1977. P. 210.
  • [4] Lorens K. On Agression. P. 46—47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой