Введение.
История дизайна Древней Руси
На протяжении всей истории человечества развиваются различные техники художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника, усложняются его задачи. Особенности формы, орнамента, фактуры, цвета в изделиях разных народов неразрывно связаны со своеобразием их хозяйства, образа жизни, обычаев, культуры, с особенностями климатических условий, видами… Читать ещё >
Введение. История дизайна Древней Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этапы становления и развития Древней Руси охватывают период IX—XVIII вв.еков, в то время как понятие «дизайн» появляется и начинает расширяться лишь в середине XVIII века. Поэтому можно говорить лишь о ранних предпосылках и попытках создания эстетических образов и представлений о красоте, наложивших отпечаток на оформление предметов быта, одежды, архитектуры и интерьера. Тем не менее, за это продолжительное время было создано огромное количество предметов и объектов искусства и культуры, которые помогают современному поколению полностью окунуться в мир древней Руси, прочувствовать всю красоту и душевность, которые древнерусские мастера вложили в свои произведения. В таблице 1 показано, насколько обширен круг ремесел и искусств, которыми занимались на Древней Руси, а также большое количество возведенных объектов архитектуры.
Изучением творчества Древней Руси, декоративно прикладного искусства, а также промысла занимались известные историки: Владимир Александрович Плугин — историк русской иконописи, Валерий Стефанович Турчин — советский и российский искусствовед, историк искусства, Попова Ольга Сигизмундовна — советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве, Г. И. Искрижицкий — занимался изучением архитектуры и дизайна интерьера строений древней Руси, Рыбаков Б. А. — занимался изучением декоративно прикладного искусства на Руси и д.р.
На протяжении всей истории человечества развиваются различные техники художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника, усложняются его задачи. Особенности формы, орнамента, фактуры, цвета в изделиях разных народов неразрывно связаны со своеобразием их хозяйства, образа жизни, обычаев, культуры, с особенностями климатических условий, видами местных материалов и так далее. Поэтому специфика развития русского дизайна неразрывно связана с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны. В процессе совершенствования продуктов труда, постижения свойств разнообразных материалов, освоения способов и приемов обработки, отбора из них наиболее экономных, эффективных возникали первые представления о красоте изделий, формировалось универсальное эстетическое чувство человека. 2, c.23].
Таблица 1 — Ремесла, изобретения и памятники архитектуры на Др. Руси.
Век. | ДПИ. | Архитектура. | Изобретения. | |
X век. | Резьба Скань. | До XI века на Руси применяли исключительно дерево. В последующие периоды все большее место начинает занимать камень. Кубические храмы. | Кокомшник — традиционный женский головной убор Многоглавая церковь — обычная форма для русских церквей, которая отличает Россию от других ортодоксальных наций и христианских конфессий. | |
XI век. | Чернь Зернь. | Софийский собор Церковь Архангела Михаила в Смоленске. | Берестяныме граммоты — письма и записи, сделанные на коре берёзы. Гудок — древний смычковый струнный музыкальный инструмент восточных славян. | |
XII век. | Финифть. | Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода Николо-Дворищенский собор Георгиевский собор Юрьева монастыря Успенская и Георгиевская церкви. | Шамшка — особый вид сабли Трещотка — это русский народный этнический автофонный музыкальный инструмент. | |
XIII век. | Домовая резьба. | Храмы с повышенными подпружными арками. Пятницкая церковь Чернигова церковь Василия в Овруче церковь Параскевы-Пятницы на Торгу собор Рождества Богородицы. | Луковичная глава — купол в форме луковицы. | |
XIV век. | Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237—1241 гг. прервало строительство во всех областях Руси. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью церковь Спаса Преображения на Ильине улице. | Звомнница — большая прямоугольная структура, содержащая много арок или балок, на которые крепятся колокола Сарафан. | ||
XV век. | Расцвет московской скани. | Соборы Успенский, Димитриевский во Владимире, а также — церковь Покрова на Нерли. | Бердымш — это длинная секира Боярская шапка Румсская печь — это традиционный для России тип печи Русская вомдка — самый узнаваемый бренд водки в мире. | |
XVI век. | Скопинская керамика. | церковь Вознесения храм Василия Блаженного. | Кокошник — это полукруглый или килевидный элемент традиционной русской архитектуры Шатровая крыша — техника в русской архитектуре Батарейная башня — это поздний тип осадной башни. | |
XVII век. | Хохлома. | Церковь Покрова в Филях. | Бочечная крыша или просто бочка — это тип крыши в традиционной русской архитектуре Птица счастья — традиционная для русского севера игрушка Дыммковские игрушки, также известны как «вятские игрушки» Хохломам — название русского ремесла. | |
XVIII век. | Городецкая роспись. | церковь Троицы в селе Троице-Лыково. | В 1778 году братья Лисицыны представили свой первый самовар Чугунный купол / Громоотвод Русское лаковое искусство. | |