Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология как наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психика человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и психические свойства. Психические процессы (познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, намять, мышление, воображение, внимание; эмоционально-волевые процессы), психические состояния человека (депрессия, эйфория, увлеченность, апатия, тревожность, возбуждение, усталость и т. д… Читать ещё >

Психология как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет, объект психологии

Слово «психология» образовано из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука). Теоретические истоки психологии как отдельной области знаний возникли в древнегреческой философии более двух тысяч лет назад.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как самостоятельную область знания и впервые выдвинул идею неразделимое™ души и живого тела. Аристотель выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). В разумной части души есть свои уровни: ощущения, память, воля, понятия, разум.

В 1590 г. Р. Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т.с. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVI11 в. после появления работ X. Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый В. Вундт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

В ходе исторического развития происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология — наука о душе. В течение многих веков, начиная с античности и включая эпохи Средневековья и Возрождения, в центре внимания античных философов и средневековых богословов (Фома Аквинский, Августин Аврелий) находилась душа, поэтому понимание ее на этом этапе развития психологии являлось предметом психологического знания.

II этап развития (с XVII в.) — психология — наука о сознании. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее — и в «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя главная научная проблема психологии на данном этапе. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Сознание, или способность человека осознавать свое психическое содержание («Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме» — Д. Локк), становится предметом психологии в течение двух последующих столетий. В XIX в. в ходе экспериментальных исследований В. Вундта сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению В. Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов: «Психология — это наука о структурах сознания». Это направление назвали структуралистским подходом. Однако идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, из простых элементов собрать сложные состояния сознания оказалось невозможным. Поэтому к 1920;м гг. этот метод практически перестал существовать.

III этап (XX в.) — психология — наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Важными заслугами этого подхода являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основные недостатки — упрощение психической деятельности человека, сближение ее с психикой животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

IV, современный, этап — психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Таким образом, объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика животного, психика человека. Психология — наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.

Психика человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и психические свойства. Психические процессы (познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, намять, мышление, воображение, внимание; эмоционально-волевые процессы), психические состояния человека (депрессия, эйфория, увлеченность, апатия, тревожность, возбуждение, усталость и т. д.) и устойчивые психические свойства (темперамент, характер, мотивация, способности) обусловливают деятельность, поведение, общение человека.

В современной психологии основным объектом психологии является человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным мирами, и выступающий как субъект деятельности, познания, общения.

Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Задачи психологии в основном сводятся к следующему:

  • — научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • — уметь управлять ими;
  • — использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также ради повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
  • — быть теоретической основой практики психологической службы.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени — психологи. Но наша житейская психология только обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят и могут окружающие нас люди, как ориентироваться в психологических особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров, в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, свои психологические индивидуальные особенности. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна человеку, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить изменения в свое поведение, эмоциональное состояние, развивать свои способности (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация).

Психология просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии, убеждения, вкусы, решения. Без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов в работе с различными техническими объектами. Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие. Не случайно, великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что для того, чтобы эффективно обучать и всесторонне воспитывать ребенка, необходимо прежде всего всесторонне изучить психологию ребенка, закономерности его психологического развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой