Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика основных прав и свобод

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права в области государственной и общественно-политической жизни (политические права) наиболее полно выражают суть взаимоотношений между государством и человеком. Они обеспечивают участие гражданина в государственной власти, но различаются по способу привлечения граждан к ее осуществлению. В зависимости от этого политические нрава и свободы граждан, по мнению Б. С. Эбзеева, можно разбить на две… Читать ещё >

Общая характеристика основных прав и свобод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с предыдущими классификациями является их подразделение в соответствии с тем, что «человек и гражданин во всех сферах их жизни стоит в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей», как считает известный российский исследователь правового статуса личности Л. Д. Воеводин[1].

Исходя из указанных критериев Л. Д. Воеводин выделяет следующие виды прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:

  • 1) в сфере личной безопасности и частной жизни;
  • 2) в области государственной и общественно-политической жизни;
  • 3) в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Предложенная Л. Д. Воеводиным группировка, на наш взгляд, наиболее адекватно отражает существующую тенденцию закрепления основных прав и свобод как на международном уровне, так и в российской Конституции. Каждая группа прав и свобод образует относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности человека.

Права в сфере личной безопасности и частной жизни, или, как их обычно называют, личные (гражданские) права, — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они принадлежат гражданам как индивидам, состоящим под территориальным или личным верховенством государства, и прежде всего определяют отношение личной свободы к государственной власти. Они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны государства и других людей. Ведь необходимым условием гармоничного развития личности является возможность свободного выбора того или иного образа жизни, поведения, поступка. Личная свобода во всех ее проявлениях лежит в основе этой категории прав и свобод. Особенностью данного вида основных прав является то, что их осуществление, как правило, не требует от человека каких-либо действий, они реализуются только при их нарушении.

К этой группе прав обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, свободу совести, свободу передвижений и др., которые закреплены в ст. 20−28 Конституции РФ.

Права в области государственной и общественно-политической жизни (политические права) наиболее полно выражают суть взаимоотношений между государством и человеком. Они обеспечивают участие гражданина в государственной власти, но различаются по способу привлечения граждан к ее осуществлению. В зависимости от этого политические нрава и свободы граждан, по мнению Б. С. Эбзеева, можно разбить на две классификационные группы: а) права, непосредственно обеспечивающие участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения: право избирать и быть избранным, право принимать участие во всенародных голосованиях, в работе государственных органов, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; б) права, способствующие развитию политической активности и самодеятельности граждан и обеспечивающие удовлетворение их многообразных политических интересов: право на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение[2]. Это права, предусмотренные в ст. 29−33 Конституции РФ.

Для нашего недавнего прошлого был характерен разрешительный подход к реализации политических прав, который, по существу, сводил их па нет, создавал для властей широкие возможности отказа гражданам в попытках их практического использования. Для того чтобы эти права были реальными, а не только декларативными, согласно Конституции РФ их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т. е. условием их использования должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка. Особенностью реализации данного вида основных прав выступает то, что они являются правами и обязанностями именно гражданин Российской Федерации, т. е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами, т. е. иностранные граждане и лица без гражданства, за некоторыми исключениями, не вправе ими пользоваться. Так, например, ст. 31 Конституции РФ говорит о том, что исключительно граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Данное право носит политическую окраску потому, что оно является формой оказания воздействия граждан на органы государственной власти и местного самоуправления для решения актуальных вопросов жизнедеятельности общества. Эта одна из форм прямого народовластия, а, как известно, источником власти является многонациональный народ России, а не других государств.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права в области экономической, социальной и культурной деятельности (социально-экономические права). Они обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум необходимых средств, требующихся для поддержания достойного человеческого существования.

Впервые о социально-экономических правах человека и гражданина упоминает Конституция Франции 1791 г. В ней говорится о гарантиях права на труд, на публичную опеку (помощь), на образование. Однако эта Конституция в действие не вступила. Но в целом социально-экономические нрава в эпоху буржуазных революций рассматривались как побочный продукт развития гражданских и политических прав и стали провозглашаться в конституциях лишь в начале XX в. К таким конституциям относятся Веймарская Конституция Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г. И только в советских конституциях (особенно 1936 и 1977 гг.) социально-экономические права граждан занимали главное место среди других прав. При этом утверждалось, что эти права даже важнее прав гражданских и политических.

Вместе с тем по примеру советских конституций многие государства, в том числе и западные, включили в свои конституции статьи о социально-экономических правах. Сейчас практически всеобщее признание со стороны государств — членов ООН получило положение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.) о том, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, если только будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Специфика социально-экономических прав достаточно детально проанализирована в трудах Н. С. Бондаря. По его мнению, социальные, экономические и культурные права от иных прав отличаются следующими параметрами:

  • 1) единством материального содержания: другие права не зависят непосредственно от отношений собственности и реализуются поэтому в политических отношениях;
  • 2) выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам;
  • 3) имеют общесоциальную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости;
  • 4) требуют детальной конкретизации социально-экономических конституционных прав в текущем законодательстве[3].

Природа социально-экономических прав — прав человека второго поколения — напрямую связывает их осуществление с выполнением государством определенных обязательств в области социальной политики, поэтому они принимают рекомендательный, условный (зависящий от ресурсов) и постепенно осуществляемый характер. Социально-экономические права имеют специфические особенности, делающие их весьма зависимыми от устойчивости политики государства и стабильности общества.

Культурные права и свободы имеют своим назначением удовлетворение духовных потребностей человека, и призваны гарантировать духовно-нравственное развитие человека. Они включают в себя право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и некоторые другие.

Все вышеперечисленные виды классификации прав и свобод относятся к группе прав, которые по цели своего назначения предназначены для пользования определенными благами как в личных, так и в общественных интересах.

Другую группу прав составляют права, направленные на охрану и защиту прав первой группы. К ним относятся: право обвиняемого на защиту, право на судебный иск, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Данный перечень классификаций прав и свобод человека и гражданина не является исчерпывающим, тем не менее выбор способов защиты прав человека в России в значительной степени зависит от того вида прав и свобод, которые нарушены.

  • [1] Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 181.
  • [2] Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 224.
  • [3] Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. С. 179−182.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой