Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Избирательный цикл 2011-2012 годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А вообще в истории современной России четыре раза президентом избирался кандидат-самовыдвиженец (Борис Ельцин в 1991 и 1996, Владимир Путин в 2000 и 2004 гг.), дважды выборы выигрывал кандидат от политической партии (Дмитрий Медведев в 2008 г., Владимир Путин в 2012 г. — оба от «Единой России»). Ни один из российских президентов не был членом какой-либо партии в период избирательной кампании… Читать ещё >

Избирательный цикл 2011-2012 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принятие в декабре 2004 г. изменений в Федеральный закон «О политических партиях» привело к резкому сокращению числа зарегистрированных партий. Если к концу 2003 г. полную процедуру регистрации прошли 46 партий (23 из них приняли участие в думских выборах), то к сентябрю 2011 г. их осталось всего семь. Все они, а именно: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Яблоко», «Правое дело» приняли участие 4 декабря 2011 г. в думских выборах. Это наименьший в истории партийной системы постсоветской России уровень политической конкуренции на выборах депутатов Госдумы по партийным спискам.

Большинство лидеров российской несистемной оппозиции заявляли о намерении создать свою партию и принять участие в выборах, однако всем их партиям было отказано в регистрации по различным причинам: несоответствие устава законодательству («Другая Россия»), наличия в членских списках «мертвых душ» («ПАРНАС») и даже из-за названия («Пиратская партия»). Таким образом, ограничение нормальной партийной конкуренции со стороны институтов политической системы имеет место уже на стадии регистрации партий.

Другие ограничения в виде поправок в избирательные законы действуют при регистрации кандидатов и партийных списков. Одна из таких поправок — сокращение допустимой доли недостоверных и недействительных подписей с 25 до 5%. Закон об отмене избирательного залога, принятый в 2009 г., придал электоральному процессу новое качество. Только парламентские партии могут выдвигать своих кандидатов без сбора подписей, остальные обязаны собрать 150 тыс. подписей избирателей. Таким образом, в политическом поле фактически остаются лишь четыре партии, представленные в Государственной Думе; для остальных, учитывая ужесточившиеся требования к представляемым подписям, доступ к участию в выборах крайне затруднен. Основная причина «выбраковки» подписей связана не с их фальсификацией, а с неточностями в данных об избирателях или сборщиках. Следует признать, что за время, отводимое законом на сбор подписей, невозможно добросовестно собрать подписи в нужном количестве. Так, для регистрации кандидата на президентских выборах 2012 г. необходимо было собрать минимум 2 млн подписей меньше чем за месяц[1].

Депутаты всех пяти созывов Государственной Думы избирались на четыре года. В 2011 г. впервые депутаты Думы VI созыва избирались на пять лет. Выборы проходили по пропорциональной избирательной системе: все 450 депутатов избирались, но партийным спискам по единому федеральному округу, а затем депутатские мандаты распределялись пропорционально проценту набранных партиями голосов.

Это были последние выборы, на которых для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть 7%-ный барьер. Одновременно это были первые и последние выборы, на которых партии, набравшие от 5 до 6% голосов, получали по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до 7% — два мандата. Но ни одна из партий не смогла показать указанный результат.

По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Федерального собрания V созыва, сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

В составе российских партий по сравнению с предыдущими выборами 2007 г. произошли следующие изменения:

  • — партия «Гражданская сила» (ГС), образовавшаяся в результате раскола Союза правых сил (СПС), и Демократическая партия России (ДПР) объединились в партию «Правое дело»;
  • — Общественно-демократическое движение «Солидарность», также возникшее в результате раскола СПС, вошло в Партию народной свободы (ПНС);
  • — Аграрная партия России (АПР) присоединилась к партии «Единая Россия»;
  • — Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зеленые» присоединились к партии «Справедливая Россия»;
  • — Партия мира и единства и Партия возрождения России присоединились к партии «Патриоты России»;
  • — партия «Народный союз» преобразован в Общественное объединение.

Появились новые (или зарегистрированные под новым названием «старые») партии и партийные коалиции:

  • — Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» («ПАРНАС») (лидеры: Борис Немцов, Владимир Рыжков, Михаил Касьянов и Владимир Милов);
  • — Пиратская партия России (лидер Павел Рассудов);
  • — Общероссийская политическая партия «Воля» (лидер Светлана Пеунова);
  • — «Комитет национального спасения» — коалиция в составе партий, которым было отказано в регистрации: «Другая Россия», «Родина: здравый смысл», «Российский объединенный трудовой фронт».

Единственной партией, зарегистрированной российским Министерством юстиции после прошлых думских выборов, стала партия «Правое дело».

Перед началом кампании был зараннее опубликован календарный план проведения выборов, который упорядочил все необходимые мероприятия избирательной кампании, систематизировал ее, а именно:

  • — не позднее 2 сентября — публикация списка политических партий, имеющих право принимать участие в выборах;
  • — не ранее 9 сентября и не позднее 29 сентября — выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии;
  • — не позднее 29 сентября — представление федерального списка кандидатов и иных документов в ЦИК России;
  • — не позднее 4 октября — формирование территориальных избирательных комиссий;
  • — не позднее 14 октября — образование избирательных участков;
  • — не ранее 19 сентября и не позднее 19 октября 18 часов по московскому времени — представление в ЦИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов;
  • — не позднее 19 октября — опубликование списков избирательных участков;
  • — не ранее 3 ноября и не позднее 10 ноября — формирование участковых избирательных комиссий;
  • — не позднее 12 ноября — составление списков избирателей отдельно по каждому избирательному участку;
  • — не позднее 18 ноября — реализация права кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе федерального списка кандидатов (в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств — нс позднее 2 декабря 2011 г.);
  • — 4 декабря — выборы;
  • — не позднее 8 декабря — подведение итогов голосования в субъектах РФ;
  • — не позднее 19 декабря — подведение итогов голосования в целом по стране;
  • — не позднее 24 декабря — официальная публикация итогов голосования.

Новым в организации выборов явились:

  • — оборудование некоторых избирательных участков комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБами — оснащено 5% участков в 76 субъектах РФ);
  • — установка комплексов электронного голосования (КЭГами — оборудован 301 участок в 7 субъектах РФ);
  • — установка веб-камер на избирательных 10 тыс. избирательных участках.

Всего электронными средствами на этих выборах воспользовались почти 8 млн избирателей.

Новыми в нормировании деятельности партий и партийной системы в целом в избирательной кампании явились следующие положения:

  • • партии, не представленные в Госдуме прошлого созыва, собирали 150 тыс. подписей избирателей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей. Также было устанавлено, что партии, представленные в не менее чем 1/3 региональных парламентов, освобождаются от сбора подписей. При этом при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5% (количество брака не может превышать 5%), а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35%;
  • • при распределении депутатских мандатов использовался не только основной 7%-ный барьер, но и два дополнительных проходных барьера, а именно:
    • 1) партии, набравшие более 6% голосов, получат по 2 мандата;
    • 2) партии, набравшие более 5% голосов, получат по 1 мандату.
  • • на следующих выборах в 2016 г. проходной барьер составит 5%.

Па выборах 2011 г. активно работали агентства по изучению общественного мнения, обеспечивая мониторинг мнений избирателей и снабжая всех интересующихся результатами своих прогнозов на разных этапах функционирования партийной системы и избирательной кампании (табл. 19).

Таблица 19. Прогнозы результатов выборов, %.

Прогноз.

Явка.

ЕР.

КПРФ.

ЛДПР.

СР.

«Яблоко».

пд.

ПР.

ВЦИОМ, 19—20 ноября 2011 г.

Левада-центр, 11 ноября 2011 г.

—.

<1.

ВЦИОМ, 7 ноября 2011 г.

ИСИ, 4—10 ноября 2011 г.

—.

Левада-центр,.

21—24 октября 2011 г.

—.

<1.

ИСИ, 11—17 октября 2011 г.

—.

Прогноз.

Явка.

ЕР.

КПРФ.

ЛДПР.

СР.

«Яблоко».

ПД.

ПР.

ВЦИОМ, октябрь 2011 г.

Левада-центр, сентябрь 2011 г.

—.

ВЦИОМ, сентябрь 2011 г.

Левада-центр, август 2011 г.

—.

ВЦИОМ, июль 2011 г.

Левада-центр, июль 2011 г.

—.

<1.

Левада-центр, июнь 2011 г.

—.

Левада-центр, май 2011 г.

—.

<1.

<1.

ВЦИОМ, апрель 2011 г.

Левада-центр, апрель 2011 г.

—.

<1.

<1.

Левада-центр, март 2011 г.

—.

<1.

<1.

Левада-центр, февраль 2011 г.

—.

<1.

<1.

Левада-центр, январь 2011 г.

—.

<1.

<1.

<1.

ВЦИОМ, ноябрь 2010 г.

Примечание. ЕР — партия «Единая Россия»; СР — партия «Справедливая Россия»; ПД — партия «Правое дело»; ПР — партия «Патриоты России».

В день выборов компании по изучению общественного мнения ВЦИОМ и ФОМ провели опросы избирателей на выходе с избирательных участков — экзит-пулы (табл. 20).

Таблица 20. Результаты опросов избирателей на выходе из избирательных участков (экзит-пулы), %.

Опросы.

ЕР.

КПРФ.

СР.

ЛДПР.

«Яблоко».

ПД.

ПР.

Exit poll ВЦИОМ.

48,5.

19,8.

12,8.

11,42.

4,17.

1,1.

0,9.

Exit poll ФОМ 18:00.

45,5.

21,0.

14,0.

13,2.

3,6.

0,6.

0,9.

Exit poll ФОМ.

43,1.

21,6.

14,4.

13,5.

4,5.

0,7.

0,9.

Результаты выборов.

49,32.

19,19.

13,24.

11,67.

3,43.

0,60.

0,97.

Голосование избирателей принесло следующие результаты (табл. 21).

Таблица 21. Результаты выборов в Государственную Думу VI созыва.

Место.

Партия.

% голосов.

Мест в Думе.

По сравнению с выборами 2007 г. в %.

«Единая Россия».

49,32.

— 14,98.

КПРФ.

19,19.

+7,62.

«Справедливая Россия».

13,24.

+5,50.

ЛДПР.

11,67.

+3,53.

«Яблоко».

3,43.

+1,84.

«Патриоты России».

0,97.

+0,08.

«Правое дело».

0,60.

— 1,54.

Недействительные бюллетени.

1,57.

—.

+0,52.

Всего.

—.

Из таблицы видно, что победительницей выборов 2011 г. стала партия «Единая Россия», набравшая 49,32% голосов (по регионам — от 29,04 до 99,48%) и получившая 238 мест в Думе. Думскими партиями, кроме «Единой России», стали: КПРФ — 92 места, «Справедливая Россия» — 64 места и ЛДПР — 56 мест. Остальные партии, участвовавшие в выборах, не прошли в Думу. Ни одна из них не смогла воспользоваться новыми нормами парламентского барьера.

По сравнению с предыдущими выборами партии «Единая Россия» и «Правое дело» набрали меньше голосов, остальные партии улучшили свои показатели. Партия «Единая Россия» лишилась абсолютного большинства в Думе и получила менее 50% мандатов, хотя и этого относительного большинства вполне достаточно для уверенного правления.

По результатам думских выборов 2011 г. система парламентских фракций приобрела следующий вид:

  • • левые силы: фракция КПРФ (лидер Г. Зюганов) — 92 места в Думе;
  • • центристские силы: фракция «Справедливая Россия», занявшая левоцентристские позиции (лидер С. Миронов), — 64 места, и фракция «Единая Россия» (Д. Медведев) — 238 мест. Итого: 302 места:
  • • правые силы: фракция ЛДПР (В. Жириновский) — 56 мест.

Отметим, что хоть и значительно, но количество избирателей по сравнению с выборами 2003 г. выросло. В то же время явка избирателей уменьшилась, очевидно, из-за большей предсказуемости. Остальные данные в количественном отношении невелики и не могли кардинально повлиять на результаты выборов (табл. 22).

Таблица 22. Данные по избирательному корпусу.

Данные.

Количество избирателей.

% голосов.

По сравнению с выборами 2003 г.

Число избирателей в списках.

+0,085.

Число выданных бюллетеней (явка).

60,10.

— 5,68.

Голосовало досрочно.

0,25.

+15,37.

Голосовало вне помещений.

6,63.

— 1,68.

Голосовало по открепительным.

1 257 968.

1,92.

+7,60.

Миссия наблюдателей от Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) заявила, что «подготовка к выборам была хорошо организована технически, но отмечалось слияние государственных органов власти и правящей партии. Хотя в выборах и приняли участие 7 партий, отказ в регистрации некоторым политическим силам сузил пространство для конкуренции. Борьба была смещена в пользу правящей партии как результат отсутствия независимости органов по проведению выборов, пристрастности большинства СМИ и неправомерного вмешательства органов власти на разных уровнях. В период с 5 ноября по 2 декабря большинство телевизионных новостей рассказывали о деятельности официальных лиц государства, с благоприятным отношением к правящей партии. Все это не обеспечило условий, необходимых для честного соперничества. Тем не менее, законодательная база была в некоторых аспектах улучшена и дебаты предоставили участникам единые стартовые возможности. Во время голосования сотрудники избирательных комиссий представлялись опытными и преданными своему делу людьми. Однако качество процесса значительно ухудшилось в ходе подсчета голосов, который можно охарактеризовать частыми нарушениями процедуры и отдельными очевидными манипуляциями, включая несколько серьезных сообщений о вбросах бюллетеней. Более чем на одной трети избирательных участков, на которых велось наблюдение, не были представлены для ознакомления подписанные протоколы».

В окончательном докладе ОБСЕ говорится, что основные и наиболее многочисленные нарушения пришлись на процедуру подсчета голосов. На каждом третьем участке, где присутствовали наблюдатели ОБСЕ, ситуацию при подсчете можно было назвать «плохой или очень плохой». Недостатки в организации работы избирательных участков, процедурные нарушения и отсутствие прозрачности при подсчете сделали возможным такие манипуляции, как вброс бюллетеней. Наблюдатели, желающие подать жалобу, часто сталкивались с противодействием со стороны членов избирательных комиссий. Многие жалобы остались не рассмотренными или были отклонены практически без рассмотрения. Многие из них, в нарушение закона, регистрировались не как жалобы, а как обращения. Авторы доклада отмечают активное использование административного ресурса: большинство председателей участковых избирательных комиссий (УИК) — госслужащие, которые использовали служебное положение для того, чтобы повысить шансы «Единой России»1.

Президентские выборы этого цикла состоялись 2 марта 2012 г. Предварительно был изменен срок исполнения полномочий Президентом РФ с четырех лет до пяти[2][3].

В ходе избирательной кампании на пост Президента РФ было выдвинуто 5 кандидатов от всех ведущих партий:

  • 1) от ЕР — В. В. Путин;
  • 2) от КПРФ — Г. А. Зюганов;
  • 3) от СР — С. М. Миронов;
  • 4) от ЛДПР — В. В. Жириновский;
  • 5) от партии «Гражданская платформа» (ГП) был выдвинут бывший лидер партии «Правое дело» — М. Д. Прохоров.

В результате голосования победил В. В. Путин, набрав 63,60% голосов. Занявший второе место Г. А. Зюганов сильно отстал от Путина — 17,18% голосов. На третьем месте М. Д. Прохоров — 7,98%, на четвертом — В. В. Жириновский — 6,22%, на пятом ;

С. М. Миронов — 3,85% голосов.

Это были первые президентские выборы в России, на которых кандидаты в президенты были выдвинуты исключительно партиями и отсутствовали так называемые самовыдвиженцы.

А вообще в истории современной России четыре раза президентом избирался кандидат-самовыдвиженец (Борис Ельцин в 1991 и 1996, Владимир Путин в 2000 и 2004 гг.), дважды выборы выигрывал кандидат от политической партии (Дмитрий Медведев в 2008 г., Владимир Путин в 2012 г. — оба от «Единой России»). Ни один из российских президентов не был членом какой-либо партии в период избирательной кампании и срока своего нахождения во главе государства. В 2012 г. Дмитрий Медведев стал первым из людей, когда-либо бывших президентами России, кто хоть и после окончания своих полномочий, но все же вступил в политическую партию, которой стала возглавляемая им «Единая Россия».

Президентские выборы 2012 г. показали, что партии стали сильнее влиять па выдвижение кандидатов в президенты и вообще на избирательную кампанию. В то же время сохраняется традиционное слабое влияние выдвинувшей президента партии на его политический курс. Президентские выборы 2012 г. продемонстрировали, что альтернативы В. В. Путину на посту Президента РФ россияне не видят.

  • [1] Анохина И. В. Фальсификации и ограничение конкуренции на думских и президентских выборах 2011—2012 гг. // Партии и выборы: вчера, сегодня, завтра /под рсд. Ю. Г. Коргунюка и Г. М. Михалевой. М.: KMK, 2012. С. 107—108.
  • [2] Заявление о предварительных результатах выборов // Издатель: Organizationfor Security and Co-operation in Europe. 5 декабря 2011 r.
  • [3] Закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Вступил в силу со дня его официального опубликования 31 декабря2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой