Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые аспекты государственного статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Республика Башкортостан — это субъект Российской Федерации. С учетом теории и мировой практики федерализма можно говорить о государственности, государственной самостоятельности Республики Башкортостан как субъекта федерации, как части единого государства с соответствующими статусу республики признаками, чертами, институтами государственности. Речь идет о таких классических характеристиках… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ И ГОСУДАРСТВЕН11АЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
  • ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  • ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТУСА РЕСПУБЛРЖИ БАШКОРТОСТАН

Политико-правовые аспекты государственного статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Специфика Российской Федерации состоит в том, что она формировалась и развивалась на базе сочетания административно-территориальных и национально-территориальных (а позже и национально — государственных) образований. Политико-правовая природа Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе определена Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года. Вместе с тем, реальные процессы обновления Российской Федерации постоянно актуализируют проблемы политико-правового статуса субъектов Российской Федерации, прежде всего республик, требуют его уточнения и конкретизации в интересах упрочения стабильности Российского государства.

Вышеуказанные проблемы актуализируются также в связи с нарастающими тенденциями децентрализации во многих странах, и в первую очередь в федеративных государствах, что возвышает роль субъектов Федерации в решении проблем как социально-экономических, так и национально-этнических. Комплексное и успешное решение этих проблем возможно только при совместных усилиях Федеральных и региональных органов, предоставлении субъектам Федерации достаточной государственной самостоятельности при их адекватной ответственности.

Становление политико-правового статуса Республики Башкортостан, как и других республик в составе Российской Федерации, происходит в условиях глубоких общественных преобразований. Особую актуальность приобретают проблемы разработки стратегии социально-экономического и духовно-культурного развития Башкортостана. В свою очередь это требует соответствующих государственных полномочий и ресурсов для осуществления эффективной политики по развитию всех этносов республики, являющейся полиэтничной по своему составу. Одним из главных достижений национальной политики Республики Башкортостан является сохранение мира и согласия между народами на протяжении длительного времени.

В то же время в Башкортостане, как и в других республиках Российской Федерации, имеются серьезные проблемы в развитии социальной сферы, образования, культуры многих этносов, населяющих их территорию. Проведение государственной политики без учета этно-национальных реалий и интересов в политической, экономической, социальной и культурной сферах в течение последних десятилетий нарушило процесс естественного развития этносов. При отсутствии достаточного внимания к этно-национальной специфике отдельных народов зачастую проводилась политика унификации их культур.

Вместе с тем, в самом Башкортостане накоплен немалый опыт положительного решения социальных и этнокультурных проблем народов республики, опирающийся на полученные в 90-е годы преимущества и возможности политико-правового статуса Башкортостана. Необходимость углубленного изучения данного опыта также актуализирует проблемы государственного статуса национальных республик как субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Еще в древние времена мыслители разных стран разрабатывали различные варианты обустройства народов и государств. Проблемы государственного строительства нашли свое отражение в трудах Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности.

Как и все политические теории, теория государства и государственного суверенитета в начале развития содержала в основном описательные элементы. Государственная самостоятельность в интерпретации Бодена, Гоббса, Остина, Еллинека понималась прежде всего как совокупность неких полномочий — суверенных прав, важность и необходимость которых определялась по древнему принципу: «Sed et quod principi placuit, legis habet vigorem» («Что приятно королю, имеет силу закона»). Этот каталог прав был в дальнейшем заимствован Т. Смитом и Блэкстоном. В свою очередь термин «суверенитет» присутствует в научном обороте со второй половины XYI века, когда группа французских политических деятелей и юристов, известная как Politiques, выдвинула концепции разделения властей и суверенитета, отрицая тем самым вмешательство Папы в государственные дела.

Гуго Гроций (Grotius)(1583−1645 гг.) в своей книге «О праве войны и мира» («De Jure Belli ас Pads») (1625 г) различает государственную власть и суверенитет как ее свойство. Аргумент Гроция заключался в том, что суверенное государство не может жить в изоляции, так же как и человек. Как человек ради своего самосохранения вынужден общаться с себе подобными, заключать разнообразные соглашения с другими людьми, так и государства вынуждаются к сотрудничеству, основанному на «праве народов» .1.

Джон Локк (1632 — 1704), английский философ, различал три власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Первые из них издают законы, вторые — приводят эти законы в жизнь, а союзная власть занимается вопросами внешней политики, представляет страну во взаимоотношениях с другими государствами, решает вопросы войны и мира. У Локка судебная власть поглощается исполнительной. Он различал функцию парламента и правительства, исполнительной власти.2.

1 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. с. 159.

2 Антология мировой философии. Т 2. М., 1970. с. 256.

Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755) развивал идею разделения властей. Третьей властью он считал власть судебную. Он выдвигал идею создания федеративного государства, в котором, по его словам, соединяются выгоды большого государства с преимуществом малого. Власти в государстве, считал он, должны уравновешивать одна другую.1.

Научно обосновал идею народного суверенитета Жан Жак Руссо (1712 — 1778). Идеалом общества Руссо считал законодательствующий народ, и он должен устанавливать законы, одинаково полезные для всех граждан, а суверенитет единый, неделимый, неотчуждаемый должен принадлежать народу в целом. Там, где нет народного суверенитета, считал Руссо, там игнорируется общественный договор, там деспотизм.

Аналогичные определения суверенитета давались И. Д. Левиным, С. М. Равином, Г. В. Александренко, H.A. Ушаковым и другими авторами.2 Главная особенность таких формулировок состоит в том, что понятие суверенитета в них определяется как неотчуждаемое свойство государства. Наиболее характерным является понятие суверенитета, сформулированное И. Д. Левиным. «Суверенитет, — утверждает он, — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях» .3 Сходные определения содержатся в работах И. П. Трайнина, Л.А.

1 Монтескье Ш. О духе законов.// Избранные произведения. М.1955. с. 293.

2 Левин И. Д. Суверенитет М., 1948. Равин С. М. Принцип федерализма в советском государственном праве Л., ЛГУ, 1961. Александренко Г. В. Буржуазный федерализм. Киев, 1962.: Ушаков H.A. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве.- Московский журнал международного права, 1994, N 2. H.A. Ушаков. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве. — Московский журнал международного права, 1994, № 1.

3 Левин И. Д. Основные проблемы современного международного права. M., 1958, с 200.

4 Дорогин В. Суверенитет в советском государственном пространстве. М., 1948. Лепешкин А. И. Советский федерализм: теория и практика М., 1972. Курс советского государственного права / А. И. Лепешкин, А. И. Ким, Н. Г. Мишин, П. И. Романов — М., 1962.: Златопольский Д. Л. Национально-государственное устройство СССР. М., 1977. Алексеев С. С. Государство и право. М.: Юрид.лит., 1993.

Моджорян, В. Дорогина, Д. Л. Златопольского, А. И. Лепешкина, С. С. Алексеева и других.4.

Проблемы государственного строительства и самоопределения русского народа занимают огромное место в трудах отечественных философов — H.A. Бердяева, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева, П. Я. Чаадаева, В. Соловьева, П. Сорокина.1.

Противоположная теория о том, что только государства-члены обладают суверенитетом и что лишь они являются государствами, явилась олицетворением сепаратистского направления в теории федерализма, представленного Максом Зейделем, Джоном Кальгуном и некоторыми другими учеными. Они исходили из того, что поскольку именно штаты, кантоны или другие субъекты союзного государства образуют Федерацию, то они, следовательно, не находятся в подчинении власти союзного государства, которая есть всего лишь совокупная воля государствгосударства — члены отнюдь не передали союзу своего суверенитета, а лишь вручили ему сохранение некоторых полномочий.2.

В свое время, чтобы устранить противоречие между суверенитетом союзного государства и государственным статусом субъектов федерации, некоторые немецкие авторы, в частности Лабанд, Рем, Г. Еллинек3, построили теорию, согласно которой суверенитет не представляет самой власти государства, а является только характеристикой, которой государственная власть может обладать, но это условие не является непременным. Правопорядок союзного государства, в соответствии с этой теорией, основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного государства, но.

1 Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990. Гумилев Л. Н. От Руси к России. — Л., 1989. Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. — М., 1994.

2 Ященко А. Теория федерации. Юрьев. 1912.

3 Елинек Г. Общее учение о государстве, право современного государства. СПб., 1908, с. 54. отнюдь не волею хотя бы и всех отдельных государств. В пределах господства союзного государства отдельные государства теряют свой государственный характер. В союзном государстве несколько государственных образований связаны в единое целое, то есть в компетенции союзной государственной власти исчезают все разобщающие, разделяющие отдельные государства различия.

Существенная разработка теоретических проблем самоопределения наций, их государственное устройство имеется в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина.1 Само понятие «право наций на самоопределение» появилось в политической литературе в начале XX в. Оно было включено в партийную программу большевиков по предложению В. И. Ленина в 1903 году. При этом придавалось первостепенное значение пониманию нации в соотношении с государством, подчеркивалось важное значение образования национального государства. В. И. Ленин отмечал, что «национальное государство есть мировое правило» .2.

Общие проблемы теории этноса раскрыты в трудах Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, В. А. Тишкова.3 Вопросы развития отдельных этносов рассмотрены в статьях и монографиях Р. М. Валиахметова, А. Вишневского, О. В. Котова, Р. Г. Кузеева, З. А. Паина, М. Б. Рогачева, Б. Х. Юлдашбаева.

Феномен духовной культуры во взаимосвязи с национальными процессами освещен в трудах таких исследователей как Н. Аитов, Д. Ж. Валеев, Б. С. Галимов, Г. Е. Глезерман, Г. В. Осипов, А. Спиркин, Ж.Тощенко. Проблемы этнического сознания и самосознания исследованы.

1 Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. — М., 1959.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.24. с. 385.

3 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Л. 1989. Тишков В. А. Дилемма новой России как многоэтнического государства. В сб. «Права человека и межнациональные отношения». М., 1994. в работах Н. Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова, П. Н. Милкова, К. Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, В. О. Ключевского.

Исследованию проблемы становления и развития советского государства посвящены работы Г. Авторханова, И. Г. Гердера, И. В. Шафаревича, К. Н. Хабибуллина.1.

В последние годы вышли работы российских и зарубежных ученых, в которых предпринимаются попытки осмыслить этнические проблемы в современной России и других странах СНГ. Это труды В. А. Тишкова, JI. М. Дробижевой, Л. Ф. Болтенковой, Ю. В. Ярова, В. А. Михайлова, В. А. Печенева, Э. Н. Позднякова.2.

Проблемы функционирования государственной власти, политических партий и движений в республиках и национально-территориальных образованиях рассмотрены в работах Р. Г. Абдулатипова, Ю. В. Арутюнян и других.3.

Проблемы межнациональных отношений изучали М. С. Джунусов, Э. В. Тадевосян, А. Ю. Шадже и другие.4 В последние годы в России вклад в изучение теоретических и методологических проблем в сфере разрешения межнациональных противоречий внесли Г. Т. Галиев, Ю. Г. Здравомыслов, В. Н. Кудрявцев, В. И. Сперанский, А. Попов, Г. Старовойтова и ряд других.

1 Хабибуллин К. Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. Л., 1989.

2 Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования., М., 1984. Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов// традиции в современном обществе. М., 1990. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. Печенев В. Существует ли в Российской Федерации национальная и региональная политика? Какой ей быть? Майкоп, 1995. Поздняков Э. А. Национализм: теория и практика. М., 1994 Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994.

3 Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М. 1994.

4 Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек. — Майкоп, 1996. Джунусов М. С. Методологическое введение к изучению социальнополитических и межнациональных конфликтов. — М, 1991. Тадевосян Э. В. Советская федерация и национальный вопрос. — Киев, 1990.

Проблемами национального суверенитета занимались Р. Тузмухамедов, Э. А. Поздняков и ряд других ученых.1.

Большой вклад в развитие теории государства, в исследование взаимоотношений Российской Федерации и Башкортостана внес В. К. Самигуллин.

Проблемам формирования гражданского общества, теории государства и права посвящены работы Ф. М. Раянова.

Вопросами федерализма политико-правовых основ субъектов России занимаются такие ученые Республики Башкортостан, как М. А. Актов, A.A. Вальков, М. Д. Гилязитдинов, J1.A. Дольникова, Ю. Н. Дорожкин, З. Д. Еникеев, З. И. Еникеев, С. Н. Лаврентьев, Ю. Н. Никифоров, А. Н. Тимонин, К. Б. Толкачев и др.

Состояние проблем развития народов Башкортостана отражены в работах Д. Ж. Валеева, Б. С. Галимова, P.M. Тухватуллина Ф. С. Файзуллина, и других.

Таким образом, по изучаемой теме имеется широкий круг научных работ. Однако, в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации и государственного строительства ее субъектов, в том числе Башкортостана, имеются проблемы, которые требуют более глубокого и всестороннего анализа, выработки современных научных рекомендаций. Так, в частности, речь идет о рассмотрении этносоциальных реалий и государственности республик Российской Федерации, разработке современных политико-правовых основ государственного статуса республик в составе Российской Федерации и ряда связанных с этим проблем. Их актуальность, недостаточная разработанность, научная значимость послужили причиной выбора темы исследования.

1 Суверенитет в государственном и международном праве//Советское государство и право. 1991. № 5 с. 27 Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994.С.46.

В качестве объекта исследования выступает Республика Башкортостан.

Предметом исследования являются современные политико-правовые основы государственного статуса Республики Башкортостан в составе Российской Федерации.

Цель настоящей работы — исследование особенностей и тенденций развития государственной самостоятельности Республики Башкортостан, процесса формирования политико-правовых основ ее государственного статуса в условиях современных этносоциальных реалий.

Основными задачами диссертации являются:

— уточнение методологических основ, категориально-понятийного аппарата исследования политико-правового статуса субъектов федеративного государства;

— выявление тенденций этносоциального развития Республики Башкортостан;

— рассмотрение особенностей развития государственности Башкортостанаопределение путей укрепления политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерациивыработка рекомендаций по созданию государственных механизмов решения этно-национальных проблем на территории России и Башкортостана.

Теоретико-методологическая основа и источники исследования.

Диссертационное исследование базируется на основных идеях, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных политологов и правоведов и касающихся проблем обретения нациями государственности, формирования политико-правовых основ государственного статуса субъектов федеративного государства. В исследовании используется принцип целостного подхода к изучаемому объекту, принцип единства логического и исторического, а также системно-структурной, политико-институциональный и политико-процессуальный подходы.

При исследовании автор опирался на такие источники как Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституция Республики Башкортостан 1993 г. с изменениями и дополнениями от 3 ноября 2000 года, конституции США, Канады и других федеративных государств, работы политологов и правоведов прошлого и современности, федеральные законы и правовые документы России и Республики Башкортостан, данные научных изысканий последних лет в Российской Федерации и Республике Башкортостан, выступления политических и государственных деятелей Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные Российской Федерации и Республики Башкортостан, материалы социологических исследований и периодической печати.

Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— выявлены основные тенденции и проблемы современного этносоциального развития Республики Башкортостан (усиление тенденции превращения Башкортостана в многонациональное государственное образованиезамедление роста социального благополучия всех этносов, всего многонационального народа Республики Башкортостансоциально-экономические диспропорции в развитии городов и районов Башкортостанауменьшение удельного веса башкир в Республике Башкортостансокращение рождаемости и опережающий рост смертности среди башкиротток башкир за пределы Республики Башкортостан), детерминирующие необходимость существования адекватного политико-правового статуса Республики Башкортостан;

— аргументируется положение, согласно которому определение политико-правовых основ государственного статуса республик в составе Российской Федерации невозможно без учета многонационального состава их населения, потребностей его социального и этнокультурного развития;

— доказывается необходимость разработки региональных комплексных государственных программ по развитию народов Республики Башкортостан, реализация которых должна опираться на соответствующие государственные ресурсы и полномочия как субъекта Российской Федерации;

— раскрывается содержание понятия «государственная самостоятельность субъекта федерации» как осуществление политико-властной воли последнего на своей территории в сферах государственного строительства, экономики, социальной жизни, культуры в рамках единого суверенного государства;

— показаны направленность и содержание развития современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан (становление самостоятельной системы республиканского законодательствасокращение числа вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения России и субъекта федерациисоздание механизма и процедур согласования федерального и республиканского законодательстваиспользование потенциала договорных отношений России и республикразвитие системы республиканских органов государственной властиучет этнических интересов населения республики).

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в обобщении и обогащении современных знаний о развитии этносов в многонациональных республиках России, о влиянии на данное развитие самих республик, о роли в этих процессах соответствующих политико-правовых основ государственного статуса субъектов Российской Федерации.

Выводы и обобщения работы могут быть использованы при разработке теоретико-методологической базы национальной государственной политики в России, а также политико-правовых основ государственного статуса республик в составе Российской Федерациисоставлении конкретных государственных программ по решению этно-национальных проблем в Россииподготовке учебных курсов по политологии, социологии политических процессов, юриспруденции.

Апробация работы. Ключевые положения исследования докладывались на международных научных и научно-практических конференциях в Эстонии (г. Таллин) 1997 г., в Швейцарии (г. Женева) 1998 г., в Турции (г. Анкара) 1998 г. и на всероссийских семинарах в г. г. Майкопе (1998 г.), Краснодаре (1999 г.), Уфе (1998;2000 г. г.), Казани (1999 г.).

Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены в шести публикациях автора.

Предложения и рекомендации, сформулированные на основе исследования, направлены в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан для использования в процессе обновления российского федерализма, обсуждения проекта Закона Республики Башкортостан о «Внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан», доработки государственных.

15 программ «Возрождение и развитие башкирского народа» и «Народы Башкортостана».

Структура диссертации. Структура диссертации определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы представлено введением, тремя главами, заключением, библиографией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет подвести общие итоги и сформулировать следующие основные положения и выводы.

1. Развитие Республики Башкортостан в 90-е годы XX в. выявило и обострило целый ряд тенденций и проблем в этносоциальной области, требующих активного и действенного участия республиканских государственных органов власти.

Речь идет прежде всего о тенденции превращения Башкортостана в многонациональное государственное образование, на территории которого сегодня проживают башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты и другие национальности.

Кроме того, резко обозначилась тенденция замедления роста социального благополучия всех этносов, всего многонационального народа Республики Башкортостан на фоне диспропорции между вкладом Республики Башкортостан в общероссийский фонд и жизненным уровнем населения республики, недостаточной экологической защиты, недооценки национальной специфики Башкортостана.

К существенным тенденциям и проблемам этносоциального развития Республики Башкортостан можно отнести также уменьшение удельного веса башкир в составе населения республики, сокращение рождаемости и опережающий рост смертности среди башкир, отток башкир за пределы республики.

Вышеуказанное позволяет утверждать, что этносоциальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе и особую роль государства, его ответственность, как на федеральном, так и региональном уровне, в их решении. На конкретном содержании национального вопроса отдельного народа, в данном случае башкирского, отражаются особенности исторического развития всей страны, других народов, специфика истории их взаимоотношений, национальных традиций и ряд других факторов.

2. Актуальные тенденции и проблемы этносоциального развития Республики Башкортостан требуют усиления регулирующий роли государства.

Гарантами решения этносоциальных проблем всех народов, проживающих в Республике Башкортостан, являются совместные усилия государственно-правовых структур федерального и республиканского уровней. В услових государственной самостоятельности Башкортостан получает возможность с учётом своей специфики, собственных потребностей и возможностей определять расходы на содержание тех сфер образования и культуры, социальной сферы, которые имеют приоритетное, крайне важное значение для развития наций, населяющих территорию республики.

Государственная самостоятельность Башкортостана не только открывает новые возможности для всестороннего национально-культурного развития, но и позволяет решать важную общефедеральную задачу комплексного содействия удовлетворению национальных запросов башкир, проживающих за пределами республики.

Понятие «государственная самостоятельность субъекта Федерации» предполагает осуществление политико-властной воли субъекта Федерации на его территории в сфере регионального государственного строительства, экономики, культуры, социальной жизни в рамках единого суверенного государства. Такая воля имеет отношение непосредственно к жизнедеятельности субъекта Федерации. При характеристике субъекта Федерации, как государства, мы имеем в виду полное соответствие и соподчинение регионального законодательства Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и общегосударственной политике.

3. Для понимания теоретико-методологических основ политико-правового статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации необходимо рассмотреть проблему государственной самостоятельности республики в контексте феномена государственного «суверенитета» .

Понятие «суверенитет» характеризует государство.

Суверенитет связан с волей народов, нации, имеет точное содержание, источники и рамки применения. При раскрытии содержания государственного суверенитета дается ответ на вопрос, что означает независимое, суверенное государство, а при анализе формы суверенитета исследуется то, кому, каким органам власти и управления юридически и фактически принадлежит право осуществления независимой деятельности государства.

В Конституции России категория «суверенитет», закрепленная в понятиях народного и государственного суверенитета, является одной из несущих конструкций при определении конституционного строя России.

Суверенитет народа — это юридическое и фактическое обладание народом всей государственной властью в той мере, в какой народ выступает ее единственным источником и носителем. Поскольку народ является носителем и обладателем суверенитета, постольку и принадлежащая ему (народу) государственная власть является суверенной государственной властью. Суверенитет народа обосновывает, обеспечивает суверенитет государственной власти. Если народ утрачивает свой суверенитет, то и его государственная власть утрачивает суверенный характер.

Государственность, государственная самостоятельность Республики Башкортостан, как и всех субъектов Российской Федерации, должна укрепляться при соблюдении следующих условий (принципов):

— в рамках Конституции и законов Российской Федерации;

— сохранении территориальной целостности Российской Федерации;

— учета многонационального состава населения Республики Башкортостан и вместе с тем наличия на ее территории республикообразующей нации;

4. Республика Башкортостан — это субъект Российской Федерации. С учетом теории и мировой практики федерализма можно говорить о государственности, государственной самостоятельности Республики Башкортостан как субъекта федерации, как части единого государства с соответствующими статусу республики признаками, чертами, институтами государственности. Речь идет о таких классических характеристиках государственности, как наличие собственной территории, Конституции, государственной символики, государственных структур публичной власти, налоговой и бюджетной системы, прерогатив на самостоятельное решение проблем, касающихся региона с соответствующей мерой государственной ответственности. Под политико-правовым, государственным статусом Республики Башкортостан следует понимать систему предусмотренных законодательством прав и обязанностей данного государственного образования, совокупность его политико-правовых основ, необходимых для осуществления властных полномочий.

5. Сегодня в Республике Башкортостан исходят из того, что единое правовое пространство является одним из главных условий существования любого государства. Необходимо соблюдение таких единых принципов, как общие для всех государственные органы, принимающие единые для всех законы и правила, регулирование общественных отношений на основе этих законов, общая территория, границы и гражданство. Без всего этого трудно представить себе любое государство.

Вместе с тем очевидно, что республики в составе Российской Федерации являются также своеобразными государствами. Таково определение республик в Конституции Российской Федерации.

Современные политико-правовые основы государственного статуса Республики Башкортостан составляют: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Конституция и законы Республики Башкортостан, Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, а также другие документы.

6. Развитие современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан идет в направлении прежде всего становления самостоятельной системы законодательства Республики. Сейчас в Республике Башкортостан действует 16 кодексов и более 380 законов, большое число указов Президента и постановлений Правительства.

7. Важный аспект развития современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан — развитие законодательства республики по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Сегодня большинство принятых федеральных законов, касающихся проблем совместного ведения, не оставляет места для дальнейшего регулирования их субъектами Российской Федерации с учетом национальных, исторических, демографических, территориальных, экономических, религиозных и иных особенностей.

Нам кажется, что необходимо сократить число вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения. Было бы целесообразно, если в федеральной Конституции перечислить только предметы ведения и полномочия самой Российской Федерации, предоставив решение остальных вопросов субъектам Федерации. Это вполне соответствует нормам международного права. Во многих демократических странах с федеративным устройством разделение предметов ведения осуществляется именно так.

8. Существенной гранью современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан являются ее договорные отношения с Российской Федерацией, имеющие политико-правовую природу.

Наличие договоров между Федеральным центром и субъектами представляется оправданным, поскольку все многообразие внутригосударственных отношений невозможно прописать в Основном законе страны. Тем более, что ч. З ст. 11 Конституции Российской Федерации подтверждает право субъектов Российской Федерации на заключение с федеральным Центром двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. На наш взгляд, необходимо вести работу по приведению в соответствие с Основным Законом Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов уже заключенные договора и не допускать их нарушений.

Необходимость подписания двусторонних договоров федерального центра с субъектами Российской Федерации вызвана серьезными объективными причинами и факторами. Среди них это, прежде всего, то, что ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не могут учесть особенности и разнообразие 89-ти субъектов Российской Федерации, которые, как известно, кроме различий в государственно-правовом статусе, серьезно отличаются по национально-этническому составу, территории, уровню социально-экономического развития, климатическим и иным особенностям. В этих условиях важно соблюсти баланс, разумные пределы договорных отношений, постараться не переходить грани, за которыми наступает неконституционность подобных отношений и договоров их оформляющих.

На основе проведенного исследования можно сформулировать ряд предложений и практических рекомендаций:

1. Республике Башкортостан инициировать и поддержать в тех субъектах Федерации, в которых компактно проживают башкиры, разработку региональных программ культурного и языкового общения башкир, проживающих на данных территориях, силами Федерального Центра, самих субъектов Российской Федерации и Республики Башкортостан.

2. В ближайшее время решить вопрос оказания государственного содействия сохранению культуры народов России. В связи с этим разработать и принять законы об охране культурно-исторического наследия народов России.

3. Совершенствовать информационную систему России с учетом национальных особенностей страны. Важно расширить объем вещания радио и телевидения на языках народов России. Есть также потребность в открытии специального канала (или через каналы «Культура», ОРТ) на Центральном телевидении, где были бы представлены история и культура народов России.

4. Разграничить компетенцию федеральной и региональной власти, исключить из Конституции Российской Федерации предметы совместного ведения. Целесообразно в Конституции Российской Федерации перечислить только предметы ведения и полномочия Федерации, предоставив решение остальных вопросов самим субъектам Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация о государственном суверенитете Башкирский СоветскийСоциалистический Республики // Вечерняя Уфа. Уфа 12 октября 1990 г.
  2. Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации1990 года. М.1990 г. Юс.
  3. Договор о разграничении предметов ведения и делегированииполномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. Уфа. 1994 г. 12 с.
  4. Конституция Германии 1949 года // Федеративная РеспубликаГермания: конституция и законодательные акты М. «Прогресс». 1991 г. 472 с.
  5. Конституция Республики Башкортостан 1993 года, с изменениями идополнениями от 3 ноября 2000 г. Уфа.2001 г. 24 с.
  6. Конституция Республики Башкортостан 1993 года.Уфа.1994 г. 15 с.
  7. Конституция Российской Федерации 1993 года. М.1998 г.
  8. Конституция США. // Соединенные штаты Америки: конституция изаконодательные акты М. «Прогресс». 1993 г. 763 с.
  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах 1966 года // Международные акты о правах человека М.1998 г. 572 с.
  10. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года// Международные акты о правах человека М.1998 г.
  11. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международныеакты о правах человека М. 1998 г. 572 с.
  12. Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М., Мысль, 1991.97 с.
  13. Р. Г. Заговор против нации: национальное инационалистическое в судьбах народов. — СП б., Лениздат, 1992. 19 с.
  14. Р. Г. Федерализм в истории России. — М., Республика, 1993., вЗ-хкн., 350
  15. Р. Г. Власть и совесть. М., 1994. 308 с.
  16. Р. Г. Принципы национальной политики. — М. 1994. 202 с.
  17. Р. Г. Малочисленные народы России: государственноправовые механизмы защиты и развития. М. 1999. 56с.
  18. Р. Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникамбезнациональности. М. 1999. 31с.
  19. Р. Г. Национальный вопрос и государственноеустройство России. М.2000. 656с.
  20. В. П. Социалистическая ориентация развития иреволюционная демократия. — Киев, 1977., с. 115
  21. Е. П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятияличности. — М. 1988., с.230
  22. Г. Б. Жан Боден — основоположник концепциигосударственного суверенитета. — М., 1990., с. 154
  23. А. Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. Махачкала, 1992., с.97
  24. Г. В. Буржуазный федерализм. Киев, 1962., с. 135
  25. Алексеев Государство и право. — М., 1993., с.356
  26. Анализ тенденций развития регионов России в 1991- 1996 г. г. /Политическая ориентация населения регионов России. — М., 1997., с.289
  27. Аристотель, соч. в 4-х томах., — М: 1983. Т.2, с.687
  28. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., Наука, 1989. с.264
  29. Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизнинародов СССР. — М., Мысль, 1987., с.214
  30. Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С, Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., Наука, 1984., с.271
  31. К. Маркса и Ф. Энгельса. 1935., Т. 4, с.615
  32. В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальнаякультура: (Методол. пробл.) / РАН. Ин-т философии. — М., 1996., с.70
  33. В. И. Национальный вопрос в борьбе идей. — М., 1982., с.267
  34. О. Национальный вопрос и социал-демократия. — М., 1909., с.309
  35. Башкортостан. Краткая энциклопедия 1996 г.
  36. Башкортостан и башкиры в зеркале статистики. Уфа. 1995.180с.
  37. Беджанов. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе ипути их решения. Майкоп. Издательско-полиграфическое объединение «Адыгея». 1997. 440с.
  38. Н. Философия неравенства. — М., 1995., с.288
  39. Н. Судьба России. — М., 1995., с.256
  40. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М., 1998., с.254
  41. В.И. Методологические принципы концепцииклассического марксизма. Уфа, 1997.
  42. К., Ружинская Т., Степанова Т. Политическое будущееРоссии в свете тенденций этнонационального развития. — М., МГИМО., 1996., 117
  43. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, Спб., 1901., с.667
  44. Ю. В. Очерки теории этноса. — М., Наука, 1983. с.370
  45. Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973., с.430
  46. И. Население мира: Этнодемографический справочник. — М., Наука, 1986., с.615
  47. Н. Размышления о национальности. Новосибирск. 1991., С.175
  48. Т.Ю. Культура народов России. М. 2001. 128с.
  49. А. Суверенитет — 50 50: опыт словаря нового мышления. М., 1989., 250
  50. Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение.Уфа. 1994. 164 с.
  51. Д. Ж. Общественная мысль в Республике Башкортостан в 90-егоды X X века. Уфа. БашГУ. 2002. 48с.
  52. Д. Ж., Файзуллин Ф. С, Садыков Ф. Б. Межнациональныеотношения сегодня. Ростов-на-Дону, 1993. 70 с.
  53. П. Этнический радикализм. Причины и следствиянасильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств. — М., PfflMOH. 1990., с.87
  54. A.A. Философское постановление идеи нации. Уфа, 1998.124с.
  55. A.A. Философия национального становления. Уфа, 2002. 124с.58.80-я годовщина подписания Соглашения о Советской Автономии Башкирии// Сборник материалов. Уфа. Издательство Башкортостан. 1990. 80с.
  56. Р. В. И. Ленин о суверенитете союзных республик. Минск.1969., 190
  57. Г. Т. Преодоление межнациональных конфликтов игармонизация межнациональных отношений (Проблемы социальных технологий). Уфа. 1997. 327с.
  58. P.A. Население Республики Башкортостан: тенденции иособенности развития на пороге нового тысячилетия. Уфа. БАГСУ. 1998. 204с.
  59. . Г. Октябрьская революция и национально-освободительноедвижение. — М., 1967. 84с.
  60. Гегемонизм: с эпохой в конфликте. — М., 1982., с.248
  61. Государство, право и межнациональные отношения в странах западнойдемократии. — М., 1993., с.278
  62. Государственный суверенитет Республики Башкортостан: проблемыстановления и углубления. Уфа. БАГСУ. 1995. 93с.
  63. Г. О праве войны и мира. — Н.: Ладомир, 1994., с.867
  64. В. Язык и философия культуры. М., 1985., с. 457.
  65. Ф.Х. У истоков борьбы за суверенитет Башкортостана. Уфа. Издательство «Китап». 1997. 232с.
  66. Л. Н. От Руси к России. — М., 1992., с.335
  67. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., Гидрометеоиздат, 1994., 637
  68. Н. Я. Россия и Европа. М., 1991., с.513
  69. Джунусов М, Методологическое введение к изучению социальнополитических и межнациональных конфликтов. — М, 1991. 240с.
  70. M. Суверенитет: Терминологизация идетерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. М. 1997. 39с.
  71. М. Национализм. Словарь-справочник. М. 1998. 285с.
  72. Н. А. Избранные философские произведения. Собр. соч. в2- X томах. — М., 1948. 480с.
  73. Л.А. Конституционное законодательство России иРеспублики Башкортостан. Уфа, БАГСУ, 2002. 70с.
  74. Л.А. Президент Республики Башкортостан: правовойстатус. Уфа. БАГСУ. 2002. 70с.
  75. В. Суверенитет в советском государственном пространстве.М., 1948., 138
  76. А. А. Теория и методика прокурорского надзора засоответствием законам правовых актов, издаваемыми представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Дисс. канд.юр. наук. — М., 1999., 186
  77. Л. М. Духовная общность народов СССР: историкосоциологический очерк межнациональных отношений. — М., 1981., с.269
  78. Л. М. Штрихи национального самосознания. Русские. Этносоциологические очерки. — М., 1992., с. 178
  79. C.B. Понятие и генезис гражданских (личных) прав и сободучеловека. Уфа, 2001.
  80. Еникеев 3. И. Государственный суверенитет Республики Башкортостан (Проблемы становления и углубления). Уфа, 1995. 302с.
  81. З.И. Правовой статус Башкортостана в составе России. Уфа,"Гилем". 2002. 374с.
  82. З.И. История государства и права Республики Башкортостан1Х-ХУ11 вв. Уфа, БАГСУ, 1998. 140с.
  83. З.И. История государства и права Башкортостана сдревнейших времен до начала X X века// Курс лекций. Уфа. БАГСУ. 2000. 128с.
  84. Законы Республики Башкортостан// Сборник. Уфа. 1999. 291с.
  85. Законы Российской империи о башкирах. Уфа. Издательство «Китай».1999. 368с.
  86. Запад: новые измерения национальной и международной безопасности.-Новгород, 1997., с. 160
  87. Д. Л. Национально — государственное устройствоСССР. М., 1977., 248
  88. И.Г. Язык и политика в многонациональном государстве.Политические очерки. Уфа. Издательство «Китай». 2000. 270с.
  89. И.Г. Языковые права народов в Европейском измерении: опытгосударств-членов ОБСЕ. Уфа. Издательство «Гилем». 2002. 227с.
  90. И. А. Путь духовного обновления. М., 1992., с.246
  91. Р. И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. Уфа, 1997.
  92. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовыхучений России Х1-ХХ вв. М. 1995. 380с.
  93. История политических учений. — М., 1955., с.450
  94. СЮ. Конституция Республики Башкортостан. Учебноепособие. Уфа, БАГСУ, 1999. 89с.
  95. СФ. Автономия Башкортостана. Уфа, 1997.
  96. В. О. Курс русской истории. Собр. Соч. в 9-ти томах. Т.2.М., 1982., 447
  97. Козинг Альфред. Нация в истории и современности. — М., 1978., с. 180
  98. В. И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор.М., Финансы и статистика. 1982., с.570
  99. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образжизни. -М., 1998. 18с.
  100. Конституция Республики Адыгея. Майкоп. 1995. 112с.
  101. Конституция Республики Башкортостан. История. Теория. Практика//Материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа. БАГСУ. 1999. 304с.
  102. Концепция государственной программы «Народы Башкортостана"(Проект)// Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. Уфа. 1997. 189с.
  103. Краткий политический словарь. — М., Политиздат, 1989., с.623
  104. Краткий этнологический словарь. — М., Виттан, 1994., с. 103
  105. . Федеративное устройство: реализация Конституции РФ.-М., 1995, с. 264 ПО. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 208с.
  106. Р.Г. Патернализм и этническая мобилизация в развитиенародов России (Модель Башкортостана) М. 1998. 324с.
  107. Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. М. 1999.376с.
  108. М.М. 3. Валидов и образование БашкирскойАвтономной Советской Республики (1917 — 1920гг.). Уфа. Издательство „Китай“. 1992. 160с.
  109. М.М. У истоков суверенной республики. Уфа. 1997.61с.
  110. Кульшарипов М. М, Башкирское национальное движение. Уфа. Издательство „Китап“. 2000. 364с.
  111. М.М. Трагическая демография. Уфа. Издательство"Китап». 2002. 24с.
  112. К.Т. Федеративная организация Российского государства.М. 2000. 172с.
  113. П. И. Этнические территории и этнические границы. — М., 1951., с.357
  114. Д. Б. Основные проблемы современного международногоправа. М., 1958., с.340
  115. И. Д. Суверенитет. — М., 1948., с.320
  116. В. И. К вопросу о нациях или об автономизации. ПСС. Т.45.М., 1976.
  117. В. И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС.Т. 24.-м., 1976. 80с.
  118. А. И. Советский федерализм. — М. 1977., с.359
  119. А. И., Ким А. П., Мишин Н. Г., Романов П. И. Курссоветского государственного права. — М., 1962. 420с.
  120. Д. Заметки о русском. М., 1981. 30с.
  121. Л. Ш., Райзберг Б. А. Конституция Российской Федерациис комментариями для изучения и понимания. — М., 2000. 360с.
  122. К., Энгельс Ф. Собр. соч.- М., 1978. 402с.
  123. Ш. X. Проблема национальной автономии курдского народа вИракской Республике. — Ереван, 1977. 88с.
  124. A.A. Канадский федерализм: теория и практика. М. 1998.222с.
  125. Международные акты о правах человека. — М., 1998., с.753
  126. Межличностное общение в коллективе как этническая проблема. — М., 1988., 346
  127. Межнациональные отношения. Термины и определения: Словарьсправочник. — Киев, 1991. 230с.
  128. Межнациональные отношения сегодня// Сборник. Ростов-на-Дону.1993. 116с.
  129. Дж. Стюарт. Представительное правление. Спб. 1907.
  130. Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906 — 1917.Уфа. Издательство «Китай». 1998. 384с.
  131. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., Советская энциклопедия, 1988. 490с.
  132. Научные основы управления экономическим и социальным развитиемРеспублики Башкортостан в условиях перехода к рыночным отношениям. Уфа. Издательство «Гилем». 1998. 328с.
  133. Национальная доктрина России. (Проблемы и приоритеты). — М., 1994., 501
  134. Национальная политика в Российской Федерации. Материалымеждународной научно- практической конференции. — М., 1993., с. 178
  135. Национальная проблема: пути решения// Сборник. г. Ижевск. 1997.165с.
  136. Национально- государственные интересы в системе международныхотношений нового типа. — М., 1987. 230с.
  137. Национально- культурные автономии и объединения. — М., 1995. 48с.
  138. Национальные отношения в России в 1992 г. (Обзор основныхсобытий, фактов, тенденций). — М., 1993., с.81
  139. Национальные отношения в СССР на современном этапе. — Л., 1991.Сборник. 280с.
  140. Национальные отношения. Словарь. — М., 1996. 380с.
  141. Национальные процессы в СССР.- М., Наука. 1991. 202с.
  142. Национальные учреждения по правам человека. Руководство посозданию и укреплению национальных учреждений занимаюш-ихся поощрением и защитой прав человека. — Женева, ООН., 1995. 230с.
  143. Национальный состав населения Б АССР. Уфа, 1990.
  144. Ю.Н. Основы политологии. Уфа, 1996.
  145. Ю.Н. Политология. Уфа, 2000.
  146. Л. Международное право. М., 1948. 180с.
  147. Ю. М. Пространственно-временной континуум цивилизации ичеловечество. X X Всемирный философский конгресс. — Бостон, 1998. 246с.
  148. Ю. М. Социально-философские проблемы общественногоразвития на примере Южно-Азиатского субконтинента. — М., 1982. 208с.
  149. Н. И. Суверенитет: историческое развитие идеисуверенитета и ее правовое значение. Ярославль. 1903. 306с.
  150. В.П. Международное право// Учебные материалы. М. 1997.192с.
  151. Э. А. Системный подход и международные отношения.М., 1976., с.158
  152. Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994., с.128
  153. Политические партии и движения в Башкортостане: история исовременность// Материалы научно-практической конференции. Уфа. 1997. 104с.
  154. Политология: Энциклопедический словарь. — М., Изд-во Моск.коммерч. ун-та, 1993. 308с.
  155. Политология// Учебное пособие. Курс лекций. М. 2000. 333с.
  156. Послание Президента Республики Башкортостан Государственномусобранию. Уфа. 1998. 59с.
  157. В. Здоровье российской нации в критическом состоянии.Диалог. 1994. 206с.
  158. А. А. Слово и миф. М., 1989. 207с.
  159. Права человека и гражданина в Республике Башкортостан// Сборникдокументов. Уфа. 1998. 482с.
  160. Проблемы становления и развития государственности республикиБашкортостан. Уфа., 2000. 234с.
  161. М. Принцип федерализма в советском государственномправе. -Л., 1961. 306с.
  162. Разделит ли Россия участь Союза ССР? Кризис межнациональныхотношений и федеральная национальная политика. (Рук. авт. колл. В. И. Баграмов). — М., 1993., с.270
  163. Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, БГУ, 1994.
  164. Ф.М. Социалистическое обществоведение и проблемыавтономной государственности. // Актуальные проблемы развития Советской автономии в условиях формирования социалистического государства. Уфа, 1990.
  165. Ф.М. Теория государства иправа. Уфа, БГУ, 1998.
  166. Ф.М. Трудный путь к прававому государству. Уфа, 1998.
  167. Ресурсы мобилизованной этичности// Сборник. М.- 1997- Уфа. 376с.
  168. Романович — Славатинский А. Пособие для изучения русскогогосударственного права. В. 1877. 140с.
  169. Русские. Этносоциологические очерки. — М., 1992.
  170. . Ж. Об общественном договоре или принципыполитического права. М., 1938. 180с.
  171. Т.В. Социалистическое обеспечение изберательной компании.Уфа, 2002.
  172. М. Б. Единство интернациональных и национальныхинтересов в Советском многонациональном государстве. Казань. 1975. 302с.
  173. Р. М., Сунаева Г. Г. Формирование национальногосамосознания и особенности этнодемографического развития некоторых районов Башкортостана. Уфа, 1994. 180с.
  174. В.К. Конституционно-правовые основы РеспубликиБашкортостан. Уфа, 1994 г. с. 40−44.
  175. В.К. Конституционное право России. Курс лекций. Уфа, БГУ, 2001.380с.
  176. В.К. Конституция Башкортостана: история исовременность. Учебное пособие. Уфа, 1995. 1−4.
  177. В.К. Основы Российского Конституционного права. Уфа, БГУ, 2000. 50−58.
  178. В.К. Конституционное развитие Башкортостана. Уфа, 1991. 180с.
  179. Свод этнографических понятий и терминов. Социальноэкономические отношения и соционормативная культура. — М., Наука, 1993., вьш.5, 240
  180. Северный Кавказ: выбор пути национального развития.// Майкоп.1994. 270с.
  181. Н. Государственный суверенитет РеспубликиБашкортостан. Уфа, 1995. 26.
  182. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских. — М., 1996., с.205
  183. Советский энциклопедический словарь. — М., Советскаяэнциклопедия, 1989., с. 163
  184. Советское государство и право. — М. 1955. 48
  185. Современная западная социология: Словарь. — М., Политиздат, 1990., С.413
  186. В. Русская идея. М., 1988. 56
  187. Социальные последствия реформ в Башкортостане// Сборник. Уфа.2000. 225с.
  188. И.В. Сочинения. М. 1947. 487с.
  189. И. В. Марксизм и национальный вопрос. — М., 1954. 40
  190. . Г. Нация и государство в освобождаюш, ихся странах.М., 1967. 140с.
  191. М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Казань, 1998., с. ЗОЗ
  192. . А. Р. Социальные и межэтнические конфликты: особенностипрогнозирования. — Казань, 1995. 340с.
  193. Э. В. Советская федерация и национальный вопрос. — Киев, 1990. 40
  194. Технологическое управление социальными процессами// Учебноепособие. Уфа. Издательство «Ай». 1997. 294с.
  195. И.И. От социального пространства к социальномувремени: опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа. Издательство «Китай». 2002. 238с.
  196. В. А. Дилемма новой России как многоэтническогогосударства. Права человека и межнациональные отношения. — М., 1994. 180.
  197. В. А. Россия как многонациональная обш-ность и перспективамежэтнического согласия. — М., 1994. 204с.
  198. В. А. Человечество и общество глазами современныхэтнологов и антропологов. — М., 1990. 192
  199. В. А. Национальная политика в Российской Федерации. — М., Наука, 1993. 140
  200. К.Б. Политические проблемы федерализма: взаимодействиеорганов власти Российской Федерации и Республики Башкортостан. Уфа, БАГСУ, 2001.204с.
  201. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и ихотражение в массовом сознании. — М., 1996., с.232
  202. Ю.В. Права человека// Учебное пособие. М. 1997. 245с.
  203. P.A. Национальный суверенитет. М. 1963. 215с.
  204. Р. А. Самоопределение народов средней Азии имеждународное право. — М. 1969. 56.
  205. Г. И. Основы современного международного права. М., 1956.С. 50−60.
  206. P.M. Влияние общественного мнения на ценностныеориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа. 1997. 258с.
  207. P.M. Регулятивная роль общественного в сферемежнациональных отношений. Уфа, 2000. 40−56.
  208. Э. Первобытная культура. — М., Политиздат, 1989. 301.
  209. В. Л. Проблемы современных национальноосвободительных революций. -М., 1966. 44.
  210. Р. А. Неоколониализм США и слаборазвитые страныАзии. — М., 1963. 20.
  211. Р. А. Победы и трудности национальноосвободительной борьбы. — М., 1985.
  212. Ф. Социальные проблемы города. Саратов, 1981.
  213. Г. П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. 1992., Т.1. с. 351, Т.2.С.349
  214. Р.Ф. Некоторые вопросы международной правосубъектностиРеспублики Башкортостан. // Конституция Республики Башкортостан: Проблемы и перспективы. Уфа, 1998.
  215. И. П. Теоретические проблемы Советскогомногонационально государства. — М., 1973.
  216. П. А. Международные отношения. — М., 1996., с.317
  217. В. Е. Современное федеративное государство. — М.: Изд-воМНИМП, 1997., 128
  218. А. Ю. Национальные ценности и человек. — Майкоп, 1996., с. 168
  219. B.C. Национальный суверенитет. Проблемы теории иметодологии. М. 1978. 230с.
  220. П. И. Национальные отношения и права человека в России.М., ИНИОН, 1993.С.203.
  221. О. Закат Европы. — М., 1993.
  222. Энциклопедический словарь русского библиографическогоинститута. — М., с. 140−160.
  223. М. Способы воздействия идеологического высказывания.Образ человека XX века. — М., 1988. 158, 166.
  224. Этнические и этно — социальные категории: свод этнографическихпонятий и терминов. — М., ИЭА РАН, 1995. 80.
  225. Этнические конфликты в СССР. Причины, особенности. — М., 1991.С.90.
  226. Этнические стереотипы поведения. — М., Наука, 1985. 3,6,8.
  227. Этничность и власть в полиэтнических государствах. Материалымеждународной конференции. — М., 1993., с.315
  228. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. — Спб., 1995.С.148.
  229. Этничность. Социальные движения. Социальная практика: сборникстатей. — СП б., ТОО «Петрополис», 1996. 138.
  230. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — М., 1995., с.172
  231. Этнопсихологические сюжеты (из отечественного наследия.). — М., 1992. 102.
  232. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. — М., Виттан, 1996.201 с.
  233. .Х. Национально-государственное устройствоБашкортостана. Уфа. Издательство «Китай». 2002. 608с.
  234. Э. Ю. Национальная политика КПСС в действии. — Ташкент, 1979. 140, 150. Периодические издания:
  235. Н. О современном национализме. // «Философские науки», 1991, № 3.
  236. Ю. В. Национальные процессы в СССР: итоги, процессы, проблемы. // «История СССР», 1987, № 6.
  237. Г., Драгунский Д., Цымбурский В. Этнос и политическаявласть. / /" Век XX и мир", 1988, № 9.
  238. Л. Н. Заметки последнего евразийца. Наше наследие. 1991.№ 3
  239. Д. Кто спасет нас от политического фатализма? //"Дружба народов", 1991, № 6.
  240. М. Договорное право против конституционных устоевФедерации? // «Федерализм» 1998, № 4.
  241. Ф. Н. Национализм: цель или средство? // «Вестник РАН», 1997, Т. 67, № 9.
  242. В. Две грани общественного сознания: этническое инациональное. // «Международная экономика и международные отношения», 1993, № 6.
  243. В., Румянцева О. О новой Конституции РеспубликиТатарстан. // «Конституционный вестник», 1992, № 14.
  244. Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава. //"Общественные науки и современность", 1993, № 2.
  245. В. И. Национализм и этнический нигилизм. // «Свободнаямысль» 1996, № 6.
  246. Кон И. Философские проблемы национальных отношений присоциализме. // «Вопросы философии», 1988, № 9.
  247. Концепция национальных интересов: общие параметры и российскаяспецифика. // «МЭиМО», 1996, № 7, 8, 9.
  248. Концепция государственной национальной политики РоссийскойФедерации. // «Библиотечка „Российской газеты“, 1996 № 5
  249. В. В. „Воображенные“, „изобретенные“,"сконструированные» нации: метафора в науке. // «Этнографическое обозрение», 1993, № 3 .
  250. Ю. Национальные интересы: миф и реальность. «Свободнаямысль». 1996, № 3
  251. Д. О национальном характере русских. // «Вопросыфилософии», 1990, № 4.
  252. Г. И. " Общность идей" и национальное самосознание. //"МЭиМО", 1998, № 4.
  253. Г. Мировое сообщество и надгосударственность. //"МЭиМО"Д997, № 8.
  254. Национальное государство: теория, история, политическая практика.//"Полис", 1992, № 5−6.
  255. Оливье Долльфюс. Система Мир. //"МЭиМО", 1995, № 6.
  256. Ортега-и- Гассет X, Восстание масс. // «Вопросы философии» 1989.№ 4.
  257. Н. В. Что такое полиэтнизм? Территориально-этническиепритязания и конфликты на территории бывшего СССР. // «Полис», 1993, № 6.
  258. Ф. Дрекер, Лестер К. Туроу, Маршелл Голдман, Джон К. Гэлбрейт, Френсис Фукуяма. «Переосмысливая будущее» // «Свободная мысль», 1998, № 8.
  259. М. Г. Конституция будет работать на благо Башкортостана//"Советская Башкирия", 04.11.00
  260. В. Н. О практике разграничения полномочий // Думскийвестник, 1996 г., № 4
  261. Г. Этнический парадокс и стереотипы мышления. //"Родина", 1989, № 7.
  262. В. А. Дилеммы развития России. //" Этнополис", 1992, № 1.
  263. В. А. Концептуальная эволюция национальной политики вРоссии. // «Федерализм», 1996, № 6.
  264. В. А. Народы и государства. // «Коммунист», 1989, № 1.
  265. В. А. Об идее нации. // «Общественные науки», 1990, № 4.
  266. В. А. Этничность и власть в СССР. // «Советскаяэтнография», 1991, № 5.
  267. . В. А. Россия: от межэтнических конфликтов квзаимопониманию. // «Этнополис», 1995, № 1.
  268. В. А. О нации и национализме. // «Свободная мысль», 1996,№ 3.
  269. К. Б. Новый импульс в развитии законодательства //"Советская Башкирия — Известия Башкортостана, 04.11.2000
  270. Н. А. Суверенитет и его воплощение вовнутригосударственном и международном праве. // Московский журнал международного права, 1994, № 2.
  271. Т. М. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР //"Известия", 1990. 24 декабря. Зарубежные издания:
  272. Bendix, R. and Lipset, S.M. (eds). Class, Status and Power, socialstratification in a comparative perspective. N.Y.: Pre Press, 1966.
  273. Sociology. Harmondsworth: Penguin Books, 1984. P. 180.
  274. Parsons, T. The Social System. N.Y.: Free Press, 1951- Turner, B.S.Equality. Chichester: Ellis Horwood and London: Tavistock, 1986.
  275. Lipset, S.M. Social stratification, social class // International Encyclopaediaof Social Sciences, N.Y.: Crower Collier and Macmillan, 1968.
  276. Littlejohn, J. Social Stratification, an introduction. London: Merlin Books, 1972. P.48.
  277. Parsons, T. Equality and inequality in modern society, or socialstratification revisited // E.O. Laumann (ed.) Social Stratification: Research and Theory for the 70s. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Co., 1970.
  278. Weber, M. Economy and Society. 3 volumes. N.Y.: Bedminster Press, 1968.
  279. Bourdieu, P. IDistinction. A Social Critique of the Judgement of Taste.1.ndon and N.Y.: Routledge and Kegan Paul, 1986.
  280. Parkin F. Marxism and Class Theory, a bourgeois critique. London: Tavistock, 1979- Parkin F. Max Weber. Chichester: Ellis Horwood and 1. ndon: Tavistock, 1982.
  281. Lipset, S.M. Social stratification, social class // International Encyclopaediaof Social Sciences, N.Y.: Crower Collier and Macmillan, 1968.P.302.
  282. Collins, R. Conflict Sociology, Toward an Explanatory Science. N.Y.:Academic Press, 1975.
  283. Blau, P.M. and Duncan, O.D. The American Occupational Structure. N.Y.:John Wiley, 1967.
  284. Gordon, M.M. Social Class in American Sociology. N.Y.: McGraw-Hill, 1950.
  285. Rinehart, J.W. Affluece and the embourgeoisement of the working class: acritical look // Social Problems. 1971. Vol. 19.
  286. Beetham D. Max Weber and the Theory of Modem Politics. — Lnd.,
  287. Kohn H. Prelude to Nation. — Princeton, 1967.
  288. Morgenthau H. Politics among nations. — N. Y., 1952.
  289. Shafer S. Nationahsm: myth and reality.- N. Y., 1955.
  290. Smith A. The Ethnic of Nations.- Oxford, 1986.
Заполнить форму текущей работой