Стадии развития угрозы национальной безопасности
Угроза — реальная возможность нанесения ущерба интересам личности, общества, государства. Угроза существенно затрагивает национальные интересы. Незначительный ущерб какому-либо человеку (за исключением тех случаев, когда опасность ущерба конкретному человеку может снизить жизнеспособность нации в целом, например, главе государства) может быть признан несущественным перед нацией в целом. В таких… Читать ещё >
Стадии развития угрозы национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку угрозы национальной безопасности представляют собой совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам, они проходят основные стадии своего развития.
Такими стадиями, как правило, являются:
- 1) стадия формирования угрозы;
- 2) стадия реализация угрозы, т. е. реальное нанесение ущерба объекту безопасности источником угрозы;
- 3) стадия развития последствий нанесения ущерба.
Угроза как единство враждебности, способности и готовности (намерения) субъекта опасности причинить ущерб объекту носит неоднозначный характер. Здесь также по-разному проявляется уровень «зрелости» интегрирования данных аспектов, на основе чего можно выделять состояния (уровни) угрозы (малый, средний, высокий).
На практике перерастание опасностей в угрозы всегда имеет возможность обратного перехода угроз в опасности. При накоплении соответствующего комплекса изменений (снижение уровня риска, утрата субъектом уровня способности нанести ущерб, достижение между сторонами определенного компромисса и др.) явная угроза может обратно трансформироваться в опасность. При этом возвратный процесс не разрешает проблемы противодействия угрозе, а лишь откладывает их решение на будущее, к чему должны быть готовы субъекты обеспечения национальной безопасности.
Следует также иметь в виду, что внутренние угрозы во многом способствуют порождению внешних угроз национальной безопасности, так как подрывают, ослабляют государство и провоцируют внешние агрессивные силы, находящиеся в стадии потенциальной опасности. В свою очередь, внешние угрозы способны возбудить, катализировать внутренние опасности и способствовать их превращению во внутренние угрозы. Так, например, исламский фундаментализм, ваххабизм стали внутренней угрозой России в связи с активной поддержкой их со стороны исламского фундаментализма других стран.
В соответствии с величиной ущерба выделяются следующие явления:
- • риск;
- • вызов;
пз.
- • опасность;
- • угроза.
Риск — существование или возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки противодействия реализации национальных интересов.
Вызов — конкретное противодействие реализации национальных интересов в различных формах. В. Л. Манилов считает, что опасность — это вполне осознаваемая, но не фатальная возможность нанесения вреда, имущественного (материального), морального (духовного) или физического ущерба личности, обществу и государству[1].
Угроза — реальная возможность нанесения ущерба интересам личности, общества, государства. Угроза существенно затрагивает национальные интересы. Незначительный ущерб какому-либо человеку (за исключением тех случаев, когда опасность ущерба конкретному человеку может снизить жизнеспособность нации в целом, например, главе государства) может быть признан несущественным перед нацией в целом. В таких случаях защиту национальных интересов осуществляют правоохранительные органы.
Раскрытию содержания угроз национальной безопасности способствует изучение источников угроз. Источником любого движения, развития является противоречие в различных сферах жизни, причем в каждой из сфер любое противоречие имеет внутренний и внешний характер. Кроме того, противоречия не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим, так как они меняют свое содержание и направленность развития под воздействием внутренних и внешних факторов.
Можно выделить две основные группы источников угроз:
- — природные процессы, которые не зависят от деятельности людей;
- — процессы, происходящие в социальной жизни (социальные противоречия, неправомерная деятельность субъектов общественных отношений и др.).
Существуют другие основания классификации источников угроз (внешние и внутренние по территориальной сфере их нахождения).
Таким образом, угроза всегда носит предметный характер. Она конкретна, наполнена определенным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания приобретает конкретную правовую характеристику. Эта характеристика зафиксирована в законодательстве (например, в Федеральном законе «О противодействии коррупции»). Именно такой подход к изучению процессов зарождения и затухания противоречий позволяет законодателю своевременно вносить изменения в нормативные правовые акты в соответствии с возникающими или исчезающими угрозами национальной безопасности.
- [1] См.: Манилов В. Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль.1996. № 1. С. 7—17.