План преподавания.
Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия
![Реферат: План преподавания. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия](https://westud.ru/work/6432036/cover.png)
В этом чтении хронологический порядок должен, разумеется, совершенно отсутствовать, так как материал чтения необходимо сообразовать с уровнем развития и с индивидуальными вкусами, интересами и желаниями учащихся. Умелый выбор рекомендуемых для чтения произведений — дело такта учителя, особенно в младших классах, ученики же старшего возраста сами сумеют предъявлять свои духовные запросы и тем… Читать ещё >
План преподавания. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая мысль, изложенная здесь, диктует следующие практические указания.
Посещение уроков словесности должно быть объявлено необязательным, и всякие испытания по литературе отменяются.
Отменяется преподавание так называемой «теории литературы»; занятия по литературе ограничиваются единственно чтением поэтических произведений.
Историко-литературный метод изгоняется из школы как метод самостоятельный и применяется только попутно и частично, как вспомогательное средство. Изучается не эволюция русской литературы в хронологическом порядке от «Поучения» Владимира Мономаха до Бальмонта и Блока: мы ее не знаем; а те немногие соображения о ней, какие нам под силу, должны попутно лишь намечаться. Изучается даже не целое творчество поэта: такое обобщение возможно лишь в конце долгого и внимательного чтения его отдельных произведений. Вовсе не изучаются самостоятельно ни биография поэта, ни обстановка его творчества, а только читаются отдельные художественные произведения.
Круг чтения должен обнимать только художественную литературу, т. е. устное народное творчество и искусственную поэзию, весь же остальной материал, ныне засоряющий преподавание словесности, как «летописец» и «домострой», Радищев и Белинский, должен быть устранен, как относящийся совсем к другой сфере духа.
В этом чтении хронологический порядок должен, разумеется, совершенно отсутствовать, так как материал чтения необходимо сообразовать с уровнем развития и с индивидуальными вкусами, интересами и желаниями учащихся. Умелый выбор рекомендуемых для чтения произведений — дело такта учителя, особенно в младших классах, ученики же старшего возраста сами сумеют предъявлять свои духовные запросы и тем наводить учителя на соответственный выбор книг.
Из учебной книги должна быть безусловно изгнана всякая аналитика, т. е. разбор как целого творчества, так и отдельных произведений. Она должна носить строго фактический, осведомительный характер. В учебнике было бы как раз удобно сохранить безопасный при этом условии хронологический порядок изложения, с теми минимальными фактическими указаниями на преемственность литературных явлений. Точно так же уместно в учебнике расположение материала (для искусственной поэзии) по авторам, приблизительно в таком порядке:
Биография писателя, с попутным указанием времени и условий возникновения его главных произведений.
Затем непременно — что теперь отсутствует и что необходимо должно присутствовать в учебнике, для того, чтобы учащийся мог ориентироваться в критической литературе, — строго объективная история рецепции данного писателя в ее важнейших этапах, т. е. сводка суждений о нем виднейших критиков.
И наконец, обстоятельная и систематическая библиография о нем.
В общем, не более как справочная книга, только изложенная в связной, повествовательной форме. Разумеется, учебник должен лежать под рукой ученика без употребления до нужды, до свободного желания заглянуть в него или до указания учителя.
Наряду с учебниками должны быть созданы комментированные издания всех читаемых в школе художественных произведений. Каждая книжка должна содержать: чистый текст произведения или цикла их (например, «былины» или «лирика Пушкина») и после него реальный комментарий, о котором выше была речь.
Наконец, школьная библиотека должна быть широко снабжена важнейшими книгами по истории литературы, общественной мысли и критики, для того чтобы учащийся, по указаниям учителя или по справке в учебнике, соответствующим чтением углублял свой интерес и свое понимание, один в эстетическом, другой в философском, третий в социально-психологическом направлении, как кому захочется.
Гершензон М. Видение поэта — М.: Госиздат, 1919. — С. 41—50.