Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы отбора и систематизации учебного материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устно-речевое рассуждение и доказательство — это рассмотрение или обоснование какого-либо специального вопроса, научной проблемы, развитие заданной темы. Высказываемые по поводу каких-либо фактов, явлений, положений суждения сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основании чего делаются определенные заключения и выводы. Они отражают размышления, пояснения… Читать ещё >

Принципы отбора и систематизации учебного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось, коммуникативно-деятельностный подход предполагает ориентацию обучения на овладение языком как средством общения. При обучении устному научному монологу, следовательно, необходимо формировать умения учащихся в тех видах речи, которые характерны для их профессиональной сферы: научные сообщения, выступления, доклады, полемические и дискуссионные замечания. В период обучения в вузе владение языком специальности в форме монологического высказывания необходимо студентам для выступлений на семинарских занятиях, ответов при сдаче зачетов и экзаменов.

Формирование умений говорения на материале языка специальности является сложной задачей, так как трудность для иностранных учащихся представляет как содержание высказывания (информация), так и оформление высказывания.

Процесс обучения монологическому высказыванию направлен, во-первых, на формирование навыков и умений оперирования языковым материалом на основе письменного или звучащего текста и его воспроизведения с разной степенью полноты (умения сжимать/разворачивать содержание сообщения, переформулировать, обобщать, выделять важное и второстепенное и т. д.) и, во-вторых, на формирование навыков и умений продуцирования на основе самостоятельно составленного логико-смыслового плана или результатов собственных исследований. При этом необходимо отметить, что формирование как навыков репродуцирования, так и активного самостоятельного говорения может осуществляться параллельно с использованием учебного текстового материала различной степени сложности. Определение и выбор учебного лексико-грамматического и текстового материала представляет собой достаточно важную задачу.

Систематизация учебного материала должна отражать прежде всего коммуникативные потребности учащихся в профессиональной сфере. Что касается выбора единиц обучения, то вслед за В. Л. Скалкиным[1] мы полагаем, что минимальной структурной единицей монологической речи является преимущественно полное многосоставное предложение (хотя могут встречаться и эллиптические предложения и отдельные слова, заменяющие целые фразы). Следовательно, наименьшей самостоятельной единицей монологической речи будем считать предложение, которое отражает как категорию мышления — законченную мысль, так и категорию логики — суждение.

Принимая за основу классификации коммуникативный качественносмысловой критерий, можно выделить:

  • — фрагментарное высказывание (4—6 полных предложений), оно может также включаться в диалог, это может быть пространный ответ на вопрос, краткое изложение своего мнения по обсуждаемой проблеме, краткая информация;
  • — монологическое единство (7—12 полных предложений) —достаточно развернутое пространное монологическое высказывание, рассказ о каком-либо событии;
  • — выступление (13—20 полных предложений) — пространное монологическое высказывание, позволяющее подробно осветить одну тему или вопрос;
  • — доклад (свыше 20 предложений) — очень пространное высказывание (подготовленное или являющееся изложением объемного текста), позволяющее подробно осветить ряд вопросов.

Таким образом, в основу градации трудностей при обучении монологу кладется не просто отрезок речи, а протяженность связного высказывания, понимаемого как целостный речевой акт[2]. Еще раз подчеркнем, что ведущим принципом обучения монологическому высказыванию является коммуникативная направленность, которую следует понимать как ориентированность на общение.

Коммуникативной направленностью обучения определяется также выбор в учебных целях текстов, относящихся к различным функционально-смысловым типам (описание, повествование, рассуждение, доказательство и др. (см. гл. I, § 1)).

Устно-речевое описание — это по возможности точное словесное изображение предмета, действия, процесса или состояния по их существенным признакам. Различают описание предметов и описание действий, процессов. Описания строятся по законам параллелизма с использованием приемов сравнения, аналогии, противопоставления. Отсюда наличие конкретной лексики, номинативно-атрибутивных типов лексических единиц, однотипных глагольных форм, параллельный характер связи предложений.

Для устного рассказа (повествования) характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Одно суждение в рассказе нанизывается на другое, дополняет, развивает его, давая начало следующему; материал излагается по ближайшим смысловым связям в данной конкретной ситуации, а последовательность определяется фактическим ходом событий. Для указанной речевой продукции типичны: конструкции обстоятельственного характера, выражающие время, место, цель и т. п.; глаголы, передающие динамизм повествования; цепочечная связь предложений, оформленная соотношением временных форм глаголов, порядком следования предложений и слов, союзами и союзными словами, лексическими повторами и т. п.

Устно-речевое рассуждение и доказательство — это рассмотрение или обоснование какого-либо специального вопроса, научной проблемы, развитие заданной темы. Высказываемые по поводу каких-либо фактов, явлений, положений суждения сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основании чего делаются определенные заключения и выводы. Они отражают размышления, пояснения, комментарии и строятся по следующей схеме: тезис (или представление темы) —> объяснение —> подтверждение фактами —> иллюстрация —> вывод. Характерными чертами данного типа монологических произведений устной речи являются: обилие причинно-следственных и условно-уступительных конструкций, наличие абстрактной лексики, многообразие средств связи и их повторяемость (вводные слова и словосочетания, а также целые предложения, создающие определенную пространственно-временную канву).

Наиболее типичен для устного научного общения монолог-сообщение, цель которого заключается в передаче суммы знаний или результатов исследований, относящихся к определенным областям, и в их объяснении (комментарии).

Как уже отмечалось выше (гл. I, § 1), функционально-смысловые типы речи в текстах большого объема встречаются не в «чистом виде», а в различных комбинациях. В методической литературе в процессе обучения рекомендуется идти от простого к сложному, соответственно, при выборе текстов для воспроизведения и порождения следует идти от «чистых типов» к «смешанным», от описательных текстов (описания, сообщения, определения) к аргументативным (объяснению, рассуждению, доказательству).

По мнению большинства методистов, «начинать обучение построению устного высказывания на научные темы с описаний целесообразно потому, что они наиболее легки и прозрачны по своему структурно-смысловому языковому оформлению, по композиции, и потому, что эта последовательность согласуется с логикой научного познания, которое обычно строится от описания внешних и сущностных характеристик предмета или явления к обоснованию изменений… аргументации закономерностей… В текстах данная иерархия сложности реализуется в общем плане, при движении от учебников, руководств, справочников к статьям в научных журналах и сборниках и от них — к монографиям»[3].

  • [1] Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию (на материале английского языка). Киев, 1983. С. 15.
  • [2] Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию (на материале английского языка). С. 20.
  • [3] Мете Н. А., Митрофанова О. Д., Одинцова О. Д. Структура научного текста и обучение монологической речи. С. 105—106.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой