Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Авторская позиция в романах Джона Гарднера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джон Гарднер никогда не изменял своим творческим принципам, потому что всегда оставался верен своему главному кредо: «художник — это человек, честный по профессии Внимательно всматриваясь в окружающее, не закрывая глаза на противоречивость и многоликость сегодняшней Америки и самих американцев, живущих в сложном мире, писатель выделяет в жизни героев или предлагает им как возможный выбор… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр,
  • Глава I. Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера «/ на материале книги «О нравственной литературе «, литературно — критических статей и интервью «/
  • Глава II. Авторская позиция в ранних романах Джона Гарднера «
  • Глава III. Авторская позиция в романах Джона Гарднера
  • 1972 — IS82 годов «

Авторская позиция в романах Джона Гарднера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Джона Чемшшна Гарднера / John Gardner Champlint 1933 — 1982 / - несомненно значительное и интересное явление в литературной жизни США. 60 -х — 70 -х годов XX века. Творчество Джона Гарднера многогранно и разнообразно, как многогранен был и круг интересов этого талантливого, обладающего огромной работоспособностью человека.

Когда в США в 1980 году вышел первый библиографический указат тель работ Джона Гарднера, то даже хорошо знакомые с его творчеством критики и читатели были поражены сделанным писателем за 18 лет / первая печатная работа Гарднера «Литературные формы «- т^е Forms of Piction «- вышла в 1962 году /. Это и получившие широкое признание работы по медиевистике, каждая из которых — серьёзное исследование, требующее не только широкой эрудиции и мастерства владения словом, но и кропотливого, вдумчивого прочтения, а зачастую и перевода на современный английский язык малоизученных средневековых текстов / «Истолкование Уэкфиддского цикла «Истолкование христианской поэзии, созданной на древнеанглийском языке «/. Это и две фундаментальные работы Гарднера о Джеффри Чосере, в которых Гарднер не только критически осмысливает созданное о Чосере до него, но и вырабатывает принципиально новый подход к изучению эпохи и произведений своего любимого писателя средневековья. Это и девять романов писателя, по два сборника рассказов и стихов, четыре сборника причудливых сказок для детей, поэма гекзаметрами «Ясон и Медея «, пьеса, либретто четырёх опер и поистине титанический труд Гарднера — критика: книга «0 нравственной литературе около 100 рецензий, обзоров и статей, более 100 интервью 2 и выступлений на литературные темы .

Сам Гарднер считал наиболее важной именно свою деятельность критика, гублициста, учителя и помощника молодых писателей. И отнимавшее столько времени и энергии руководство программой обучения писательскому мастерству в университете «Суни и редактирование, по шутливому замечанию самого Гарднера в самый разгар шабаша тёмных сил — с двух до четырёх часов ночи — издававшегося только на его личные, кстати, далеко не резиновые, доходы журнала «МСС «для публикации произведений писателей — дебютантов было необходимо для Гарднера — писателя и для Гарднера — человека, поставившего перед собой серьёзную задачу: «Повернуть роман в в новом напралении или, вернее, заставить его вспомнить о напр&вя (c)з нии старом попытаться вернуть литературе утраченное ею в современный период американской истории нравственное, моральное качество, которое должно помочь человеку в борьбе против собственных страхов и сомнений.

Темой настоящего диссертационного исследования стала наиболее значительная и интересная часть огромного гарднеровского наследия — творчество Гарднера — романиста, романы которого — необычайно интересный материал для литературоведческого анализа, ведь в них как в призме преломляются многие характерные явления литературы США послевоенного периода. Материал гарднеровских рассказов привлекается лишь в тех случаях, когда в них намечен исток какой-нибудь темы, образа или характера, далее разрабатываемый Гарднером в романе, или же, наоборот, дано их продолжение или иное освещение, разъясняющее авторскую позицию в этом вопросе.

При анализе романов основное внимание уделяется определению авторской позиции Гарднера. Анализ авторской позиции Джона Гарднера выбран диссертантом как один, из возможных подходов к определению творческого метода писателя.

Анализу авторской позиции в романах Гарднера / вторая глава посвящена анализу авторской позиции в ранних романах писателя, третья — в романах Гарднера 1972 — 1982 годов / предварена, необходимая на наш взгляд, глава «Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера и / на материале книги «0 нравственной литературе «статей и интервью /, в которой анализируется гарднеровская концепция нравственного, морального искусства, развиваемая и специфически преломляемая в собственно художественных произведениях писателя.

Обращение к творчеству Джона Гарднера объясняется малой изученностью его творчества как в американском, так и в советском литературоведении. Б американской критике сложилась ситуация, при которой творчество одного из наиболее крупных писателей сегодняшней Америки практически не получило объективного освещения и серьёзного литературоведческого разбора / причины этой парадоксальной ситуации подробно изложены в первой главе диссертации /. Единственная серьёзная литературоведческая работа о творчестве Джона Гарднера опять же в основной своей части состоит из перепечаток публиковавшихся ранее рецензий. ^ Видимо, ситуация в скором времени изменится: сейчас, спустя почти два года после трагической гибели писателя, когда понемногу успокаиваются накалившиеся страсти и личные обиды, американскими критиками начинает остро ощущаться необходимость оценить по заслугам, внимательно проанализировать творчество Гарднера, его вклад в историю американской, и, шире, западной литературы современного периода.

Б нашей стране интерес к творчеству писателя уже достаточно велик. Профессионально выполненные переводы некоторых его произведений / к сожалению, только одного периода — 1973 — 1976 годы / позволяют советскому читателю по достоинству оценить своеобс разие прозы Джона Гарднера,

Б советской критике творчество Джона Гарднера освещается с 1974 года / рецензии на романы «Диалоги с Солнечным «и «Никелевую гору п в журнале «Современная художественная литература за рубежом «/¦ С этого года п Современная художественная литература за рубежом «регулярно печатает рецензии на кадцую его новую книгу, имя Гарднера всё чаще встречается в дискуссиях и в докладах конференций по проблемам американской литературы, а в 1982 году во втором томе книги и Писатели США о литературе «была переведена первая глава книги п 0 нравственной литературе «Серьёзный разговор о литературе 70-х невозможен без имени Джона Гарднера «- к такому выводу пришли участники дискуссии об основных тенденциях в современной литературе Англии и США, организованной журналом «Иностранная литература «/ № 10, 1979 Д, Но в целом творчество Джона Гарднера находится в ведении литературоведческих критических обзоров, пока не опубликовано ни одной статьи, посвященной внимательному разбору его произведенийрецензии, ограниченные как объёмом, так и задачами сбсзго жанра, дают только наиболее общее представление о произведении, а краткие разборы некоторых его произведений / «Никелевая гора «Диалоги с Солнечным «и «Свет в октябре «/ - 2 — 3 страницы в обзорных литературоведческих статьях — не выявляют в полной мере своеобразия авторской позиции писателя,

Посколько критические работы о Джоне Гарднере представляют собой в основном рецензии и краткие обзоры, то диссертант считает целесообразным рассматривать их в главах диссертации, предваряя собственному анализу того или иного романа писателя разбор критики о нём.

Настоящее диссертационное исследование является в советском литературоведении первым опытом внимательного и многостороннего анализа творчества этого выдающегося американского писателя.

Заключение

Анализ авторской позиции Джона Гарднера на материале его литературно — критических работ и наиболее интересной и представительной части его собственно художественного творчества — романовпозволяет с полным правом говорить, что один из наиболее значительных писателей сегодняшней Америки продолжает лучшие традиции реалистического романа: его гуманистический, жизнеутверждающий пафос, веру в возможности человека.

Позиция писателя убеждает, ведь она дана в произведении не в виде абстрактно — оптимистических философских сентенций, а является результатом глубокого, прочувствованного осмысления действительности героями произведений, а вместе с ними и самим автором.

Джон Гарднер никогда не изменял своим творческим принципам, потому что всегда оставался верен своему главному кредо: «художник — это человек, честный по профессии Внимательно всматриваясь в окружающее, не закрывая глаза на противоречивость и многоликость сегодняшней Америки и самих американцев, живущих в сложном мире, писатель выделяет в жизни героев или предлагает им как возможный выбор / последние романы Гарднера «Книга Фредди «и «Призраки Микелсона «/ то «изначальное », нравственное, что в течение сотен лет помогало человечеству выжить, поможет, как искренне верит сам Гарднер и, что самое главное, силой своего таланта заставляет верить своего читателя, и на сей раз.

Искреннее уважение вызывает активная общественная позиция писателя, отдававшего много сил и энергии борьбе за искусство жизнеутверждающее, активное, помогающее человеку изменить мир, в котором ему суждено жить к лучшему.

— 183

Разбор гарднероЕских романов показывает, что его творчество после романа «Грендель «развивалось в рамках реалистического художественного метода. В диссертации показана неубедительность попыток некоторых американских литературоведов на основании внешнего сходства выделенных ими из общего контекста отдельных приёмов причислить творчество Гарднера к постмодернизму. На деле, гарднеровские романы, сочетающие следование лучшим традициям реалистического романа и поиски новых, гарднеровских способов художественного отражения действительности, служат ещё одним доказательством больших возможностей, заложенных в реалистическом способе отображения действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс и Ф. Энгельс «Об искусстве «М: м Искусство «, 1976, т. I — 2
  2. КгМаркс и Ф. Энгельс «Святое семейство «Соч, т.2, I960
  3. К.Маркс и Ф. Энгельс «Тезисы о Фейербахе «Соч., т. З, I960
  4. Л. Гинзбург «0 психологической прозе «Л: «Худож. лит — ра 1977, 441 с.
  5. Д.В^Днепров «Идеи времени и формы времени «Л: «Сов. пис. «1980, 597 с.
  6. В.Д.Затонский «Искусство романа и XX век «М: «Худож. лит -ра» 1973, 534 с.
  7. В.Кожинов «Происхождение романа. Теоретико исторический очерк «- М: «Сов. пис.',' 1963, 438 с.
  8. М.Б.Храпченкс «Художественное творчество, действительность, человек «М: «Сов. пис. », 1982, 416 с. 27 «Эстетика Льва Толстого «М: «Гос. акад. худож. наук «, 1929, 324 с.
  9. Dictionary of World Literary Terms 11 ed. by J.T.Shep -ley London: «Allen and Unwin «, 1970, p.466
  10. R.G.Collingwood «The Principles of Art «N.Y.: «Oxford Press «, 1958, p.347
  11. D.Lodge «The Novelist at the Cross Roads and Other Essays on Fiction and Criticism 11 — London: «Kegan Paul «, I97I, p.297
  12. E.Kahler 11 The Disintegration of Form in the Arte «-N.Y.: «Braziller 1968, p. I33
  13. W.Handy «Modern Fiction. A Formalistic Approach «-London: «Carbondale «, I97I, p. I65
  14. I.Howe «Decline of the New «N.Y.: «Harcourt», 1970, p.326
  15. I.Howe «The Critical Point. On Literature and Culture «N.Y.: «Horison Press «, 1973, p. 23 236 «On Narrative «ed. by W.G.Mitchell Chicago: «The Univ. of Chicago Press 1971, p. 278
  16. N.Frye «On Culture and Literature «Chicago: 11 The
  17. Univ. of Chicago Press», 1978, p.264
  18. A.Fowler «Kinds of Literature. An Itroduction to the Theory of Genres and Modes «N.Y*: «Oxford Univ. Press «, 1982, p.355
  19. A.J.Seltzer «Chaos in the Novel, the Novel in Chaos «- N.Y.: «Schocken Books 1974, p. 400
  20. М.О.Мендельсон «Роман США сегодня «М: «Сов. пис.», 1977, 398 с.
  21. А.Мулярчик «Послевоенные американские романисты «М: «Худож.лит pa «, 1980, 278 с.
  22. P.Brodin «Ргёвепсев contemporaines. Ecrivains am? rican d’aujourd’hui «Paris: «N.E.D.», 1964, 219 p.49 «Contemporary Novelists «London: «L.T.D.», 1976, 870 p.
  23. M.S.Day «A Handbook of American Literature 11 N.Y.: «Univ. of Queensland Press», 1975, p. 450
  24. H.Kenner «A Homemade World. The American Modernist writers «N.Y.: «Knopf «, 1975, p.436
  25. M.Klein «The American N0Vel Since World war II «London: «Greenwich «, 1969» p"287
  26. I.Hassan «The Dismemberment of Orphuis «N.Y.:» Ox-. ford Univ. Press «, 1971» p. 297
  27. I.Hassan «Radical Innocence: Studies in the Contempora ry American Novel «N.Y#: «Princeton Press «, 1973» p. 362
  28. I"Hassan «La Victime: Representations du Mai dans le Roman Americain D’aujourd’hui «in the book «La Revue de Lettres Modernes «Printemps, 1961, N 60 — 62, Vol» VIII
  29. J.Hendin «Vulnerable People. A View of American Fiction Since 1945 «- Oxford: «Oxford Univ. Press «, 1978, p. 397
  30. R.B.Nye «Le Roman Americain Contemporain «in the book «La Revue des. Lettres Modernes «Printemps, 1961,1. N.6o 62, Vol. VIII
  31. R.Scholes «The Fabulators «- N. Y»: «Oxford Univ. Press'- 1967, p.180
  32. G"Vidal «The America Plastic: The Matter of Fiction «in the book «The New York Review of Books «July 15, 1976, Vol"23
  33. J.D.Bellamy «The New Fiction «N.Y.: «Univ.of Illinois «, 1974, p.21 062 «Writers at Work «, Forth Series N. Y»: «The Viking Press», 1974, p.459
  34. Работы по массовой культуре
  35. Е.Н.Карцева «Массовая культура «в США и проблема личности М: и Наука 1974, 190с.
  36. М. Туровская «Герои «безгеройного времени «/ Заметки о неканонических жанрах / «М: «Искусство 1971, 237 с.
  37. Работы по психологии и социологии
  38. Б.Г.Ананьев «0 проблемах современного человековедения «-М: «Наука «, 1377, 378 с. 68 «Бессознательное. Природа, функции. Методы. Исследования «Тбилиси: «Мецниереба «, 1978, тт I 3
  39. Ю.А.Замошкин 11 Личность в современной Америке / Опыт анализа ценностных и политических ориентаций / «М: «Мысль «, 1980, 246 с. '
  40. Б.В. Зейгарник «Теории личности в зарубежной психологии «-М: «Московский университет 1982, 128 с. 71 «Личность в XX столетии «М: «Мысль «, 1979, 260 с.
  41. А.Шерозия «К проблеме сознания и бессознательного психического» Тбилиси: «Мецниереба «, 1973, т.2
  42. Работы по психологии на английском языке
  43. H.Bonner «Psychology of Personality «N.Y.: «Ronald', 1 1961, p. 534
  44. E.Donelson «Personality. A Scientific Approach «N.Y* «Crofts «, 1973, p. 48 575 «Contemporary Research in Personality «ed. by G. Sara-son" — N.Y.: «New Delhi», 1970, p.411
  45. A.Larry and D. Zeigler «Personality Theories: — basic assumptions, research and application «N*Y*: «Mc. GrawHill», 1976, p. 362
  46. Работы по философии и эстетике
  47. В.С.Пазёнок «Апология аморализма: критический очерк буржуазного этического релятивизма «М: «Мысль 1982, 218 с.
  48. Работы по философии и этике на английском языке
  49. B.Blanehard «Reason and Goodness «London: «George Allen and Unwin «, I96l, p.308
  50. W.D.Hudson «.Modern Moral Philosophy «N.Y.: «New Del hi», 1970, p. 48 734 «The New American Philosophers. An Exploration of Thought Since World War II «fey A.I.Reck Louisiana, «B. R.», 1968, p. 362
  51. S.D.Ross «Moral Decision. An Introduction to Ethics «-S.P.: «С.Р.», 1972, p.689
  52. Fitzpatrick W.P. «John Gardner and the Defence of Fiction «in the journal «Midwest Quarterly «Pittsburg 1979, N 20
  53. Ю D. Munugh «John Gardner Constructs Grendel’s Universe» in the journal «Stockholm Studies in English «1978, XLXI
  54. Э1 A.K.Nardo «Fantasy Literature and Play: an Approach to Reader’s Response «» The Centennial Review «, Mic 1978, V 22
  55. Coo «Nation «1970, May 21ol «Progressive «1979, N 202 «Atlantic «1973, March
  56. Произведения Джона Гарднера
  57. John dl&dner and Lennis Dunlap «The Forms of Fiction «N.Y.: «Random House «, 1962, p.698
  58. John Gardner «The Wreckage of Agathon «N.Y.: «Ballantine Books «, 1970, p.279
  59. John Gardner «Grendel N.Y.: «Knopf 1972, P. 153
  60. John Gardner «Nickel Mountain «N.Y»: «Knopf», 1973, p. 182. .
  61. John Gardner «The King’s Indian «N*~Y.: «Khopf',' p. 344
  62. John Gardner «The Sunlight Dialogues «N.Y.: «Ballantine Books «, 1972, p.703
  63. John Gardner «October bight «London: «Cape «, 1977, p.402
  64. John Gardner «On Moral Fiction «N.Y.: «Ballan -tine Books 1976, p.204
  65. John Gardner «Freddy's Book «N.Y.: «Knopf «, 1980, p.246
  66. John Gardner «The Art of Living and Other Stories «N.Y.: «Knopf «, I98I, p. 310
  67. John Gardner «Mickelsson's Ghosts «N.Y.: «Knopf, 1 1982, p.590
Заполнить форму текущей работой