Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общий и информационным статусы гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно сказать, что гражданин с момента своего рождения находится в различных формах контакта с информационным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию и кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного… Читать ещё >

Общий и информационным статусы гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее сложное решение прав субъекта в информационной сфере связано с определением объема и порядка реализации этих прав для такого субъекта, как физическое лицо. Эта категория субъектов может быть представлена в правовых актах как «гражданин», «индивид», «человек», «личность», «лицо» при условии оговорки, что оно физическое. Декларация прав человека и гражданина так и названа потому, что относится не только к индивиду, привязанному к определенному государству, его гражданству, но ко всем индивидам, безотносительно к территории нахождения. Конституция РФ в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» признает и гарантирует названные права согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Субъекты, на которых распространяется действие данной главы Конституции РФ, названы термином «каждый». Статья 62 Конституции РФ устанавливает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .

Реализация прав и свобод в области информации по содержанию права на информацию рассматривается в главе настоящего учебника «О праве на информацию». Здесь важно затронуть некоторые общие вопросы, связанные с пониманием легитимного оформления гражданина и человека как субъекта отношений в информационной сфере. Открывается немало особенностей в этой области по сравнению с общетеоретическими представлениями о правосубъектности физического лица.

Например, общая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. Полная дееспособность наступает во всех отраслях права с 18 лет. Правоспособность, означая предусмотренную правом способность лица иметь субъективные права и обязанности, реализуется в процессе правосубъектности и дееспособности, выраженных в его правовом статусе. Большинство отраслей законодательства используют в этой связи категории, означающие реальное выражение «своей воли» и «способности исполнять обязательства». Такая конструкция, скорее всего, касается гражданско-правовой дееспособности и деликтоспособности — нести правовую ответственность за правонарушения. Но и дееспособность малолетних наступает поэтапно, по мере достижения ребенком определенных рубежей возраста: 6, 14, 18, 21 год (об этом пишет профессор А. М. Нечаева).

Однако есть несколько ситуаций, когда право лица наступает до его рождения. Это наблюдаем в странах, где запрещены аборты. Это же происходит и с правом наследования, которое может действовать еще до рождения ребенка. Проблема гарантии права на информацию, на защиту от вредного информационного воздействия на плод еще не родившегося ребенка может быть отражена в нормах информационного права. Право на доступ к завещанию, которое было составлено на имя ребенка, не родившегося еще к моменту составления и вступления в силу документа, должно осуществляться уполномоченными лицами в соответствии с защитой прав, принадлежащих адресату завещания. Право на защиту здоровья матери в период декрета от вредных воздействий, в том числе и от вредной информации, может рассматриваться в ряду гарантий права на здоровье матери и ребенка и одновременно действовать как ограничение для субъектов, ответственных за создание соответствующих условий.

Ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реализовать право на доступ к информации в период дошкольного и школьного воспитания и образования. Книги, аудиои телепередачи, доступные для него с согласия родителей или без такого согласия, формируют его информационное ноле. Задача права — создать такие гарантии при этом, чтобы оградить ребенка от нежелательного информационного воздействия и обязать ответственных лиц (родителей, персонал дошкольных учреждений, начальной школы) обеспечивать необходимые условия для здорового информационного развития ребенка. В связи с этим па парламентских слушаниях в Государственной Думе неоднократно обсуждались эти вопросы. Ясно, что информационное обеспечение нравственного и патриотического воспитания детей, их защиты от вредного воздействия в информационной сфере является предметом не только информационного права, но и всей правовой системы.

При реализации прав в области информации надо иметь в виду п. 2 ст. 26 ГК РФ, согласно которому несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (например, приобретать печатные издания, аудиопродукцию, иные объекты информационных ресурсов); 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного результата интеллектуальной деятельности, т. е. создавать информационную продукцию; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые и иные сделки.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки, получать телефонные услуги, выходить в Интернет с согласия родителей и совершать иные действия, за последствия которых согласно ст. 28 ГК РФ ответственность несут их родители.

Можно сказать, что гражданин с момента своего рождения находится в различных формах контакта с информационным пространством своего местопребывания. И в этой связи важно установить, кто призван гарантировать его право на информацию и кто обязан обеспечить защиту его интересов в рассматриваемой области. Наиболее тесные связи у гражданина возникают с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Регистрация рождения, получение паспорта, регистрация по месту постоянного жительства и месту пребывания, оформление жилищно-коммунальных услуг, прикрепление к учреждениям здравоохранения и получение страхового полиса, решение вопросов пенсионного обеспечения и т. д. — все это действия, которые порождают определенные документы и создают блоки документированной информации, определяющей статус гражданина.

При этом стоит критически отнестись к определению гражданина как «отдельного лица, которое не находится в устойчивых правовых отношениях», в устойчивых организационных связях, не является членом определенного коллектива[1]. Речь можно вести об отсутствии служебных, деловых, производственных связей, в которых гражданин обретает специальный статус и определенные права и обязанности в информационной сфере. Но было бы неточно сказать, что гражданин как субъект, не работающий и не связанный с какой-либо конкретной организацией, находится вне связи с государством. Государство тоже организация, представляемая системой разных органов и должностных лиц. Гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополитических, административно-территориальных, культурологических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с информационным фоном потребностей этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные институты демократии, тем прочнее связи гражданина с государством, государственной организацией.

Этот сюжет затрагивает давний спор в административном праве. Он связан с признанием гражданина субъектом административного права и его правомочиями как активного участника этого круга отношений. Гражданин — не только «объект» опеки со стороны права, лицо, к которому обращены правопритязания в результате нарушений норм права, но и равноправный субъект, инициирующий и порождающий ряд отношений, которые обязывают органы государственной власти реализовать свои властные полномочия.

Деятельность в области реализации права граждан на информацию стала включать кроме информирования их к активному использованию ресурсов в реализации всего комплекса конституционных прав человека и гражданина. Это подтверждается в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», изменениями в электоральном законодательстве РФ.

Информационная правосубъектность гражданина не связана только с экстремальными ситуациями, а является постоянной, прочной именно на основе гражданства конкретного лица или его законного пребывания на территории государства без гражданства. Информационная среда, формирующаяся в пределах общего и специального статуса гражданина (ребенок, пенсионер, инвалид и т. п.), подлежит защите со стороны государства, а свои нрава в сфере информации каждый может реализовать в соответствии со своим статусом и в рамках действующего законодательства.

Реализуя свою правоспособность и дееспособность, гражданин приобретает специальные административные статусы, и это создает дополнительные возможности, равно как и ограничения для статуса информационного. Естественно, что служащий, работник государственного или частного предприятия, должностное лицо, человек свободной профессии приобретают дополнительные информационные характеристики, права и обязанности в связи с профилем их социально значимой деятельности.

  • [1] См.: Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой