Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древняя индия. 
История государства и права зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Раскопки в главных центрах показали, что они строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, пересекались под прямым углом; главные улицы были довольно широкими — до 10 м… Читать ещё >

Древняя индия. История государства и права зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники знаний о государстве и праве

Главными источниками знаний о ранних периодах Древнеиндийского государства являются литературные памятники религиозного содержания — Веды, а также произведения народного эпоса: «Рамаяна», «Бхагаватгита», «Ригведа» и др.

Более разнообразные и многочисленные исторические сведения имеются о магадско-маурийском периоде. Среди литературных памятников этого периода важное место занимает древнеиндийский политический трактат «Артхашастра», приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев царя Чандрагупты. Кроме того, имеется большое количество брахманских компиляций религиозно-ритуального и правового содержания, среди которых наибольшую известность получили законы Маму.

Возникновение государства

Первые государства на территории Индии возникли в середине III-II тысячелетий до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к нему с юга и юго-запада.

Наибольшую известность получила так называемая Хараппская цивилизация, которая предстает перед нами как высокоразвитая культура, возникшая на местной основе. Ее поселения обнаружены теперь на огромной территории: более чем 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. По подсчетам ученых, в наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек. В ту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились и административные власти, но большинство населения — земледельцы и скотоводы — продолжало жить общинами в сельской местности. В течение многих десятилетий ведут ученые спор о хронологии Хараппской цивилизации. Сейчас наиболее признанной является следующая датировка: 2500 (2300) — 1800 (1700) гг. до н.э.

О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Раскопки в главных центрах показали, что они строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, пересекались под прямым углом; главные улицы были довольно широкими — до 10 м. Почти все крупные города состояли из двух частей: из цитадели, которая возвышалась над городом, и «нижнего города». В цитадели находились, видимо, городские власти (некоторые ученые считают, что там же были и дома жрецов), в «нижнем городе» проживало основное население. Общение между двумя частями было ограничено: существовали специальные ворота, которые могли закрываться, дабы не допускать простых жителей в цитадель. Зажиточные горожане жили в двухи даже трехэтажных домах.

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством. В некоторых поселениях были найдены остатки риса. В речных долинах широко использовали ирригацию. Разводились крупный рогатый скот, овцы, козы, были одомашнены собака, кошка, осел. Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения.

Хараппские города были крупными центрами торговли как внутренней, так и внешней. Судя по находкам печатей в городах Двуречья особенно активной была торговля с Месопотамией. Она осуществлялась, очевидно, и морем, и сухопутным путем. Раскопки в Бахрейне показали, что здесь находился «перевалочный пункт», где, вероятно, встречались торговцы из Индии и торговцы, направлявшиеся из Месопотамии на Восток. О морской торговле говорит открытие в хараппском городе Логхале (недалеко от современного Бомбея) печатей с изображением судов с мачтами.

В XIX в. до н.э. после периода расцвета наступил упадок хараппской культуры. Последние исследования позволяют сделать вывод, что одной из главных причин гибели этой цивилизации стали эпидемии. На долгое время значительные территории остались опустошенными.

В XI—X вв. до н.э. на территорию Индостана начинается продвижение индоарийских племен и освоение ими областей гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. Данный период часто называют ведийским.

Населению ведийской эпохи были известны многие злаки, в том числе ячмень, рис, пшеница, бобовые. Рисоводство появилось в результате широкого освоения долины Ганга. Ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Однако постепенно в долине Ганга возникали города.

Ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в рабскую зависимость стали попадать члены одной и той же общины. Рабство было тогда еще неразвитым, патриархальным, ведийское общество стояло на уровне родоплеменной организации.

В I тысячелетии до н.э. на базе отдельных племен и племенных союзов в Древней Индии начали складываться первые государства. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, однако вопрос об исторической реальности этих данных очень спорен и в большинстве случаев пока не подтверждается материалами археологии. Постепенно среди большого числа государств первостепенное значение в долине Ганга приобрела Магадха. Древняя Магадха (на территории современного Южного Бихара) занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха. При магадхском царе Удаине (461−445 гг. до н.э.) столицей государства стала Паталипутра (современная Патна), превратившаяся в крупнейший центр Древней Индии. Затем на магадхском престоле утвердилась династия Нандов и была образована крупная империя. Созданное Нандами государство подготовило условия для организации крупной империи Маурьев.

В системе управления первых государственных образований первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они превратились в собрание знати, приближенных царя.

Органы племенной администрации постепенно трансформировались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретал царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом и советником царя.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

На базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (IV-II вв. до н.э.). Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория вошла в состав объединенного государства. У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками Александра Македонского. У Плутарха сохранилось любопытное сообщение о встрече Чандрагупты с Александром в Пенджабе. Удачная война с остатками греческих войск усилила позиции Чандрагупты и позволила ему двинуться из Северо-Западной Индии, где он находился, к Паталипутре. В ожесточенной битве с последним из нандских царей он одержал победу и завладел магадхским престолом.

Примерно в 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем и основателем новой династии — маурийской.

Наибольшего могущества империя достигает при правлении внука Чандрагупты Ашоки. Благодаря его многочисленным надписям-эдиктам, найденным в различных частях Индии, мы знаем о важнейших политических событиях, системе управления, политике царя. Надписи позволяют довольно точно датировать начало его царствования: коронация Ашоки, очевидно, относится к 268 (267) г. до н.э. Места находок эдиктов царя дают возможность очертить границы его империи: она включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии (кроме крайнего Юга), но и территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Сопоставление индийских и «неиндийских» версий эдиктов царя Ашоки показывает, что основной текст указа составлялся в столице империи Паталипутре, откуда затем рассылался в различные провинции. Здесь местные писцы переписывали его на соответствующие локальные диалекты и языки в зависимости от проживавшего там населения, внося в первоначальный текст особенности своего родного языка.

Судя по эдиктам, Ашока особое внимание уделял буддизму. Согласно его собственному признанию он посетил буддийскую общину — сангху, стал упасакой — мирянином-последователем учения Будды, а совершая путешествие по империи, направился в Думбини, где, согласно традиции, родился сам основатель буддизма.

После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части. Наследники императора уже не могли сохранить былого могущества государства.

После падения Маурийской империи на северо-западе Индостана образовалось несколько небольших индо-греческих государств, политическая история которых восстановлена пока лишь в самых общих контурах. Индо-греческим царям пришлось столкнуться с племенами саков, которые в I в. до н.э. проникли в Индию из Средней Азии. Вначале успех сопутствовал индо-грекам, затем сакам — в Северо-Западной Индии были созданы индо-сакские государства. Позднее политическая карта этого региона стала еще более пестрой: возвышались индо-парфянские династии, которые старались захватить территории индо-греческих и индо-сакских правителей. Индо-парфяне особенно усилились при царе Гондофаре, но вскоре и им пришлось уступить власть новой могущественной династии — Кушанской.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой