Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Переживание» личными правами своих обладателей (п. 876—8812)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личные права на социальные условия чужой активности. Допущение, положенное в основание предыдущего пункта, кардинально противоречит принимаемой всеми учеными по умолчанию позиции, согласно которой объектом личных прав всегда с необходимостью являются социальные условия активности только самого их обладателя, но пи в коем случае пи какого бы то ни было другого лица. Но откуда берется такое… Читать ещё >

«Переживание» личными правами своих обладателей (п. 876—8812) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 876. Постановка вопроса. Нормой абз. 3 п. 2 ст. 150 ГК, в частности, установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами. В прежней своей редакции эта норма, содержавшаяся в п. 1 ст. 150 Кодекса, постановляла о возможности не только защиты, но и посмертного осуществления не самих нематериальных благ, а личных неимущественных прав, принадлежавших умершему. Новая редакция нормы, таким образом, больше уже не подает поводов к тем громадным теоретическим затруднениям, которые вызывала ее предшественница, рассуждавшая об осуществлении и защите таких субъективных прав, которые к моменту рассуждения уже… прекратили свое существование, да еще и вместе со своим субъектом. Тем не менее, в литературе было предпринято несколько попыток объяснить положения прежней редакции п. 1 ст. 150. Некоторые положения, высказанные в этой связи, а также некоторые наши собственные рассуждения по этому поводу сохраняют актуальность и в настоящее время. По этой причине мы считаем необходимым сохранить настоящий параграф и сказать о них несколько слов.
  • 877. Литературная разработка.

    Литература

     — учебная, комментаторская и научная — обычно просто воспроизводила текст ранее действовавшего и. 1 ст. 150 ГК, а самый вопрос обходила молчанием. Были ученые, которые утверждали, что закон защищает права, принадлежащие умершему, т. е. с одной стороны, несколько «подправляли» текст Кодекса, а с другой — невольно признавали покойников субъектами гражданских правоотношений. К. Б. Ярошенко (а вслед за ней и П. В. Рамзаев) добавляли, что защита прав лица после его смерти осуществляется третьими лицами либо «в интересах его памяти», либо «в собственных интересах». Наконец, М. Н. Малеина приходила к мысли «…о существовании некоторых нематериальных благ в отрыве от человека в усеченном объеме (составе)». Именно эта мысль и получила воплощение в законодательстве — ныне действующем абз. 3 п. 2 ст. 150 ГК РФ, постановившем, что в случаях и порядке, которые предусмотрены законом, «…нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами». Очевидно, что «феномен переживания» не объясняется ни одним из этих «объяснений»: покойники не являются субъектами гражданского права, «исправлять» текст закона нельзя, пресловутая «память» не может иметь интересов, интересы других лиц облекаются в форму их собственных субъективных прав и не требуют для своей охраны признания «феномена переживания» и т. д.

  • 878. Субъектное и фактическое приражение прав. «Феномен переживания» личными правами своего носителя может иметь следующее простое логическое объяснение: личные права, как возникшие из особого общественного» или социально-значимого) юридического факта, — обстоятельства реальной действительности, общественный (социальный) эффект которого ни объективно, ни юридически не может быть отменен, изменен или иным образом изглажен, — приурочиваются не только к своему субъекту, но и к юридическому факту-основанию своего возникновения. Будучи прикрепленными (прираженными) к этому фактическому обстоятельству они получают способность к существованию бессрочно и независимо от своего субъекта, в том числе и после смерти (прекращения) такового. Почему так не происходит с иными субъективными правами? почему они требуют (по смерти или ином прекращении своих обладателей) приражения к кому-нибудь другому? Потому что юридические факты-основания их динамики не имеют того общественного (социального) эффекта, который соединяется с фактами — основаниями возникновения личных прав, например, с созданием (обнародованием) произведения творчества, возникновением общественных ассоциаций, связанных с известным именем, фирменным наименованием, товарным знаком или иным индивидуализирующим обозначением и т.н.1
  • 879. Посмертная объектно-субъектная трансформация личных прав.
«Феномен переживания» личными правами своего обладателя может быть объяснен и иначе, т. е. без признания за субъективными правами способности «прикрепляться» к кому-то (субъекту) и к чему-то (объекту, факту). Если при жизни лица правовой охране подлежат надлежащие социальные условия его общественной активности, в ходе которой формируется, сохраняется и модифицируется массовое представление о субъекте как о личности, то после смерти объектом правовой охраны становятся надлежащие социальные условия сохранения и корректировки (изменения) созданного таким образом представления. Подобно тому, как при жизни чело;

1 Это рассуждение приводит к мысли о том, а не следует ли еще раз обдумать вопрос об объектах личных прав: может, таковыми являются не сами социальные условия общественной деятельности, а результаты таковой объективно существующие в представлениях неопределенно широкого круга лиц ассоциации, сопоставления, соотнесения определенной личности с конкретными достижениями в общественно-полезной (или, напротив, антисоциальной) деятельности? А может быть, такие ассоциации сами являются частным случаем социальных условий активности личности? Если это предположение правильно и существуют личные права на устойчивые общественные ассоциации (представления) о связи известного лица с известным достижением, то такие права вполне возможно «приурочить» к этим самым общественным ассоциациям своим объектам и охранять таковые, но искам любьислиц — носителей таких ассоциаций. Разумеется, так будет происходить только до тех пор, пока сами эти ассоциации сохраняются и живут в общественном сознании, хотя, быть может, и в течение длительного срока.

век имел возможность своими активными действиями восстанавливать нарушенные социальные условия своей общественной активности и тем самым способствовать формированию, сохранению и динамике общественного представления о себе, точно так же после его смерти такую возможность должны иметь заинтересованные в этом лица и социальные группы. Со смертью субъекта — носителя личных прав последние, следовательно, не прекращаются, но подвергаются объектной трансформации, вместо социальных условий формирования позитивных общественных ассоциаций их объектами становятся социальные условия сохранения таких ассоциаций. Выразителями интересов в осуществлении, охране и защите таких прав вполне возможно признать наследников умерших правообладателей, профильные общественные организации и (если речь идет совсем уж об особенных интересах) государство[1].

  • 879[1]. Затруднения, вызываемые предложенным решением. Их немного. Первое и главное — проблема поиска субъекта, которому принадлежат подобные (трансформированные) права. В принципе этот вопрос — о том, кому принадлежат подобные субъективные личные права, — при желании можно и обойти, заменив его другим — о тех субъектах, действиями которых соответствующие права реализуются. Неважно, кому права принадлежат — важно, кто их осуществляет (как в ценных бумагах). Это уж вопрос не принципиальный, а технический, и его всегда можно решить в законе. Но при желании на него можно и ответить: коль скоро мы признаем эти права юридической формой интересов, носителями которых являются не только частные лица, но и их социальные группы, мы должны признать, что такие права прикрепляются, во-первых, к этим самым социальным группам в целом и, во-вторых, ко всякому и каждому индивиду — члену соответствующей группы. Второе затруднение сводится к поиску места посмертной трансформации в системе случаев динамики юридических отношений. Думается, что описанный феномен являет собой частный случай понятия об изменении правоотношений.
  • 880. Объяснение феномена защиты «чужих прав» и «чужих нематериальных благ». Из сказанного в предыдущем пункте становится совершенно ясной ошибочность исходного положения, от которого отправляется вопрос. В действительности речь идет об осуществлении и защите отнюдь не «чужих», а своих собственных личных прав, со своим собственным самостоятельным объектом — надлежащими социальными условиями сохранения общественных ассоциаций (представлений) о жизни и деятельности известного лица. Стало быть, никакой необходимости в самом признании «феномена переживания» личными правами своих обладателей не существует, как не существует и феномена защиты (реализации) «чужих прав» (чужих нематериальных благ). Существует же реализация и защита собственных личных прав субъектов, имеющих свой самостоятельный интерес в том, чтобы сохранять в надлежащем состоянии социальные условия формирования представлений о его личности, жизни и деятельности другого частного лица после его смерти (прекращения существования), в первую очередь, гражданина, но это не обязательно1. Во всяком случае ниоткуда нс вытекает, что объектом личных прав являются социальные условия активности только самого их обладателя, следовательно, объектом личных прав могут быть и социальные условия активности другого лица, в том числе прекратившего свое существование.
  • 880 *. Личные права на социальные условия чужой активности. Допущение, положенное в основание предыдущего пункта, кардинально противоречит принимаемой всеми учеными по умолчанию позиции, согласно которой объектом личных прав всегда с необходимостью являются социальные условия активности только самого их обладателя, но пи в коем случае пи какого бы то ни было другого лица. Но откуда берется такое предположение? Разве допущение интереса в сохранении не только собственного, но и чужого благополучия так уж противно человеческой природе? А если нет — то есть ли в этом интересе что-то такое, что препятствовало бы его облечению в форму субъективного права? Если допустить существование интереса в сохранении чужого благополучия хотя бы для того, чтобы в конечном итоге сохранить благополучие собственное[3][4], то ответ па последний вопрос, разумеется, должен быть отрицательным — нет, ничего противоестественного в этом нет. Единственный момент, который может заставить сомневаться при ответах на все эти вопросы, связан с определением круга лиц — носителей личных прав, но это чисто практическое затруднение, из которого также можно найти выход. И его находит, например, норма абз. 2 п. 1 ст. 152 ГК, которая (определяя круг потенциальных защитников чужих нематериальных благ) говорит просто о «заинтересованных лицах»[5].

881. Так называемая «проблема» неотчуждаемости личных нрав.

С проблематикой «переживания» личными нравами своих обладателей тесно связан вопрос о возможности (или невозможности) распоряжения личными правами. Причиной подобной постановки вопроса является неправильное понимание эпитета «личный» как неразрывно связанный с личностьюК Единственное соображение, призванное его обосновать, — тезис о невозможности отделения объектов данной категории прав от личности управомоченного субъекта: гражданин не может отделить от себя и передать другому жизнь, здоровье, душевное спокойствие, внешний облик, имя и т. д. Но этого и не нужно. Ведь очевидно, что перемена лица — обладателя права на известное благо это далеко не то же самое, что перемена лица — обладателя самого этого блага: так, право собственности или требования по соглашению сторон может уже сменить своего обладателя, однако вещь — объект уступленного права собственности, как и документы, удостоверяющие уступленное требование, могут сохраняться у бывшего правообладателя сколь угодно долго[6][7]. Говоря об отчуждении личных прав никто не предлагает «отделять» от личностей их обладателей объекты таких прав — речь идет только о предоставлении другим лицам возможностей по осуществлению таких прав и (или) определению условий (границ) такого осуществления. Ни в том, ни в другом ничего принципиально невозможного, разумеется, нет.

  • 881 Г «Проблема неотчуждаемости» личных нрав объектного подхода. Если личные права — это абсолютные права на такие специфические нематериальные блага, как социальные условия активности известной личности или общественные ассоциации — результаты такой активности; если содержанием личных прав является возможность частного лица использовать соответствующие условия и ассоциации, т. е. действовать, опираясь на них, то нет и не может быть оснований для общего запрещения любых сделок, направленных на предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) разрешения {лицензии) на использование социальных условий своей собственной общественной идентификации или общественных ассоциаций, связанных с собственной персоной. В конце концов, если такое использование может быть противоправным, то почему оно не может быть правомерным, особенно если оно осуществляется с прямо выраженного разрешения (согласия) правообладателя?[8] Иными словами, если социальными условиями или общественными ассоциациями может пользоваться какое-то одно лицо, то спрашивается, а почему ими не может воспользоваться и кто-нибудь другой? Неотчуждаемое нематериальное благо может приурочиваться к определенному лицу сколь угодно долго и крепко, но это никак не мешает разрешить воспользоваться им другому лицу или лицам.
  • 8812. Обеспечение интересов третьих лиц. Конечно, использование одним лицом социальных условий активности другого может привести к формированию неправильных представлений о лицах, в том числе в виде смешения представлений об одной личности с представлениями о другой. Результатом такой ошибки может быть неосновательное признание (со стороны одного или нескольких конкретных лиц, а то и общества в целом) за определенным лицом таких условий социальной активности, которых то «не заслужило»; возможен и обратный результат — отрицание условий социальной активности, «заработанных» известным лицом. Иными словами, лицензии на использование социальных условий охраны чужой индивидуальности не должны наносить ущерба правам и законным интересам других лиц, а также общественным интересам (не должны нарушать публичного порядка). Именно возможность причинения ущерба другим лицам и ущемления общественных интересов (а вовсе не «неотделимость благ от личности») может и должна быть естественной преградой для допущения сделок с личными неимущественными правами. Не всех сделок, а лишь некоторых из них, поскольку одно лишь только предоставление возможности использования своего личного права другому лицу хотя и усиливает вероятность их смешения в общественном сознании, но само, но себе ни возможности такой индивидуализации не исключает, ни ущерба не наносит; во всяком случае, ни то ни другое не может предполагаться, но подлежит доказыванию.
  • [1] Вспомним существовавшую в 2009;2012 гг. при Президенте РФ Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
  • [2] Вспомним существовавшую в 2009;2012 гг. при Президенте РФ Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
  • [3] Так, Комиссия, упомянутая в предыдущей сноске, занималась вопросами охраны надлежащих социальных условий формирования представлений о социально-значимой деятельности целых государств — правопредшественников России — Российской Федерации периода1991;1993 гг. Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, СоюзаСоветских Социалистических Республик, Российской империи, Московского и иных удельных княжеств русских земель, Киевской Руси. Нельзя исключать, разумеется, и интересав охране надлежащих социальных условий формирования представлений о социально-значимой деятельности юридических лиц, хотя бы уже и не существующих (правопредшественников), а также организаций, не являющихся юридическими лицами.
  • [4] Классический пример — сюжет типа «мудрый отец и горе-сын». Конечно, последствияповедения беспутного, легкомысленного, иррационального, безнравственного, аморального, незаконного и пр. падают в первую очередь на самого того, кто себя так ведет (непутевого сына).В то же время такое поведение несомненно отбрасывает не слишком привлекательную теньи на его отца, каким бы мудрым и во всех отношениях замечательным он бы ни был, можно сказать, пятнает его. Верно и обратное: каким бы непутевым ни был сын, ему в течение некотороговремени несомненно удастся «ехать» на отцовском имидже, реноме и прочем «багаже» — пользоваться теми благоприятными социальными условиями и ассоциациями, которые относятся к егоотцу. Пример позволяет видеть, что условия и результаты социальной активности одного лицамогут непосредственно касаться не только его самого, но и других лиц.
  • [5] Можно поступить и иначе, например, как абз. 1 п. 1 ст. 152.1 и и. 5 ст. 152.2 ГК, т. е.точно определить круг лиц, имеющих право требовать посмертной охраны изображениягражданина и защиты его частной жизни: в первом случае в него входят «дети и переживший супруг, а при их отсутствии — родители», во втором — «дети, родители и пережившийсупруг». Станет ли законодатель перечислять субъектов или оставит этот вопрос на усмотрение суда — неважно; важно, что и в том, и в другом случае законодатель и суд должныруководствоваться критерием частного интереса. Есть интерес — субъект налицо; нет егонет и субъекта.
  • [6] Дошло до того, что этот тезис попал в ГК: «…право свободного передвижения, выбораместа пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права… неотчуждаемы и непередаваемы иным способом» (п. 1 ст. 150 в редакции, действовавшей до 01.10.2013). Ныне действующая редакция говорит уже не о правах, а о непосредственно охраняемых нематериальных благах.
  • [7] Верно и обратное: перемена фактического обладателя блага не обязательно влечетизменение личности обладателя права на это самое благо (вспомним хищение).
  • [8] Классический литературный пример — корпорации жуликов, выдававших себяза «детей лейтенанта Шмидта», «внуков Карла Маркса», «кузин Клары Цеткин» и родственников других великих людей («Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова). Апелляциик подобным общественным ассоциациям были заведомо неправомерны, но что гражданскоеправо могло бы возразить, если бы ими (ассоциациями) попытался бы воспользоватьсякто-то из реальных родственников? Ничего. Значит, если мы в принципе отвечаем положительно на вопрос о возможности пользоваться чужими условиями и результатами О
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой