Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сотрудничество франкоязычных стран в области языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Франкофония — это условное объединение территорий, на которых распространен французский язык, а также совокупность народов и отдельных лиц, пользующихся данным языком. Причем на всем пространстве многочисленных территорий французский язык одновременно обнаруживается и как единый коммуникативный инструмент в его литературной и народно-разговорной формах, и как система специфических вариантов… Читать ещё >

Сотрудничество франкоязычных стран в области языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После Второй мировой войны, особенно после создания независимых государств в Африке, начало устанавливаться на правительственном уровне сотрудничество стран в области поддержки и развития французского языка. Стала распространяться идея франкофонии, которая понимается как использование французского языка внутри страны и в международном общении, а также как система организаций, координирующих языковую политику и практику в странах, использующих французский язык. Эти организации решают задачи защиты французского языка в мире, унификации норм, терминологии и т. п. Но деятельность в сфере франкофонии имеет и политическую задачу: теснее связать с Францией другие страны, пользующиеся французским языком, в культурном и экономикополитическом отношении.

В укреплении позиции французского языка в мире особенно велика роль созданной в 1970 г. Международной организации франкофонии (МОФ).

Идея сохранения и поддержания связей бывших колоний с метрополией была высказана в 60-е годы XX в. лидерами освободившихся стран, такими как Л. С. Сенгор (Сенегал), А. Диори (Нигер), X. Бургиба (Тунис), Н. Сианук (Камбоджа). В 1969 г. состоялась первая конференция франкофонных государств в Ниамее (Нигер).

В настоящее время организация насчитывает 57 членов и более 20 наблюдателей, представляющих 890 млн человек, из которых франкофоны составляют 220 млн[1]. Главным критерием для вступления в МОФ считают не степень владения французским языком населения той или иной страны, а связи этой страны с Францией. Направлениями деятельности МОФ являются: продвижение и популяризация французского языка и связанных с ним гуманитарных ценностей, укрепление мира, демократии, борьба за права человека, проблемы образования.

Франкофония в цифрах.

  • (по данным Международной организации франкофонии)
  • — Общее количество франкофонов на планете — 274 млн чел., из них 212 млн пользуются французским языком в повседневном общении.
  • — Для 76 млн чел. французский является языком обучения.
  • — Французский язык в качестве иностранного изучают 49 млн чел.
  • — Французский и английский — единственные языки, представленные на всех пяти континентах.
  • — Французский язык занимает четвертое место по распространенности в сети Интернет.
  • — Французский язык — второй по значимости в международных организациях.
  • — Передачи международного телеканала для франкофонов TV5 Monde транслируются в 200 странах.
  • — 60% франкофонов составляет молодежь в возрасте до 30 лет[1].

Ежегодно 20 марта отмечается Международный день французского языка, призванный подчеркнуть значимость французского языка, его положение в мире и перспективы его развития. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1970 г. было подписано соглашение о создании Агентства по культурному и техническому сотрудничеству с девизом «Равенство, взаимодополняемость, солидарность», преобразованное в 1998 г. в Межправительственное агентство франкофонии. С 1986 г. проводятся Саммиты Франкофонии, на которых присутствуют все государства, входящие в МОФ (полноправные члены, регионы, ассоциированные государства и страны-наблюдатели). В Саммитах также участвуют представители территорий, которые, не обладая государственным статусом, имеют франкоговорящее население (Валле-д'Аоста, Луизиана).

Среди других общественных организаций, способствующих распространению и развитию французского языка, необходимо отметить следующие:

  • — Ассоциация франкофонных вузов (Agence universitaire de la francophonie, AUF), организующая сотрудничество в области высшего образования; объединяет 786 высших учебных заведений в 98 странах и в качестве ассоциированных членов — 350 университетов, имеющих отделения французского языка;
  • — Международный совет французского языка (Cornell international de la langue franqaise, CILF), созданный в 1967 г., целью которого является поддержание единства языка и разработка франкоязычной научной терминологии;
  • — Высший совет по французскому языку под председательством премьер-министра (Conseilsuperieur de la langue franqaise), созданный во Франции в 1984 г.; его основной целью является изучение проблем, связанных с использованием, обогащением и распространением французского языка во Франции и за ее пределами. В центре внимания Совета находятся также вопросы языковой политики в отношении иностранных языков;
  • — Главное управление по французскому языку и языкам Франции (Delegation generate a la langue franqaise et aux langues de France, DGLFLF), которое осуществляет практическую деятельность — координирует усилия по продвижению французского языка как в самой Франции, так и за ее пределами, организует проведение Международного дня франкофонии и недели французского языка;
  • — Высший совет франкофонии (Le Haul Conseil de la francophonie), объединяющий представителей франкоязычных стран для обсуждения вопросов франкофонии в области преподавания, средств массовой коммуникации, науки и техники;

в 1986 г. во Франции введена должность государственного секретаря по франкофонии, под руководством которого осуществляется взаимодействие с организацией франкофонии и реализуются программы сотрудничества в этой области.

Кроме того, существует ряд специализированных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих представителей франкоязычных стран: ассоциации парламентариев, журналистов, социологов, работников телевидения и др.

Распространению французского языка и французской культуры способствуют издаваемый с 1961 г. журнал Le Frangais dans le monde {"Французский язык в мире"), радиостанция Radio France International, информационный телеканал France 24 и спутниковый канал TV5, работающий круглосуточно1.

Вопросы и задания.

  • 1. Что такое франкофония? Дополните ответ сведениями из следующих текстов.
  • 1)

Le terme de francophonie apparut pour la premiere fois en 1880. C’est le geographe fran^ais Onesime Reclus (1837—1916) qui I’a employe pour designer les espaces geographiques ou la langue fran^aise etait parlee. II s’agit de I’ouvrage France, Aigerie et colonies. On entend aujourd’hui par francophonie (avec une minuscule initiale) I’ensemble des peuples ou des groupes de locuteurs qui utilisent partiellement ou entierement la langue fran<;aise dans leur vie quotidienne ou leur communications. Le terme Francophonie (avec une capitale initiale) designe plutot I’ensemble des gouvernements, pays ou instances officielles qui ont en commun I’usage du frangais dans leurs travaux ou leurs echanges. Done, on parle de deux realites differentes selon qu’on ecrit francophonie (peuples ou locuteurs) ou Francophonie (gouvernements ou pays)[3][4].

2).

Франкофония — это условное объединение территорий, на которых распространен французский язык, а также совокупность народов и отдельных лиц, пользующихся данным языком. Причем на всем пространстве многочисленных территорий французский язык одновременно обнаруживается и как единый коммуникативный инструмент в его литературной и народно-разговорной формах, и как система специфических вариантов, характеризующаяся тем или иным социолингвистическим статусом, тем или иным структурным, нормативным и речевым своеобразием[5].

  • 2. Каковы задачи Международной организации франкофонии?
  • 3. Прокомментируйте следующее высказывание:

" C’est се lien originel et cette connivence naturelle qui font que nous ne parlons pas seulement la meme langue, mais que nous parlons aussi, par-dela nos differences, le meme langage: celui des principes et des valeurs, celui de la democratie et des droits de I’homme, celui de la diversite culturelle et linguistique, celui de I’equite et de la justice sociale, celui de la regulation et de I’ethique en matiere economique et financiere «L.

  • 4. Какие организации способствуют укреплению позиций французского языка в мире?
  • 5. Когда отмечается Международный день французского языка? Какова его цель?
  • 6. Дополните содержание главы сведениями из текста.

La France se signale par le nombre important d’organismes s’occupant de la langue, ayant a peu pres tous comme objectif la «defense «du fran^ais: on peut I’evoluer a plusieurs centaines. En 1937, creation d’un Office de la langue fran^aise qui se prolonge en 1957 d’un Office du vocabulaire fran<;ais. En 1966, les pouvoirs publics instaurent un Haut Comite de la langue frangaise, remplace en 1983 par trois organismes a vocation internationale: le Commissariat general de la langue franchise (qui devient Delegation generale a la langue frangaise en 1989, a quoi est ajoute en 2001 «et aux langues de France «), le Comite consultatif de la langue frangaise (Conseil superieur de la langue fran<;aise depuis 1989) et le Haut Conseil de la francophonie[6][7][8].

7. Почему французский язык на территориях, удаленных от метрополии, не трансформируется в новые самостоятельные языки? При ответе на вопрос используйте информацию из следующего текста.

Франкоязычный мир существует как единая система, целостность которой обеспечивается как самим фактом исторического формирования, так и тем, что варианты, составляющие данную систему, находятся в контакте между собой. Будучи самобытными образованиями, варианты французского языка в мире, как правило, развиваются в тесной связи с французским языком Франции и способствуют его обогащению и обновлению. В то же время сами они испытывают на себе нормализующее влияние со стороны центрального (собственно французского) варианта французского языка. Причем дифференциация осуществляется главным образом в рамках общих тенденций развития французского языка и на основе общего материала. Именно этот факт не позволяет французскому языку за пределами Франции сформироваться в такие формы речи, которые можно было бы по праву назвать новыми языками[7].

8. Разработайте программу Дня Франкофонии для вашего учебного заведения. Проведите круглый стол на тему «Франкофония завтра: возможно ли возвращение французского на позицию первого мирового языка?». Воспользуйтесь данными следующей таблицы[10].

Год.

Количество франкофонов, млн чел.

Население планеты, млн чел.

146 838.

3 021 475.

306 692.

6 070 581.

479 352.

7 851 455.

677 203.

8 918 724.

  • [1] URL: http://www.francophonie.org/.
  • [2] URL: http://www.francophonie.org/.
  • [3] Франкофония // Геополитика. URL: http://www.geopolitics.ru/2012/10/frankofoniya/(дата обращения: 8.02.2016).
  • [4] Amenagement linguistique. Qu’est-ce que la Francophonie? URL: http://www.axi.cefan.ulaval.ca/francophonie/francophonie.htm (дата обращения: 8.02.2016).
  • [5] Клоков В. Т. Французский язык в мире и его территориальные варианты. Предисловиек словарю французского языка за пределами Франции. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. С. 4.
  • [6] Journee de la langue frangaise // Nations Unies. URL: http://www.un.org/fr/events/frenchlanguageday (дата обращения: 8.02.2016).
  • [7] Le grand livre de la langue frangaise / dir. M. Yaguello. Paris: Editions du Seuil, 2003. P. 140.2 Клоков В. T. Французский язык в мире и его территориальные варианты. Предисловие
  • [8] к словарю французского языка за пределами Франции. С. 5—6.
  • [9] Le grand livre de la langue frangaise / dir. M. Yaguello. Paris: Editions du Seuil, 2003. P. 140.2 Клоков В. T. Французский язык в мире и его территориальные варианты. Предисловие
  • [10] Marcou R., Gagne М. La francophonie de demain: essai de mesure de la populationappartenant a la francophonie d’ici 2050. URL: https://www.erudit.org/revue/cqd/2003/v32/n2/8997ar.html (дата обращения: 8.02.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой