Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бихевиоризм. 
Психология менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом необходимо учитывать, что связь «стимул — реакция» усиливается, если добавить положительное (похвала, материальное вознаграждение) или отрицательное (боль, наказание, неудача, критика) подкрепление. Поведение человека определяют его ожидания положительного подкрепления. Хотя, с другой стороны, всех людей можно подразделить на тех, кто ориентирован на успех, и тех, кто уходит… Читать ещё >

Бихевиоризм. Психология менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878−1958) так сформулировал его кредо: «Предметом психологии является поведение»[1]. Он считал, что все поведение человека можно описать при помощи двух терминов: стимул (т.е. изменение внешней среды) и реакция (ответ организма на стимул).

Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904−1990), который изучал поведение во всех его проявлениях. Он считал, что незачем ломать голову над пониманием внутренних процессов, когда можно наблюдать за поведением человека и делать соответствующие выводы. Личность, по его определению, есть набор поведенческих реакций. Реакция же человека зависит только от его предыдущего опыта и генетической истории.

Таким образом, личность — это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к определенным жизненным ситуациям, изменение условий жизни ведет к формированию новых навыков.

Основной идеей бихевиоризма является утверждение взаимозависимости стимула и реакции (определенный стимул вызывает определенную поведенческую реакцию).

При этом необходимо учитывать, что связь «стимул — реакция» усиливается, если добавить положительное (похвала, материальное вознаграждение) или отрицательное (боль, наказание, неудача, критика) подкрепление. Поведение человека определяют его ожидания положительного подкрепления. Хотя, с другой стороны, всех людей можно подразделить на тех, кто ориентирован на успех, и тех, кто уходит от неприятностей. То поведение, которое вызывает положительное подкрепление, повторяется человеком снова и снова. Скиннер отмечал, что человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания. Сразу напрашивается вывод: хочешь, чтобы человек повторял желаемое поведение, похвали его в тот момент, когда он совершает необходимое действие. Он будет стараться выполнять его еще лучше. Ко всему прочему положительное подкрепление повышает самооценку человека. Скиннер считал, что подкрепление должно быть конкретным и безотлагательным; система механизмов обратной связи должна работать на то, чтобы учитывать достижимость (следует хвалить, вознаграждать даже маленькие победы). Со стороны руководства должно присутствовать неосязаемое, но многозначительное внимание. Неожиданные и непредсказуемые награды срабатывают более эффективно. При этом даже малые награды зачастую бывают более эффективными, нежели крупные.

Бихевиористы анализируют только поведение человека, видя задачу психологии в том, чтобы по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу — предсказать определенную реакцию. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на нужное поведение. Безусловно, это достаточно упрошенный подход, так как в жизни необходимо учитывать и такую важную переменную, как индивидуальность личности, ее психические процессы, зависящие от наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, сформулировал следующий принцип: «Поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут эти последствия приятными, безразличными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем»[2].

Как мы видим, взгляд, согласно которому человек полностью зависит от своей среды, имеет право на жизнь. Люди склонны подражать поведению других с учетом того, насколько благоприятными могут быть для них результаты такого подражания.

Американский психолог Вильям МакГвайр классифицировал поведение человека и его поступки в зависимости от целей, потребностей и ситуации. Что такое потребность? Это нужда человека в чем-либо, например в пище, одежде, уважении, любви и т. д. Цель показывает, к чему человек стремится, что он хочет получить в результате своих усилий. Цели у людей могут совпадать, но двигать ими могут совершенно разные потребности. Один человек может пойти учиться в вуз, потому что ему интересно получать новые знания, другой — следуя воле родителей, третий — чтобы сделать хорошую карьеру.

Поступки людей могут быть:

  • • реакцией на внешнее воздействие (реактивное поведение);
  • • проявлением внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка могут стать:

  • • сохранение привычного состояния (стабильность);
  • • приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

  • • желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, настроение, чувство);
  • • желательного внешнего эффекта (согласие, понимание, желаемый результат).

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность — это все то, чем обладает человек, и его возможные реакции (умение образовывать новые навыки и способность сохранять уже полученные социально регулируемые инстинкты) для приспособления к среде, иными словами, — это организованная и относительно устойчивая система навыков.

Выше мы рассмотрели теории личности, которые, на наш взгляд, позволяют особенно хорошо понять человека и его поведение. Мы видим, что различные теории личности позволяют взглянуть на человека с разных точек зрения. Зачем это нужно? Лучше понимая другого человека, проще прогнозировать его поведение, проще общаться, наконец, проще добиваться своего, зная, на чем сделать акцент, где можно настоять на своем, а где лучше отступить.

Также необходимо отметить вклад российских ученых в изучение и понимание проблем личности. В отечественной психологии существует четыре ведущие теории личности:

  • 1) теория отношений (А. Ф. Лазурский, В. М. Мясищев);
  • 2) теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев);
  • 3) теория общения (Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, К. А. Абульханова-Славская);
  • 4) теория установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили).

Более подробно с данными концепциями можно ознакомиться самостоятельно.

  • [1] Цит. по: Зиглер Д., Хьел Л. Теории личности.
  • [2] Цит. по: Зиглер Д" Хьел Л. Теории личности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой