Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы и современные условия развития культурного туризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурные достопримечательности вошли в список шест, обязательных для посещения", иначе говоря, их посещение приобрело черты ритуала, закрепляющего распространение этого действия в качестве социальной нормы, «правила туристского поведения». Например, по оценкам, три четверти туристов в Европе посещают культурные достопримечательности, включая тех, кто не связывает свое путешествие с намерением… Читать ещё >

Факторы и современные условия развития культурного туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примерно до 80-х годов прошлого столетия культурный туризм рассматривался как относительно небольшая ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направлением массовой туристской активности. Всемирная туристская организация оценивала масштабы этой деятельности в 2007 г. на уровне 40%[1] от всего числа поездок (в 1995 г. — 37%), а её ежегодный рост — на уровне 15%.

Считается, что несколько видов радикальных изменений привели к резкому росту туристской деятельности. Это:

  • • Развитие транспортной инфраструктуры.
  • • Развитие и расширяющаяся доступность телекоммуникационных технологий.
  • • Рост доходов населения.
  • • Повышение значения досуга как средства социальной стратификации общества в постиндустриальном обществе.
  • • Глобализация экономики, сопровождающаяся активным «деловым» обменом идеями, технологиями (в т. ч. потребительскими), ценностями.
  • • Завершение «холодной» войны и другие политические события, приведшие к устранению или ослаблению визовых барьеров туризма.

Туризм расширяет ареал своей деятельности за счет повышения доступности и досягаемости туристских объектов в результате развития транспортных средств в сочетании с широкой информатизацией. Досягаемость многих аттрактивных туристских объектов, которая сложилась в последние десятилетия, обусловлена, в частности, быстрым развитием транспорта, в т. ч. специализированного туристского, делающего возможным посещение самых удаленных и неприступных уголков нашей планеты без нанесения ущерба окружающей среде.

Развитие транспортных услуг в сочетании с широкой информатизацией создают возможность четко увязывать маршруты по времени пребывания в точках пересадок, в местах временного проживания туристов, делать туристские программы более выверенными и насыщенными. Это, в свою очередь, дает возможность разрабатывать максимально удобные для пользователя маршруты. Таким образом, потенциальные туристские объекты становятся не просто досягаемыми отдельным энтузиастам, но и реально доступными достаточно широким слоям путешественников, позволяя экономно расходовать их ограниченные ресурсы, в том числе временные, физические, психологические, финансовые.

Это происходит на фоне того, что всё больше людей могут позволить себе путешествия, поскольку рост их доходов одновременно сопровождается относительным снижением цен на туристские услуги, вызванной острой конкуренцией в туристской индустрии. С другой стороны, «стиль жизни» как комбинация характеристик трудовой и досуговой деятельности заменяет профессиональную позицию в трудовой сфере в качестве основы для формирования социального статуса человека. Соответственно, нарастает процесс «профессионализации» в досуговой деятельности и повышается значение формирования своеобразной «карьеры» в потребительской сфере. Туризм предоставляет широкие возможности для реализации этого процесса.

Реакция на глобализационные процессы, ведущие к унификации стиля жизни и обеспечивающих его товаров и услуг в мировом масштабе, обусловливает рост значения локальных и региональных систем ценностей. Региональная и местная культура предоставляют эффективные средства для идентификации отличительных характеристик территорий и населяющих их людей.

Названные общие условия развития туризма распространяются и на культурный туризм. Однако на развитие культурного туризма существенное влияние оказывают и другие факторы, как со стороны спроса, так и со стороны предложения услуг, обусловленные современными характеристиками социально-экономического развития территорий разного ранга, трудовой и потребительской деятельности населения и туризма как отрасли бизнеса.

Со стороны предложения:

1. Рост числа и разнообразия культурных достопримечательностей. Этот фактор действует по нескольким направлениям.

Во-первых, интенсивно осуществляются инвестиции в формирование культурных объектов. Это объясняется тем, что последние предназначены для повышения привлекательности данного места не только (иногда даже не столько) для посещения туристами, сколько для жизни и работы местных жителей, для обеспечения разнообразия их деятельности в условиях повышения значения досуга и гедонистической (ориентированной на получение удовольствия) концепции жизнедеятельности и тем самым — для успешной конкуренции с другими местностями по поводу привлечения инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Собственный театр, галерея, исторический музей и т. п. становятся атрибутом местной гордости и престижа (и борьбы за местную власть). Привлечение туристов зачастую становится побочной, но необходимой составной частью реализации таких проектов, поскольку местная аудитория слишком мала.

Во-вторых, завершение этапа индустриального развития привело многие территории к необходимости радикальных изменений в профиле своей экономической деятельности для создания рабочих мест и на этой основе поддержания стандартов социального развития. Ответом на вызовы постиндустриальной экономики стало развитие так называемых творческих культурных индустрий (которые помимо традиционных культурных услуг включают различные направления художественноприкладного творчества и его тиражирования и распространения, например: ремёсла, мода, дизайн, звукозаписывающие студии, книгои антикварная торговля и т. д.). Культурные индустрии рассматриваются сегодня в качестве важнейшего катализатора как экономического развития городов, так и культурного обновления, которое нашло выражение в движении возрождения городов через культуру[2].

В-третьих, расширение состава объектов, определяемых сегодня как культурные, в частности, за счет вовлечения в сферу культурного потребления объектов, отражающих производственную и бытовую традицию (а не только «высокие» образцы культурного наследия и современного искусства). Поиски утраченных корней стимулируют сохранение и использование в качестве культурных достопримечательностей тех атрибутов культуры, с которыми исторически связано формирование национальной, региональной или местной самобытности, уходящей под натиском постиндустриальной экономики и глобализационных унифицирующих процессов.

В результате, рост числа культурных достопримечательностей за.

  • 20 лет конца XX — начала XXI в. по оценкам составил более чем 100%.
  • 2. Распространение государственной региональной и национальной, а также межи надгосударственных форм поддержки и стимулирования культурного туризма, в том числе путём финансирования сохранения культурных артефактов и реализации крупных культурных проектов. Так, Совет Европы активно способствует развитию культурного туризма как средства распространения европейской культуры.
  • 3. Растущая доступность информации о культурном развитии и достопримечательностях в условиях тотального распространения современных технологий. Виртуальное знакомство с культурными достопримечательностями, давая людям новые разнообразные информацию и образы, одновременно и постоянно стимулирует их на личное присутствие, на посещение новых туристских объектов.
  • 4. Новые и более совершенные коммуникационные технологии (как транспортные, так и информационные) создают возможность дифференциации туристских продуктов в расчете на узкие сегменты рынка, которые становятся в ценовом отношении конкурентспособными с массовым, стандартизированным туристским предложением.

Со стороны спроса:

  • 1. В условиях глобализации и сопровождающей её унификации стилей жизни культурные достопримечательности (культурное наследие и текущие культурные процессы) служат важным средством идентификации (этнической, национальной, конфессиональной, культурной), с одной стороны, и обеспечения культурного разнообразия — с другой. Именно в рамках культурного туризма развивается туризм, ориентированный на интересы национальных, конфессиональных и сексуальных и других субкультурных меньшинств.
  • 2. В связи с ускорившимся темпом жизни, когда на глазах одного поколения кардинально меняется уклад жизни, увеличивается число людей, «не поспевающих» за изменениями, испытывающими дискомфорт в современных условиях, или сожалеющих об утрате корней, прерывании традиций. Растущая по остроте и по количеству испытывающих её людей ностальгия по прошлому стимулирует посещение мест, для одних создающих условия для «эмоционального» отдыха, поскольку сохранили черты и/или ассоциируются с приятными жизненными воспоминаниями, для других — являющихся формой поддержания связей с традициями, подпитки «корней».
  • 3. Современный этап постиндустриального потребления, характеризующийся насыщением спроса на материальные продукты и разнообразные услуги, сопровождается «голодом» на ощущения и эмоции. С другой стороны, в современном мире люди испытывают постоянные стрессы (на работе, на транспорте, в быту) и ищут возможность отдохнуть и развлечься, а если и обучаться, то «играючи». Культура как никакая другая сфера обладает зрелищно-развлекательным потенциалом и предоставляет широкие и разнообразные возможности для реализации соответствующих запросов современного потребителя.
  • 4. Растёт символическая (знаковая) ценность туризма для дифференциации статусной позиции. Упомянутая насыщенность спроса на материальные продукты и услуги приводит к утрате ими значения для дифференциации статусной (общественной и индивидуальной) позиции; на первый план выступает символическая знаковая ценность, символизирующая успех, принадлежность к той или иной социальной группе, образ жизни, идеологические пристрастия, персональные качества. Демонстративность туристского потребления требует уникальности, актуальной в контексте индивидуальных целей туристов.

Культурный туризм в силу разнообразия своей ресурсной базы создаёт многочисленные возможности для формирования символического образа самого потребителя (как личности и как члена той или иной социально-демографической, статусной, национально-конфессиональной, потребительской и т. д. группы).

5. Широкомасштабный отказ от традиционного ежегодного (обычно летнего) продолжительного отпуска в пользу нескольких более коротких по срокам, но более частых перерывов в работе, которое считается одним из последствий и признаков наблюдаемого тренда размывания границ времени труда и досуга[3]. В таком формате организации отдыха существенным аргументом поездки становится возможность отделить короткие дни досуга от обычного течения времени. Важным критерием выбора профиля и места туристской деятельности становится насыщенность впечатлений, которые могут служить своеобразными «метками», позволяющими отделить досуг от работы, отпуск — от повседневного течения жизни; а, кроме того, субъективно увеличивают продолжительность короткого периода отдыха. Культурный туризм в разнообразии своих видов, ресурсов и форм предоставляет широкие возможности для получения ярких запоминающихся впечатлений и становится все более привлекательным направлением туристской деятельности.

6. Повышение значения в постиндустриальном обществе досуга (а не работы) как средства самореализации приводит к изменению функциональной характеристики досуговой деятельности в целом и туристской, в частности: приоритетным в досуге становится возможность личного развития и раскрепощение творческой энергии. Однако, дисбаланс между работой и досугом в повседневной жизни (не только в распределении времени, но физических и психологических ресурсов человека) для многих людей, испытывающих растущее с каждым годом давление в трудовой сфере, приводит к тому, что потребности личного развития удовлетворяются во время отпуска, праздников и выходных. Именно на это время в основном приходится потребление культурных услуг и занятия хобби[4][5].

Именно культурный туризм становится важным средством саморазвития, особенно, в отношении творческого самовыражения, где он занимает доминирующие позиции в системе различных видов туризма.

7. Культурные достопримечательности вошли в список шест, обязательных для посещения", иначе говоря, их посещение приобрело черты ритуала, закрепляющего распространение этого действия в качестве социальной нормы, «правила туристского поведения». Например, по оценкам, три четверти туристов в Европе посещают культурные достопримечательности, включая тех, кто не связывает свое путешествие с намерением удовлетворить интересы в сфере культуры. По другим оценкам, порядка 30% европейских туристских дестинаций выбираются для посещения из-за присутствия там объектов культурного наследия, а с учетом значимых культурных событий и фестивалей эта цифра возрастает до 45−50%[6].

В связи с этим, можно отметить, что культурные достопримечательности не столько действительно привлекают посетителей, сколько служат средством фокусирования активности туристов и тем самым оружием в конкурентной борьбе между туристскими дестинациями.

8. С ростом искушенности туристов растет их неудовлетворенность обезличенным стандартным туристским предложением, не учитывающим индивидуальных запросов и поэтому не обеспечивающим получения эмоционально ярких, надолго запоминающихся и значимых по смыслу впечатлений. Современный турист предъявляет спрос на получение уникального опыта, в высокой степени ориентированного на его индивидуальные возможности, способности и потребность в творческом самовыражении своей индивидуальности.

  • [1], А The impact of culture on tourism/ OECD. — 2009. — P. 26. www.cm.gov.lv/images. .OECD_Tourism_CuIture.pdf
  • [2] Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянчини Ф. Возрождение городов через куль-туру. — СПб.: Нотабене, 1999.
  • [3] '* С одной стороны, усиливающаяся борьба за сохранение рабочего места и/илиулучшение профессиональной позиции приводит к необходимости увеличения трудовых усилий прямо и косвенно (например, за счет профессионального самообразования в номинально свободное от работы время). С другой стороны, распространениесовременных информационно-телекоммуникационных технологий приводит к организации офисов на дому, где рабочее и свободное от работы время могут переплетаться весьма причудливо.
  • [4] Как показывают исследования, 40% культурного потребления имеет место во времяотпусков и праздничных дней (Cultural Tourism: Making it work for you. A New Strategy for Cultural Tourism in Ireland. — http://www.aoifeonline.com/uplds/cultural-tourism.pdf
  • [5] Richards G. Cultural tourists or a culture of tourism? The European cultural tourism market// Innovations in Cultural Tourism: Proceedings of the 5th ATLAS International Conference, Rethymnon, Crete, 1998. — 2001.
  • [6] Linty P. European cultural tourism networkhttp://www.culturaltourism.net/cardiff2005ECTNPPaolo2.pdf
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой