Виды культурного туризма
Материальные и нематериальные результаты в новационных областях культурного производства — культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т. д.). Материальная культура (артефакты) — материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д… Читать ещё >
Виды культурного туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ресурсная база культурного туризма
Культурный продукт для туризма — это благо, предоставляемое в виде деятельности в культурной сфере или материально-вещных условий потребления историко-культурных, национально-культурных, социально-культурных ценностей, повышающее туристскую привлекательность дестинации или отдельных культурных достопримечательностей.
Как видно, продукт для культурного туризма, базируется на ресурсах особого рода — культурных достопримечательностях и туристских практиках.
Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:
Собственно культурные достопримечательности
— объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре:
. Охватывают:
- — материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
- — материальные и нематериальные результаты в новационных областях культурного производства — культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т. д.)
- — повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.
- • Отражают не только прошлые достижения (культурное и историческое наследие), но и современные культурные процессы и их результаты.
. Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т. п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т. п.) представление.
Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии (табл. 2.1).
- • Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:
- — культурное наследие,
- — современная (традиционная и новационная) культура.
Таблица 2.1.
Ресурсы культурного туризма.
Критерии. | Виды ресурсов. | ||||||
Время формирования. | Наследие. | Современная (традиционная и новационная) культура. | |||||
Форма существования. | Стационарные[1] культурные достопримечательности. | Культурные события. | |||||
Культурный базис. | Материальная культура. (артефакты). | Нематериальная культура. | Живая культура. | ||||
«Уровень». культуры. | Высокая культура. | Популярная. (в т. ч. массовая) культура. | |||||
Включённость туристских потоков в освоение культурной среды. | Объекты общемирового значения. | Достояние смешанного пользования туристами и местным населением. | Объекты, в основном используемые местным населением. | ||||
Функции культурного объекта. | Познавательные. | Развлекательные. | |||||
Фактор производства турпродукта. | Реальные. | Симулятивные. | Технологические. | ||||
Форма потребления. | Получение систематизированной информации. (изучение). | Получение запрограммированных культурных впечатлений. | Конструирование впечатлений через собственную деятельность. |
- • Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:
- — стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт — организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
- — культурные события (культурно-исторические и художественноисполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.
- • Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:
- — материальная культура (артефакты) — материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
- — нематериальная культура — творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т. п.), её процессы и нематериальные продукты,
- — живая культура — традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни. Отражает и воспроизводит способы совместной жизнедеятельности, обычаи, привычки, вкусы и пристрастия (в области гастрономии, обустройства дома, одежды), эмоциональные и психологические стереотипы в повседневной жизни населения, складывающиеся под воздействием специфических идеальных образов и духовных ценностей данной территориальной общности.
- • Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:
- — высокая культура (искусство) — жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
- — популярная/массовгя культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем). К массовой культуре можно отнести, в частности, историкоразвлекательные центры, которые широко распространены на Западе.
- [1] }| От латинского слова БСапопализ-стоячий, неподвижный): 1. Неизменный, постоянный, неподвижный (стационарное состояние). 2. Расположенный на постоянном месте, не передвижной.