Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Французское Просвещение. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная задача общественного договора, считал Руссо, состоит в отыскании такой формы объединения людей, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Общественный договор, согласно Руссо, должен гарантировать гражданскую свободу и право собственности, основанной на личном труде… Читать ещё >

Французское Просвещение. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хотя идеи Просвещения зародились первоначально в Англии еще в конце XVII в., наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции, где просветители стали «властителями дум» и, по выражению Ф. Энгельса, «просвещали головы для приближающейся революции»[1]. Философия Просвещения с наибольшей полнотой отражала состояние и содержание массового общественного сознания и формировала его.

Особенности французского Просвещения

Помимо общих идей, присущих Просвещению в целом, французское Просвещение характеризуется политическим радикализмом и антиклерикализмом.

Не только в советской, но и в европейской историкофилософской литературе философия Просвещения рассматривалась и до сих пор иногда рассматривается главным образом как идеологическое обоснование Великой французской революции. И для этого имеются все основания.

На протяжении десятилетий французские просветители подвергали беспощадной критике все институты традиционного общества: монархию, сословную структуру общества, церковь, сложившуюся систему воспитания. По сути дела они вели идеологическую подготовку к радикальному слому социальных структур, унаследованных от феодального прошлого. Они провозглашали новые социальные идеалы, главным из которых была свобода.

Главной идеологической опорой феодальных общественных отношений во Франции была католическая церковь. Французские просветители в отношении к религии занимали разные позиции: одни из них придерживались деизма (Вольтер, Руссо), другие — атеизма (Гольбах, Ламетри). Но и те и другие были антиклерикалами (от греч. ??? — против и лат. clericalis — церковный), яростно боролись против католической церкви как социального института. Борьбу с религией и церковью просветители рассматривали в качестве центральной задачи, основного звена всей идеологической и политической деятельности. К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права» заметил, что «Критика религии — предпосылка всякой другой критики». Разрушение сложившегося общества невозможно без разрушения его духовных основ, каковыми являлось христианство. Борьба с католической церковью перерастала в борьбу с религией, которая вызывала у просветителей ненависть на эмоциональном уровне.

Философские идеи французского Просвещения

На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Франсуа-Мари де Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтера (1694−1778) и Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескье (1689−1755). Они заложили основы французского Просвещения и были его лидерами до конца 1740-х гг., затем на сцену вышло новое поколение просветителей.

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Дени Дидро (1713−1784), идеолог «третьего сословия» Жан Жак Руссо (1712−1778), философы и ученые, стоявшие на позициях материализма: Этьен Боноде Кондильяк (1715−1780), Жюльен Оффре де Ламетри (1709−1751), Жан Д’Аламбер (1717−1783), Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723−1789) и Клод Адриан Гельвеций (1715−1771). В отличие от представителей раннего Просвещения, стоявших на позициях деизма, представители позднего были последовательными материалистами и атеистами.

Первым мыслителем, употребившим слово «просвещение», был Вольтер, крупнейший представитель старшего поколения просветителей, признанный вождь французского Просвещения. Его творчество отличается необычайной многосторонностью: романы, драмы, поэзия, памфлеты, статьи.

Можно ли назвать Вольтера философом только на том основании, что он занимался критикой религии, высмеивал то, что он считал предрассудками, просвещал монархов? Следует признать, что оригинальных идей в области философии он не развил. Философия его интересовала только в практическом приложении. Философское наследие Вольтера составляют статьи по философии, изданные под заглавием «Карманный философский словарь». Основным жанром творчества Вольтера был философский роман. Творчество Вольтера можно отнести к философской публицистике. Отметим, что в любом жанре литературного творчества Вольтер оставался воинствующим публицистом.

Важнейшая черта мировоззрения Вольтера — антиклерикализм. Приведем некоторые мысли Вольтера относительно церкви и духовенства, ставшие афоризмами.

  • • С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.
  • • Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.
  • • Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея.
  • • Христианская религия — это сеть, которой мошенники опутывали глупцов более семнадцати веков, и кинжал, которым фанатически убивали своих братьев более четырнадцати столетий.

Каковы, по Вольтеру, истоки официальной религии? Это — невежество, фанатизм и обман, которые церковники распространяют с корыстными целями. Он считал, что христианская религия основана на переплетении «самых пошлых обманов, сочиненных подлейшей сволочью». Стиль критики религии, заметим, отнюдь не философский.

Но борьба против церкви, духовенства и религий «откровения» не привела его к атеизму. Отвергая господствующие религии, апеллирующие к откровению и чудесам, он признавал в то же время необходимость веры в Бога: «Идея Бога необходима, как законы. Это узда». С одной стороны, «узда» религии может быть единственным средством сдерживания произвола и беззакония самовластных правителей в отношении населения. С другой стороны, социальным низам, бедным и неимущим «узда» религии нужна для того, чтобы внушить им мысль о недозволенности посягательств на частную собственность состоятельных людей. Без религии чернь станет, по выражению Вольтера, только «разбойничьей ордой». Именно религия, согласно Вольтеру, помогает держать массы в повиновении.

Полемика Вольтера по вопросам религии носила двоякую направленность. Будучи непримиримо враждебен церкви и христианству, он возражает вместе с тем и против атеизма, который для него также неприемлем. Позиция Вольтера в отношении атеизма следующая: верить в Бога невозможно, но не верить в него — абсурдно.

В противовес атеизму Вольтер придерживался деизма (от лат. deus — бог) — учения, согласно которому Бог создает мир, дает ему законы и больше не принимает участия в развитии мира. Бог Вольтера не творит мира из ничего.

Он является лишь перводвигателем и законодателем природы. Выполнив эту функцию, он не вмешивается более в жизнь природы и общества.

Известная фраза Вольтера " Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать" означает, что нравственность в обществе не может существовать без допущения Бога. Зло в мире существует, но не по причине того, что Бог его создал таким, а в силу естественных законов. Бог не вмешивается в текущие события и потому не ответствен за то, что сейчас происходит. Нравственное же зло исходит из людского неразумия и злой воли, поэтому за него Бог также не отвечает.

Вольтер был одним из основателей философии истории. Он считал, что человеческая история направлена в сторону прогресса в области знаний и культуры, хотя прогресс может прерываться, чередуясь с эпохами упадка. Но, тем не менее, история человечества показывает, что прогресс существует. Вольтер отвергал разделение народов на «исторические» и «неисторические». Он считал, что каждый народ при мудрых правителях в соответствующих условиях способен создать высокоразвитую цивилизацию. Общественный строй, по Вольтеру, определяется системой законов, а она творится законодателями. И все исторические действия людей определяются в конечном счете мнениями. Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он находился на службе у Фридриха И, переписывался с Екатериной II. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства, духа свободомыслия, пафоса ниспровержения авторитетов, иронии.

Социальное неравенство Вольтер считал вечным законом жизни и был достаточно низкого мнения об умственных способностях народа: «Когда быдло берется рассуждать — все пропало». В своих замечаниях на полях трактата Руссо «О причинах неравенства между людьми» он называл пропагандируемые Руссо идеи социального равенства философией оборванца, желающего, чтобы бедные ограбили богатых. Равенство, по мнению Вольтера, есть вещь самая естественная и в то же время химера.

Вольтер считал, что общество можно и нужно усовершенствовать на основах разума.

Вместе с Вольтером век французского Просвещения открыл Монтескье. Его первым серьезным литературным произведением был философский роман «Персидские письма» — злая сатира на политический режим, на быт и нравы высшего общества Франции.

В историю социально-философской мысли Монтескье вошел благодаря трактату «Дух законов», в котором дается стройный свод юридических понятий того времени, исследуются происхождение и функции различных форм правления, разрабатывается концепция географического детерминизма.

В полном согласии с просветительской установкой закон определяется им как создание разума. Законы подразделяются на естественные — неизменные, созданные Высшим разумом, и на общественные — несовершенные и изменчивые, созданные законодателями.

Законодатель, согласно Монтескье, не может поступать по своему произволу. Он должен учитывать всевозможные условия, при которых складывается историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы.

К этим условиям относятся: природа страны, величина территории, принятая правительственная система, религия, быт и нравы народа.

Отношения законов ко всем этим условиям и составляет дух законов.

Монтескье поставил перед собой задачу проследить на конкретных исторических примерах зависимость законов от условий, в которых они издаются и принимаются народами, указать законодателям на эту зависимость, чтобы они могли издавать законы, «дух» которых соответствовал бы наиболее совершенным образцам государственного строя.

Все существующие формы правления Монтескье разделял на три вида: республику, монархию и деспотию. Рассматривая условия, при которых возникает та или иная форма правления, он устанавливает тесную зависимость ее от природных условий страны, разрабатывая тем самым концепцию географического детерминизма.

Свое исследование роли географической среды Монтескье начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Он резко противопоставлял друг другу северные и южные пароды, определяя противоположность их характера резким различием климатических условий, в которых люди живут. Холодный климат определяет такие качества народов Севера, под которыми подразумевались европейцы, как энергичность, воинственность, храбрость, выносливость, любовь к свободе. Почему у южных народов отсутствуют эти качества? Климат такой, что расслабляет умственные способности и вызывает желание впасть в нирвану[2]. Большое влияние на политическое устройство народа, наряду с климатом, оказывают и почва, и размер территории.

В результате взаимодействия природных и социальных факторов образуется общий дух народа, которому должен следовать законодатель.

Отметим, что географический детерминизм в дальнейшем послужил одним из теоретических источников такой науки, как геополитика.

Демократическое крыло французского Просвещения было представлено Ж.-Ж. Руссо. В центре его внимании — социальные проблемы, главная из которых — социальное неравенство и пути его преодоления. В виде требований, носящих общечеловеческий характер, он впервые отчетливо сформулировал буржуазно-демократические требования равенства.

Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве. Из богатства возникают праздность и роскошь, которые ведут к развращению нравов. Освящающей неравенство цивилизации Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей. Но откуда произошло неравенство? Этой проблеме посвящена работа «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» .

Руссо различал следующие виды неравенства: физическое, имущественное и политическое неравенство.

Первая ступень неравенства, обусловленная природой человека и вследствие этого неустранимая, была связана с физическим неравенством, проистекающим из разницы в возрасте, здоровье и т. д.

Далее в ходе исторического развития при переходе от «естественного состояния» к цивилизации появляется политическое и имущественное неравенство.

Изобретение орудий, переход к оседлому образу жизни, обработка металлов и земледелие привели к возникновению частной собственности. Ближайшими последствиями появления частной собственности Руссо считал противоположность интересов людей, конкуренцию, стремление к обогащению за счет других. Возникшее гражданское общество стало ареной самой ожесточенной борьбы. Появилось деление на богатых и бедных, возникло право собственности.

Вторая ступень неравенства возникает вместе с появлением государства в результате соглашения. Государственные законы окончательно закрепили частную собственность и обрекли большинство людей на тяжкий труд и нищету. Государство добавило к имущественному неравенству неравенство между властвующими и подвластными.

Третьей ступенью общественного неравенства был переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе. Правители, которые вначале служили государству, стали смотреть на себя как на его собственников. Деспотизм узаконил деление на господ и рабов, но даже господа не были защищены законами от деспотической власти. На этой высшей ступени неравенства люди опять становятся равными в том смысле, что перед деспотом каждый из них становится ничем (равенство в рабстве, как сказал задолго до него Платон).

Главное произведение Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического Права» — начинается словами: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они»[3].

Основная задача общественного договора, считал Руссо, состоит в отыскании такой формы объединения людей, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Общественный договор, согласно Руссо, должен гарантировать гражданскую свободу и право собственности, основанной на личном труде. Учение об общественном договоре служит основанием учения о демократии. Требование народного суверенитета — основа политической доктрины Руссо. Власть в государстве всегда и везде должна принадлежать пароду. Если правительство, которое призвано выполнять волю народа, нарушает ее, то оно заслуживает насильственного свержения.

Мировоззрение Руссо в целом носило деистический характер: он выступал как против официальной религии, так и против материализма и атеизма, считая, что Бог и материя представляют собой два извечно существующих начала. Одно из них (Бог) активно и обладает способностью комбинирования и изменения существующего, другое (материя) — пассивно и является объектом этих изменений. Но Бог не создавал материи и не может ее уничтожить. Двойственный характер носит и природа человека: она содержит в себе материальное и духовное начало — тело и душу.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Социально-политические и философские взгляды Руссо определили характер его педагогической концепции, изложенной им в книге «Эмиль, или О воспитании» .

В основе педагогической концепции французского просветителя лежало требование естественного воспитания, воспитания свободной и цельной человеческой личности, не скованной феодальными предрассудками. Отбрасывая сословные привилегии, провозглашая равенство всех людей, он выдвигал в качестве важнейшей задачи воспитание человека и гражданина, подготовку его к жизни, развитие в нем честности, самостоятельности, активности, требовал глубокого уважения к личности воспитуемого. Педагогические идеи Руссо оказали большое влияние на Песталоцци и других деятелей педагогической науки. Заметим, что, будучи теоретиком воспитания, сам Руссо воспитанием не занимался, а своих пятерых детей отдал в приют.

Учение Руссо стало мощной идейной силой, способствовавшей подготовке французской буржуазной революции. Оно явилось одной из идеологических предпосылок якобинской диктатуры. Политические идеи Руссо нашли наиболее полное преломление в радикальнейшей из буржуазных конституций — конституции 1793 г., в которой в соответствии с доктриной Руссо якобинцы декларировали принцип народного суверенитета и право народа на революцию.

Французский материализм был первой формой материализма, опиравшегося в своих выводах на естествознание, представленного механикой Ньютона, показавшей к тому времени эффективность своих представлений о мире и своей методологии. Механика стала символом науки вообще и вполне закономерно, что одной из господствующих форм, которую приняла тогда философия, был механистический материализм. Его подходы и принципы во многом оказались отражением успехов механики и механицизма. Механистический взгляд французскими материалистами был распространен на природу в целом, включая человека.

  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 16.
  • [2] См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 350.
  • [3] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического Права. URL: log-in.ru/books/ob-obshestvennom-dogovorerusso-zhan-zhak-filosofiya.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой