Научно-техническая интеллигенция и ее социокультурная роль в информационно-технологическом обществе России
Диссертация
Для исследования функционирования интеллигенции как специфической социальной группы, ее роли в регулировании социального развития и в поиске общественного согласия, ее политической активности и современных особенностей ее воспроизводства, а также для решения современной проблемы самоопределения интеллигенции (прежде всего, путем анализа и критики ее исторического опыта) проводились, например… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. 1. Основные теоретические подходы к анализу научно-технической интеллигенции
- 1. 2. Место, роль и функции научно-технической интеллигенции в культуре информационно-технологического общества России
- ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- 2. 1. Специфика деятельности научно-технической интеллигенции в условиях технологической революции
- 2. 2. Модель личности представителя научно-технической интеллигенции как инструмент совершенствования высшего технического образования
Список литературы
- Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество: Система государственной поддержки научно-технической деятельности: Опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 284 с.
- Авирам А. Проблемы гуманизации высшего образования. // Высшее образование в Европе. 1991. -№ 3. — с. 31−46.
- Аитов H.A. Проблемы социально-классовой структуры советского общества. Саратов, 1982. — 312 с.
- Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 256 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.-412 с.
- Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. — JL: Изд-во ЛГУ, 1970. 150 с.
- Андреева Г. М. Образование новых кадров интеллигенции в ходе строительства социализма в СССР. // Марксистская и буржуазная социология сегодня. М.: Наука, 1976. — с. 221−235.
- Арон П. Опиум интеллигенции. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1965. -378 с.
- Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1998. — Т.2. Теория и методология. Словарь. — 594 с.
- Балашов Н.И. Русская интеллигенция в ее классическом виде как важный субъект формирования живой культуры России XIX XX вв. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. — М.: Наука, 1999. -с. 230−243.
- Баранников В. Русская интеллигенция: родовая миссия. // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — с. 86−94.
- Бардин И.П. Жизнь инженера. Новосибирск, 1939.-178 с.
- Бачинин В.А. Интеллигентность категория нравственная. — М.: Мысль, 1985.- 168 с.
- Бек У. От индустриального общества к обществу риска / Пер. А. Д. Ковалева // THESIS. 1994. — № 5. — с. 161−168.
- Беленкова O.A., Шаммазов A.M. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе. // Высшее образование в России. 1998. — № 1.- с. 26−29.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Иноземцев B.JI. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999.-856 с.
- Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск: Приволжское книжное изд-во (Ульяновское отделение), 1970. — 352 с.
- Бердяев H.A. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции. // Новый град. Париж. — 1938. -№ 13. — с. 5−11.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Прогресс, 1992. — 267 с.
- Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда. // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. 4-е изд. — М., 1909 г. — с. 15−31.
- Бикбулатова А.Р. Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции: Автореферат дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. — Уфа: Изд-во БашГУ, 2001. 21 с.
- Блок А. Соч. в 2 т. М.: Художественная лит-ра, 1955. — Т. 2. — 316 с.
- Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция. // Рус. мысль. — 1904. — № 12. С. 79−87.
- Болотин И., Березовский А. Кадры современной высшей школы. // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — с. 22−27.
- Булатов В.П., Шаповалов Е. А. Наука и инженерная деятельность. JL, 1984.-311 с.
- Булгаев В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза. // Высшее образование в России. — 1998. — № 1. — с. 9−13.
- Булгаков С.Н. Соч. в 2 т. М.: Наука, 1993. — Т.2. — 412 с.
- Василевская Н.В. Формирование производственно-технической интеллигенции БССР: 1921−1941 гг. -Мн.: Наука и техника, 1986. — 263 с.
- Верже Ж. Прототипы. История средневекового университета. // Aima mater.-1992.-№ 1.-с. 28−47.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Политиздат, 1988.-312 с.
- Виргинский B.C., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.-288 с.
- Власова В.Б. Размышления на заданную тему. // Невостребованные возможности русского духа: Сб. статей. / Отв. ред. В. Б. Власова. М.: ИНФРА-М, 1994.-с. 3−16.
- Водопьянова Е. Инженерное сообщество: Мировой опыт, постсоветская реальность. // Свободная мысль. 1996. — № 12. — с. 70−79.
- Войнович В. Совесть народа? // Культура. — 1992. — 12 дек. с. 3−4.
- Вольфсон С.Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория. — М., Л., 1926.-202 с.
- Боровский В.В. Сочинения: в 2 т. Л., 1935. -Т.2. — 315 с.
- Воронин A.A. Техника как коммуникационная стратегия. // Вопросыtфилософии. 1997. — № 5. — с. 96−106.
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. // Aima mater. 1999. — № 3. — с. 26−30.
- Галаган А.И. Инженерное образование в развитых зарубежных странах на пороге XXI в. // Известия вузов. Машиностроение. — 1995. № 4−6. — с. 16−17.
- Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового. // Вестник Башкирского ун-та. 1997. -№ 1. — с. 23−29.
- Галицких Е. Интеллигентность — основа становления будущего педагога. // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — с. 79−85.
- Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. — М.: Наука, 1999.-с. 5−14.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1977. — Т. З: Философия духа. — 549 с.
- Гельман 3. Узкий специалист это нонсенс. // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — с. 3 7−42.
- Герцен А.И. Собрание соч. в 30 т. М., 1959. — Т. 16.- 217 с.
- Гершензон М. Творческое самосознание. // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. 4-е изд. — М., 1909 г. — с. 82−95.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М.: Прогресс, 1993. — 276 с.
- Гидценс Э. Судьба, риск и безопасность / Пер. С. П. Баньковской // THESIS. 1994. -№ 5. — с. 119 — 125.
- Гиргинов Г. Наука и творчество: Пер. с болгарского О. И. Попова. — М.: Изд-во «Прогресс», 1979. 365 с.
- Гордин Я. Мыслящие восстали на умственный подвиг. // Знание сила. -1988.-№ 6.-С. 68−73.
- Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. — 176 с.
- Горохов В.Г. Научно-технические дисциплины, инженерная деятельность и проектирование (Проблемы развития и исследования). // Философские науки.-1989.-№ 3.-с. 18−22.
- Горохов В.Г. Становление профессии инженера. // Вестник высшей школы. 1986. — № 7. — с. 65−68.
- Гохберг Л., Ковалева Н. Подготовка управленческих кадров в сфере инновационного менеджмента. // Человек и труд. — 2001. — № 5. — с. 19−23.
- Грамши А. Избранные произведения. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1959.-Т. 3.-576 с.
- Грачев Р. Интеллигенции больше нет. // Звезда. 1994. — № 2. — с. 176.
- Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни. // Финансовые известия. 1996.-Вып. 54.-№ 183.-е. 17.
- Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь. // Свободная мысль. — 1999.-№ 5.-с. 55−65.
- Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия М. Вебера). // Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. — с. 736−770.
- Дмитриевский В.И. Художественная интеллигенция и власть: роли, маски, репутации. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т.Б. Кня-зевская. М.: Наука, 1999. — с. 298−326.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 127 с.
- Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. — с. 241−242.
- Дышлевый П.С., Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности (фило-софско-методологические проблемы). — Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1986.-212 с.
- Егоров Б.Ф. Интеллигенция и массовая культура. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Е. Князевская. М.: Наука, 1999. — с. 208 215.
- Ерасов B.C. Социальная культурология: Учебное пособие. М.: Аспект-Проесс, 2000.-487с.
- Жидков B.C. Российская интеллигенция, большевизм, революция. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1999.-с. 272−298.
- Жуганов A.B. Молодой специалист: путь к творческой зрелости. — М.: Наука, 1987.-185 с.
- Захаров И.В., Ляхович Е. С. Миссия университетов в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. — 240 с.
- Зиновкина М. Креативная технология образования. // Высшее образование в России.- 1999.-№ 3.-с. 101−104.
- Зиновкина М.М., Подкатилин A.B. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. Азбука ТРИЗ. Практический курс. — М.: МГИУ, 1987. 279 с.
- Иванов А. Интеллигент это кто? // Книжное обозрение. — 1992. — 13 мар. -с. 3.
- Иванов Б.И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. JL: Изд-во «Наука», 1977. — 365 с.
- Иванов В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей. // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — с. 32−36.
- Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социс. -1999.-№ 1. — с. 32−40.
- Иванова А. Как аттестовать творчество. // Высшее образование в России. 1998.-№ 3.-с. 49−56.
- Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли: в 2 т. — 4-е изд.- Спб., 1914.-Т.2.-376 с.
- Ильин И.А. О русской интеллигенции. // Русский колокол. 1927. — № 2. -с. 1−11.
- Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества. М.: «Academia» -«Наука», 1998−267 с.
- Интеллигенция и власть: Материалы «круглого стола» // Полис. 1993. -№ 3. — с. 12−32.
- Интеллигенция и народ: Материалы «круглого стола». // Философские науки. 1990. — № 7. — с. 48−64.
- Иоселиани А. Стратегии рефлексии техносферы. // Свободная мысль. — 1999.-№ 5.-с. 34−43.
- Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций. / Под редакцией к.х.н. М. В. Хотулевой. М.: Эколайн, 1998.-235 с.
- Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 287 с.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 405 с.
- Карапетян Р.О. Становление и развитие интеллигенции как особого социального слоя. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 147 с.
- Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция. // Вопросы философии. -1998.-№ 3.-е. 3−17.
- Карпов В.В., Катханов М. К. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., Спб., 1992. -123 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 354 с.
- Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. // Мир России. -2000. № 1. — с. 4−15.
- Кизима С. Интернет в России: влияние на социальную стратификацию. // Материалы междисциплинарного семинара «Виртуальная коммуникация в сети Интернет». М., 1999. — с. 58−68.
- Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России по материалам конференции «Инженерное образование как ключевой фактор социально-экономического развития». // Высшее образование в России. — 1993. № 2.-с. 5−13.
- Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. 4-е изд. — М., 1909 г. — с. 88−97.
- Ключевский В.О. Мысли об интеллигенции. // Слово.— 1993.- № 5−6, — с. 2−5.
- Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга. // Высшее образование в России. 1996. -№ 3. — с. 18−26.
- Коган JI.H., Чернявская Г. Интеллигенция. — Екатеринбург: УГТУ, 1996. -67 с.
- Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции. В кн.: «Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. — М.: Наука, 1999.-с. 149−208.
- Концепция развития высшего образования в Российской Федерации Разраб. под руков. Б. С. Митина, В. Ф. Мануйлова. // Высшее образование в России. 1993. — № 2. — с. 37−50.
- Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. — М.: Изд-во «Прогресс», 1997.-315 с.
- Корнилов И. Инженерное дело в России. // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — с. 130−139.
- Корнилов И. система подготовки инженеров: социологический ракурс. // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — с.79−87.
- Корнилов И. Философия техники П.К. Энгельмейера. // САПР и графика.-2003.-№ 2.-с. 10−16.
- Коссов Б., Крупнов А. Гуманизация системообразующий фактор. // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — с. 73−76.
- Кохановский В.П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 448 с.
- Кочетков Г. Роль и место российского инженера в инновационной экономике. // Человек и труд. 2001. — № 2. — с. 38−44.
- Кравец A.C. Социокультурная ниша науки. // Физика в системе культуры. / Отв. ред. Ю. В. Сачков. М.: ИФРАН, 1996. — с. 5−21.
- Красинец Е., Тюрюканова Е. Интеллектуальная миграция. // Экономист. 1999. — № 3. — с. 65−71.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. / Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 2000. — 511с.
- Крыштановская O.B. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. — М.: Наука, 1989. 203 с.
- Кугель С.А., Никандров О. М. Молодые инженеры. М., 1971. — 206 с.
- Кулагин A.C. Комсомол и молодая научно-техническая интеллигенция. // История СССР. М.: Наука, 1968. — № 5. — с. 3−13.
- Курлов А.Б. Технический вуз: социальные проблемы развития в новых условиях. Уфа: УГАТУ, 1995. — 287 с.
- Куценко О. Общество неравных. Харьков, 2000. — 378 с.
- Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения: в 2 т. -М., 1965.-Т. 2. -381 с.
- Левичева В.Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности. // Социологические исследования. — 2001. № 3. — с. 57−61.
- Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Мысль, 1871. — 366 с.
- Лекторский В. Идеалы и реальность гуманизма. // Вопросы философии. 1994.-№ 6.-с. 15−20.
- Ленин В.И. Идеология контрреволюционного либерализма. — М.: Политиздат, 1950.-98 с.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1951. — Т. 5, 6.
- Ленк X. Размышления о современной технике: Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. М.: Аспект-Пресс, 1996. -183 с.
- Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: в 2 т. М., 1985. — Т.2. — 377 с.
- Лихачев Д.С. Агрессивность «бездуховности». // Лит. газета. — 1990. 3 мая. — с. 3−5.
- Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Наука, 1983. — 273 с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 406 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 176. — 144 с.
- Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 1814). -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1997. — 252 с.
- Луман Н. Понятие риска / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова. // THESIS. — 1994.-№ 5.-С. 143−151.
- Луначарский A.B. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М.: Новая Москва, 1924. — 75 с.
- Ляхович Е.С. Гуманизация высшего образования: социально-философский аспект проблемы. // Современная высшая школа. -1991. -№ 3. -с. 18−27.
- Мамардашвили М. Интеллигенция в современном обществе. // М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1990. — с. 334−342.
- Мангейм К. Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. Ч. 2. — М.: Мысль, 1993- 250 с.
- Мангутов И.С. Инженер: Социолого-экономический очерк. М.: Советская Россия, 1976. — 221 с.
- Мансуров В.А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. / Отв. ред. В. И. Иванов. М.: Наука, 1981. — 180 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Мысль, 1996. — 234 с.
- Межуев В.М. Интеллигенция и демократия. // Свободная мысль. -1992.-№ 16.-е. 34−47.
- Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Мысль, 1991. — 497 с.
- Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии.-1991.-№ 1. — с. 109−141.
- Михайловский H.K. Полное собр. соч. в ДО т. Спб., 1909. — Т. 5−6. -603 с.
- Михалкович В. Власть как художник. // Художник и власть. М., 1992. -с. 88−129.
- Мосова P.A. Возрастание роли научно-технической интеллигенции в техническом прогрессе. // Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1971.-е. 130−142.
- Надель С.Н. Научно-техническая интеллигенция в современном буржуазном обществе. М.: Наука, 1971. — 193 с.
- Наука в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2002.-126 с.
- Наука и культура: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 1998. — № 10. — с. 3−38.
- Научные организации (справка). // Отечественные записки. 2002. — № 7.-с. 35−36.
- Никитаев В. О гуманитарном знании в инженерной деятельности: К постановке проблемы. // Высшее образование в России. 1996. 2. — с. 8796.
- Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции. // Из глубины: сб. статей об интеллигенции и революции. — М.: Мысль, 1961. — с. 251 268.
- Новейший философский словарь. / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.
- Новикова Л. И, Сиземская И. Н. Время «Вех»: к истокам дискуссии. // Философские науки. — 1991. № 6. — с. 64−70.
- Новикова Л.И., Сиземская И. Н. «Вехи» как опыт самоопределения русской интеллигенции. // Невостребованные возможности русского духа: Сб. статей. / Отв. ред. В. Б. Власова. М.: ИНФРА-М, 1994. — с. 16−39.
- Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. — 285 с.
- Образование в конце XX в.: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 1992. — № 9. с. з20.
- Общероссийский классификатор: Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды: OK 016−94. M., 1995. — 126 с.
- Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер: Учебное пособие. Уфа: Изд-во уфимского нефт. ин-та, 1992. — 119 с.
- Орешников И.М. Философия науки и техники: Учебное пособие. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. 127 с.
- Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. 147 с.
- Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике. // Вопросы философии. -1993.-№ 10.-с. 32−68.
- Пайпс Р. Россия при старом режиме. — М.: Мысль. 415 с.
- Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998. — 278 с.
- Петров В.М. Социокультурная динамика и функции интеллигенции. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. — М.: Наука, 1999.-с. 90−108.
- Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. Гуманитарная среда в инженерном вузе. // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — с. 48−50.
- Петухов М.А. Научные основы профессионально-технологического обучения специальным предметам. / Под науч. ред. А. П. Беляевой. — Спб- Ульяновск, 200. 157 с.
- Пигров К.С., Яценко JI.B. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. — с. 37−64.
- Подосинов A.B., Козлова Г. Г., Глухов A.A. Lingua Latina: Латинско-русский словарь. -М.: Флинта, Наука, 1998. 323 с.
- Поздняков A.B. Проблемы глобальной и региональной экологии, экономики и политики. // Экология России. М., 1993. — с. 70−83.
- Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998. — 210 с.
- Покровский Н.Е. Прощай, интеллигенция. // На перепутье (Новые вехи). -М.: Логос, 1999.-с. 151−169.
- Полторак С.Н. Миф о посреднических функциях интеллигенции в разрешении социально-политических конфликтов. // История Петербурга. -2001.-№ 2.-с. 16−17.
- Порус В.Н. Как выйти из кризиса духовного производства? // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. / Отв. ред. И. П. Меркулов.-М.: ИФРАН, 1993.-с. 159−180.
- Посреднические функции интеллигенции в формировании гражданского общества: Материалы «круглого стола» Всероссийской конференции «Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России». — Екатеринбург: УГТУ, 2000. 107 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
- Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. Мн.: ООО «Этоним», 1995. — 384 с.
- Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. — 304 с.
- Рац М. Интеллигенты или интеллектуалы? // Книжное обозрение. — 1995.-30 янв. с. 2−3.
- Розин В.М. Некоторые особенности современного развития техники: от традиционного познания и социального действия к нетрадиционному. // В. Г. Горохов, В. М. Розин. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998.-с. 171−211.
- Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии. 1996. — № 3. — с. 19−29.
- Розин В.М. Философия техники: Учебное пособие для вузов. — М.: NOTA BENE, 2001. 456 с.
- Роик В. Профессиональный риск: проблемы анализа и управления. // Человек и труд. 2003. — № 3. — с. 45−51.
- Ростовцева Д. Социологический анализ процесса формирования виртуального сообщества. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2001. — 278 с.
- Савельева О. Российская наука: положение серьезное, но слухи о смерти преувеличены. // Интеллектуальная собственность. — 1999. — № 5. — с. 4448.
- Самченко В.Н. Современная интеллигенция и ее социальные задачи // Интеллигенция в системе социально-классовой структуры. — Кемерово. — Вып. 1,1991.-с. 32−45.
- Синявский А. Интеллигенция продается. Это уже было (Из последнего публичного выступления А. Д. Синявского в России) // Общая газета. 1997. — 27 февр. — 5 мар., № 8 (127). — с. 2−3.
- Система подготовки инженерных кадров в вузе. / Руководитель авт. коллектива Г. И. Денисенко. К.: Вища шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1987. — 197 с.
- Смеляков Л.Я. Об интеллигенции и интеллигентности. М., 1990. — 213 с.
- Смирнов Н. Какие требования предъявляет жизнь инженеру. // Инженерный работник. 1925. — № 2. — с. 50−55.
- Смолян Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М., 1997. — 312 с.
- Соколов К.Б. Мифы об интеллигенции и историческая реальность. // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. — М.: Наука, 1999.-с. 149−208.
- Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ. / Под ред. Е. М. Бабосова. — Мн.: Наука и техника, 1989. 198 с.
- Соколова Г. Н., Агеева Л. А. Инженерно-техническая интеллигенция и ускорение НТП. // Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция. / Л. А. Агеева, Т. И. Адуло, Е. М. Бабосов и др. — Мн.: Наука и техника, 1988. с. 87−103.
- Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 235 с.
- Солженицын А.И. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1995. — Т. 3. — 291с.
- Соскин B. J1. Ленин, революция, интеллигенция. — Новосибирск: Наука, 1973.-108 с.
- Старжинский В.П. Гуманитаризация инженерного образования. -Минск, 1993.-106 с.
- Степанов Ю.С. «Жрец» нарекись, и знаменуйся: «Жертва» (К понятию «интеллигенция» в истории российского менталитета). // Русская интеллигенция. История и судьба. / Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1999. — с. 1444.
- Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избр. соц.-филос. публицистика. -М.: ИНФРА-М, 1996. 176 с.
- Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учебное пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995. — 384 с.
- Степун Ф.А. Мысли о России. // Новый мир. 1991. — № 6. — с. 230−247.
- Струве П.Б. Интеллигенция и революция. // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. 4-е изд. — М., 1909 г. — с. 156−174.
- Судьбы русской интеллигенции: материалы дискуссий 1923−1925 гг./ Отв. ред. В. Л. Соскин. Новосибирск: Наука, 1991. — 123 с.
- Талызина Н.В., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. В. Пути разработки профилей специалиста. — Саратов, 1987. — 243 с.
- Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям. // Новости искусственного интеллекта. -1996. № 4. — с. 40−84.
- Титов В.И. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки. // Социс. 1999. — № 8. — с. 62−68.
- Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М., Л., 1934. — Т. 46. — 247 с.
- Тоффлер О. Третья волна: Пер. с англ. / О. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 776 с.
- Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-398 с.
- Туган-Барановский М. И. Интеллигенция и социализм. // Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. — М.: Наука, 1993.-е. 211−231.
- Тулинов К.Н. Информационно-технологическая культура (социально-философский анализ): Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. филос. наук. Уфа, 2000. — 25 с.
- Успенский В.Б. Педагогическая направленность — стержневое качество личности будущего учителя. // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: Межвузовский тематический сборник. — Ярославль: Ярославский гос. ун-т., 1993. с. 27−31.
- Файзуллин Ф.С., Сулейманов М. Н., Курлов А. Б. Профессиализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. — М.-Уфа, 1990. — 144 с.
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». М.: ИНФРА-М, 2001. — 38 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: ИНФРА-М, 2002. — 43 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». // Российская газета. 1993. — 29 авг. — с. 3.
- Федоров И. О концепции инженерного образования. // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — с. 3−6.
- Федотов Г. П. О России и русской философской культуре. М., 1990. -503 с.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. Спб., 1991. — Т. 1. — 243 с.
- Федотов Г. П. Февраль и октябрь. // Искусство кино. 1990. — № 7. — с. 15−22.
- Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М.: Наука, 1972. -471 с.
- Филатов В.П. Наука и научное сообщество в период «культурной революции». // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. / Отв. ред. И. П. Меркулов. -М.: ИФРАН, 1993. с. 141−159.
- Филиппов Ф.Р. Изменения в социальном облике и составе советской интеллигенции. // Проблемы развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше. М.: Наука, 1976. — с. 136−154.
- Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 576 с.
- Фихте И.Г. Соч.: В 2 т. СПб., 1993. -Т.1.-542 с.
- Флоренский П.А. Соч: в 3 т. М.: Мысль, 1990. — Т.2. — 348 с.
- Фомин О.Н. Социально-политические отношения в реформируемой России. // Образование и общество. 2000. — № 4. — с. 15−27.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сб. типовых методик. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. — 112 с.
- Франк С.Л. Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции). // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. -4-е изд. -М., 1909 г. с. 175−210.
- Фролов К.В. Техническое образование и социальный прогресс. // Высшее образование в России. 1993. — № 2. — с. 14−18.
- Фромм Э. Революция надежды. Спб.: «Ювента», 1999. — 254 с.
- Фундаментальные исследования в вузах: состояние, проблемы организации и финансирования: Отчет Центра социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования (Москва, 1997 г.). //
- Справочно-информационное издание МО РФ «Вестник образования». 2000. -№ 7.-с. 30−34.
- Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.-с. 135−159.
- Хайруллин Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. — Уфа, 1998.-218 с.
- Хесле В. Философия и экология: Пер. с нем. М.: Наука, 1993. — 204 с.
- Чаплыгина С.Г. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. — М., 1979. 153 с.
- Черткова E.JI. Научный разум и гуманистические ценности. // Философия науки. Вып. 5: Философия науки в поисках новых путей. / Отв. ред. И. Т. Касавин, В. Н. Порус. — М.: ИФРАН, 1999. — с. 118−126.
- Чехов А.П. Собр. соч. в 12 т.-М., 1957.-Т. 11.-388 с.
- Шаповалов Е.А. Общество и инженер. JL, 1984. — 253 с.
- Шарден Т. Феномен человека: Пер. с фр. H.A. Садовского. — М.: Прогресс, 1965.-296 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987.-Т.1.-480 с.
- Ширяев JI.A. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект. Уфа: УГАТУ, 1997. — 218 с.
- Ширяев JI.A. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества: Издательство Уральск, ун-та, 1990.-266 с.
- Шмидт С.О. К истории слова «интеллигенция». // Россия, Запад, Восток: встречные течения К 100-летию со дня рождения академика М. П. Алексеева. Спб., 1996. — с. 409−417.
- Шубин В.И., Пашков Ф. Е. Культура. Техника. Образование: Учеб. пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999. — 458 с.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие общества к новой России. М., 1993 .-318с.
- Эйдельман Н.Я. Почему я не пессимист: заметки об интеллигенции. // Московские новости. 1987. — № 47. — с. 16.
- Эллюль Ж. Технологический блеф. // Философские науки. 1991. — № 9.-с. 160−178.
- Юдин Б.Г. Социальный генезис советской науки. // Вопросы философии.-1990.-№ 12.-с. 16−32.
- Янг К. С. Диагноз: интернет-зависимость. // Мир Internet. — 2000. — № 2. -с. 24−29.
- Ясперс К. Современная техника. // Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание, 1986. — с. 119−146.
- Billington J.H. The intelligentsia and the religion of humanity. // The American Historical Review, 1960. July. Vol. 65, № 4. — pp. 807−821.
- Galbreith J.K. Economics and the Social Purpose. Boston, 1973. — 302 p.
- Glassman James K. Intelligentsia Bankrupt. // IC’s special report on the Clinton/Starr Files. New Yorker. — Oct. 5. — 1998. — pp. 57−60.
- Gouldner A.W. The Future of Intellectuals and the Rise of the New Class. // Social Stratification/ Class, Race, and Gender in Sociological Perspective. / Ed. by D. Grusky. Westview Press, 1994. — 790 p.
- Hornby A.S., Cowie A.P. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1982. — Vol. 1.-570 p.
- Human Development Report 1999. Oxford University Press 1999. — 127 p.
- King S. A. Internet gambling and pornography: illustrative examples of the psychological consequences of communication anarchy. // CyberPsychology and Behavior. 1999. — Vol 2,3. — pp. 175−184.
- Liff S. et al. Gateways to the virtual society: innovation for social inclusion. //Technology in Society. 1996. — Vol. 18. — No. 2. — pp. 219−230.
- Pollard A.P. The Russian intelligentsia: the mind of Russia. // California Slavie Studies. Berkley- Los Angeles, 1964. Vol. 3. — pp. 1−32.
- Scolimowski H. Freedom, Responsibility and the Information Society. // Vital Speeches 50.-№ 16 (June 1, 1984).-pp. 495−504.
- The Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by G. Marshall.-Oxford, N.Y.: Oxford Univer. Press, 1996. 527 p.
- Veblen T. The engineers and the Price System. Viking, 1921. — 211 p.