Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Алгоритм научного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная глава по своей сути открывает раздел, посвященный содержанию и последовательности проведения научного исследования. Независимо от вида исследования перед его исполнителем или авторским коллективом неизбежно встают вопросы: с чего начать исследование? в какой последовательности действовать? какой из этапов является наиболее сложным и в чем состоят его трудности? как распределять имеющееся… Читать ещё >

Алгоритм научного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общий алгоритм проведения научного исследования

Если путь твой к познанию мира ведет, Как бы ни был он долог и труден — вперед.

Фирдоуси

Данная глава по своей сути открывает раздел, посвященный содержанию и последовательности проведения научного исследования. Независимо от вида исследования перед его исполнителем или авторским коллективом неизбежно встают вопросы: с чего начать исследование? в какой последовательности действовать? какой из этапов является наиболее сложным и в чем состоят его трудности? как распределять имеющееся время и выделенные ресурсы? Чтобы ответить на них, рассмотрим алгоритм научного исследования.

Общий алгоритм проведения исследования — понятие в достаточной степени условное. Различные исследователи, в зависимости от собственных предпочтений, могут по-разному интерпретировать те или иные его этапы, изменять их последовательность, переходить к определенному этапу, перескакивая через несколько предшествующих шагов. Понимая под алгоритмом совокупность предписаний, определяющих порядок действий исследователя для достижения стоящей перед ним цели, рассмотрим его, прежде всего, с позиции логики получения исследователем нового научного знания, а также с позиции методологической — для удобства изучения сущности и содержания каждого шага добывания новых научных данных.

В самом общем виде алгоритм проведения научного исследования включает в себя следующие этапы:

  • 1. Обнаружение, фиксация и формализация научного факта, постановка научных вопросов, вызванных научным фактом.
  • 2. Выбор направления и темы исследования (их уяснение и осмысление, если они были заданы), обоснование актуальности темы.
  • 3. Сбор необходимой вторичной научной информации, поиск, предварительное изучение и анализ литературных и других источников по теме исследования, определение уровня разработанности темы исследования.
  • 4. Определение объекта и предмета исследования, установление его границ.
  • 5. Анализ вторичной информации, формулирование цели и задач исследования, постановка научной проблемы, если обнаружен некий пробел в научных знаниях, а метод разрешения противоречия неизвестен, либо формулирование научной задачи, если известен хотя бы один из методов ее решения; выдвижение оснований, допущений и ограничений.
  • 6. Планирование выполнения научно-исследовательской работы.
  • 7. Определение основного противоречия и частных научных задач, решение которых позволит разрешить его в целом, установление путей и методов разрешения противоречия.
  • 8. Получение первичной информации, ее анализ, установление основных закономерностей.
  • 9. Выдвижение научных идей, постановка научной гипотезы (нескольких рабочих гипотез) и эвристичного, креативного (прогнозируемого) научного результата.
  • 10. Поиск пути решения проблемы (задачи), выбор методов (методики) проведения исследования.
  • 11. Проверка, подтверждение или опровержение гипотезы, при необходимости разработка новой гипотезы и ее последующее подтверждение.
  • 12. Проверка полученного результата на устойчивость и разработка новой (уточнение существующей) научной теории.
  • 13. Фиксация научных знаний, описание процесса исследования, подготовка проекта отчета о проведенном научном исследовании.
  • 14. Публичное обсуждение результатов исследования и оценка полученного эффекта (эффективности).
  • 15. Завершение оформления отчета и его утверждение (получение заключения).
  • 16. Внедрение результатов исследования в практику.

Этот алгоритм не претендует на строгость. Например, этап планирования может осуществляться после этапа выбора методов исследования. Оценка эффективности полученных научных результатов может быть выполнена после их внедрения, а само внедрение может начаться уже в ходе исследования по мере появления промежуточных результатов. Последнее характерно для диссертационных работ, в которых практическое использование теоретических положений должно быть выполнено до оформления диссертации.

Вместе с тем принципиальное содержание приведенного алгоритма может быть рекомендовано в качестве ориентира действий исследователя.

В литературе, посвященной научным исследованиям, можно встретить различную периодизацию их осуществления. Одна из самых кратких и весьма известных, приписываемая М. Фарадею, гласит: «То work, to finish, to publish» — «Работай, завершай исследование, публикуй результаты».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой