Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии и методы управления конфликтной ситуацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, для поддержания комфортной профессиональной среды и благоприятной атмосферы на занятиях педагогу необходимо своевременно управлять конфликтами и осуществлять их профилактику. В связи с этим для разрешения конфликтов ему необходимо использовать разнообразные технологии: учебные игры и обучающие тренинги, консультирование, беседы и переговоры. В реальной жизни нс так просто выяснить… Читать ещё >

Технологии и методы управления конфликтной ситуацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В образовательном процессе регулирование конфликта предполагает устранение противоречий между участниками взаимодействия. Как уже отмечалось в других главах, педагогу необходимо выполнять роли фасилитатора, медиатора или консультанта. Фасилитатор — специалист по сопровождению групповых процессов, обучающий сотрудничеству; это человек (педагог или лидер команды), контролирующий ход работы, дискуссию в группе и обеспечивающий соблюдение правил и процедур. Он организует включение и активное взаимодействие участников между собой. Это позволяет всем сконцентрироваться на целях и содержании деятельности. Работа в команде, несомненно, связана с тревожностью, порой с личным риском участников группы, экспериментированием и столкновениями (конфликт мнений), что требует создания атмосферы взаимного доверия, понимания и конфиденциальности, оказания помощи и эмоциональной поддержки участникам. Кроме того, фасилитатор помогает команде начать конструктивное взаимодействие с учетом существующих разных точек зрения и индивидуальной активности каждого, фактически регулируя конфликтную ситуацию и обучая сотрудничеству.

Практика показывает, что на социально-психологический климат учебной группы и на репутацию участников конфликтной ситуации позитивно влияет разрешение конфликта, т. е. совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликтов в процессе взаимодействия, в зависимости от их степени сложности и длительности, предполагает использование активности обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение позиций самих оппонентов, которые они отстаивали. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения участников к его объекту или друг к другу. Известно, что силовое подавление конфликта может привести человека к использованию скрытых способов неприятия своего положения. Такими скрытыми способами являются рестрикционизм (ограничение, сдерживание), т. е. удержание норм поведения и деятельности на уровне, устраивающем обучаемого («Как делал, так и буду делать»), и саботаж, который бывает пассивным, позволяющим использовать слабые места в деятельности педагога, и активным, когда трудности на занятиях и снижение качества деятельности создаются обучаемыми намеренно. При использовании межличностных методов разрешения конфликтных ситуаций обычно выделяют две основные стратегии поведения:

  • 1. Партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей второй конфликтующей стороны, поиск согласия и приумножения общих интересов;
  • 2. Напористость — реализация собственных интересов, достижение собственных целей.

В реальной жизни нс так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения. К. У. Томас и Р. X. Килменн разработали стратегии поведения в конфликтной ситуации, выбор которых зависит от обстоятельств. Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

  • 1) конкуренция, или соперничество;
  • 2) сотрудничество;
  • 3) компромисс;
  • 4) приспособление;
  • 5) игнорирование или уклонение, которые помогают выбрать свой собственный стиль разрешения конфликта.

Таким образом, для поддержания комфортной профессиональной среды и благоприятной атмосферы на занятиях педагогу необходимо своевременно управлять конфликтами и осуществлять их профилактику. В связи с этим для разрешения конфликтов ему необходимо использовать разнообразные технологии: учебные игры и обучающие тренинги, консультирование, беседы и переговоры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой