Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сознание, мышление и интеллект

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кант считал, что идеи эмпиризма можно обнаружить уже в философии Аристотеля, а рационализма — у Платона. Однако резкое размежевание между сторонниками эмпиризма и рационализма произошло только в XVII—XVIII вв. Одним из первых в защиту эмпирических методов исследования в Новое время, когда закладывались основы экспериментального естествознания, выступил английский философ Ф. Бэкон. Он не только… Читать ещё >

Сознание, мышление и интеллект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сознание, как отмечено выше, есть такая форма отображения действительности, которая свойственна только людям и непосредственно связана с членораздельной речью. Оно выражается в целенаправленной деятельности по обобщению и мысленному построению планов действий и предвидению их результатов. Все эти особенности дают возможность человеку регулировать свои отношения с окружающим миром и тем самым контролировать свое поведение.

Сознание и самосознание. Самое важное отличие сознания человека от психики животных заключается в том, что в ходе исторической эволюции он выделил себя из царства животных. В результате этого человек получил возможность объединить в единое целое все предшествующие формы психического отражения и дополнить их такими специфическими человеческими качествами, как воля, логическая и смысловая память, воображение и другие. Именно такой целостной и единой формой отражения действительности является человеческое сознание. Хотя сознание принадлежит только человеку как субъекту, но содержанием его сознания служит весь мир, все свойства и отношения, с которыми он связан в процессе своей практической и теоретической деятельности. Поэтому сознание можно рассматривать как субъективный образ объективного мира.

Субъективность является существенной характеристикой сознания, ибо без субъекта не существует даже элементарных форм сознания. Благодаря этому человек стал не только познавать внешний мир, но и осознавать себя, а тем самым приобрел способность к самопознанию. Эта способность открыла ему широкие возможности для самоанализа и самоконтроля своих действий.

Когда рассматривают отношение между сознанием и мышлением, то обращают внимание, прежде всего, на то, что мышление представляет собой высшую форму отображения действительности с помощью рациональных, т. е. основывающихся на разуме средств и методов познания, таких, как понятия, законы и теории. Однако мышление не может функционировать без опоры на такие формы и методы чувственного и эмпирического познания, как наблюдение, научный эксперимент, опыт и практика. Поэтому противопоставление рационального теоретического познания чувственному эмпирическому познанию лишено всяких оснований. Точно также нельзя противопоставлять мышление сознанию, поскольку с эволюционной точки зрения мышление представляет собой наиболее развитую и сложную ступень в эволюции сознания. Конечно, в рамках процесса познания можно и нужно различать чувственно-эмпирическую и рационально-теоретическую ступени познания, но их, эти последовательные ступени общего процесса познания, не следует противопоставлять друг другу. Именно из такого противопоставления возникли многочисленные споры между эмпиристами и рационалистами о роли опыта и разума в познании действительности.

Кант считал, что идеи эмпиризма можно обнаружить уже в философии Аристотеля, а рационализма — у Платона. Однако резкое размежевание между сторонниками эмпиризма и рационализма произошло только в XVII—XVIII вв. Одним из первых в защиту эмпирических методов исследования в Новое время, когда закладывались основы экспериментального естествознания, выступил английский философ Ф. Бэкон. Он не только подверг критике прежние схоластические и чисто умозрительные методы изучения природы, но и создал новую индуктивную логику, с помощью правил которой надеялся открыть новые истины о природе. Хотя эти правила можно было применить только для установления простейших взаимосвязей и законов между непосредственно наблюдаемыми явлениями, тем не менее, они способствовали дальнейшей разработке эмпирических методов исследования и опытному изучению природы. Критические идеи Бэкона получили дальнейшее развитие в трудах таких представителей английского эмпиризма, как Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм, Д. С. Милль. В частности, Локк подверг критике идею о врожденных идеях и утверждал, что душа представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), на которой отпечатываются чувственные впечатления. Против локковского утверждения о том, что в разуме не содержится ничего, кроме того, что содержалось бы в чувствах, Лейбниц справедливо заметил: за исключением самого разума.

В противоположность эмпиризму основоположник рационализма в европейской философии Р. Декарт заявил, что только один разум способен постичь истину. По его мнению, достичь познания вещей без заблуждения позволяют только интуиция и дедукция. Под интуицией он подразумевает такое простое и инстинктивное понятие ясного и внимательного ума, какое не допускает никаких сомнений в познанном. Дедукция же используется для вывода чеголибо достоверно известного. Такая точка зрения в лучшем случае соответствует математическому познанию, в которой результаты интуитивного познания соответствуют аксиомам, а дедуктивные выводы из них — теоремам. Но она не согласуется с познанием в естествознании и социальных науках, где началом постижения истины служат наблюдение, эксперимент и практика. Все это показывает, что ни эмпиризм, ни рационализм, взятые в отдельности, не дают правильного представления о процессе достижения истины в мышлении.

Мышление является важнейшей характеристикой интеллекта, под которым подразумеваются умственные способности человека. Сам этот термин происходит от латинского слова intellektus, что в переводе обозначает разумение или разум и согласуется с термином Ноте sapiens, обозначающего современного человека как разумного. В самом широком смысле слова под интеллектом понимают совокупность всех познавательных функций индивида, начиная от ощущения и восприятия и кончая воображением и мышлением. В узком смысле интеллект нередко отождествляют с мышлением.

Среди основных свойств, характеризующих интеллект как единую систему переработки когнитивной, или познавательной, информации, выделяют три основные. Во-первых, способность к приобретению знаний или обучаемость, во-вторых, способность к применению знаний, которую часто отождествляют с умением решать задачи на основе имеющихся знаний, в-третъих, преобразование знаний, связанное с воображением, интуицией, порождением новых гипотез и другими креативными, или творческими, способностями.

В психологии принято различать вербальный, т. е. связанный со словом интеллект, и невербальный, который зависит непосредственно от задатков личности, от ее генотипа. В отличие от последнего вербальный интеллект непосредственно зависит от воздействия культуры и просвещения. Он формируется в процессе обучения, образования, воспитания и общения. Свое название такой интеллект получил потому, что он предполагает наличие у личности достаточного словарного и понятийного аппарата. Для оценки интеллекта в настоящее время используется способность к мышлению, определяемая коэффициентом интеллекта IQ. Эта способность оценивается не столько запасом знаний, сколько умением решать задачи в виде определенных тестов. Однако такое умение, как и само определение мышления как процесса обработки информации по определенной программе, принятое в кибернетике, оценивает, хотя и важную, но только одну способность интеллекта, оставляя без учета другие его важные особенности. Поэтому многие психологи предлагают не ограничивать оценку интеллекта только умением решать задачи. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, не только тот, который правильно судит, понимает и размышляет, но и может приспосабливаться к жизни. К такому широкому пониманию интеллекта как способности правильно оценивать жизненные ситуации и активно влиять на них, постепенно приходят многие исследователи. Такое понимание не исключает использования современных идей в области теории информации, искусственного интеллекта и технических средств для моделирования и более точной оценки отдельных функций интеллекта.

Литература

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: эволюционное введение в психологию. — М., 2000.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3, 20. — М., 1954.

Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите и охарактеризуйте основные стадии эволюции сознания.
  • 2. Что послужило решающим фактором в возникновении сознания человека?
  • 3. Как появилась членораздельная речь?
  • 4. Какая связь существует между сознательными и бессознательными процессами в психике?
  • 5. Чем отличается самосознание от сознания?
  • 6. В чем заключается различие и взаимосвязь чувственного и рационального познания?
  • 7. Что такое интеллект, и как его можно измерить?
  • 8. Какая связь существует между сознанием, интеллектом и мышлением?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой