Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины возникновения и логика развития российского государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует и иная версия возникновения государств на Руси. Согласно записи, которая была внесена в летопись значительно позже происходивших событий, в 862 г. новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти достойного правителя в чужих землях. Они отправились за море к соседям-варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите… Читать ещё >

Причины возникновения и логика развития российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие российского государства подчиняется общим закономерностям процесса государствообразования. Однако в России они приобретают конкретно-исторические формы, связанные с цивилизационными особенностями. Россия относится к государствам промежуточной цивилизации, в которой культурные традиции Запада и Востока сочетаются неорганично, противоречиво. На различных этапах развития российской государственности западные и восточные ценности попеременно доминируют, что порождает прерывистость, разрывы, отсутствие постепенности в эволюции государства.

Понятие «государство» для гражданина России означает не просто совокупность государственных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями, а нечто большее. Это тот стержень, который долгое время объединял многообразие языков, культур, религий, обычаев, народов на территории двух континентов (Европы и Азии). Если для западного человека государство ассоциировалось с несвободой, принуждением, и поэтому он стремился всячески ограничить его могущество, то в представлении русского человека сильное государство — это цель, смысл, жизнь, объединяющее начало. Только сильное государство в состоянии обеспечить целостность и единство общества, гарантировать необходимый порядок, защитить страну от иноземных нашествий.

Такой образ государства опирался на культуру общества, господствующую в нем систему ценностей, среди которых можно отметить духовность — в противовес материальным ценностям, общинность, соборность (полновластие большинства), державность (государственность), патриотизм, социальную справедливость. Патерналистская модель государства, в которой государство — «заботливый отец», а подданные (граждане) — «благодарные дети», формировалась под влиянием ряда факторов, хотя первоначально логика развития российского государства была больше схожа с западным типом, особенно в период Киевской Руси, нежели с восточным.

Начало государственности у восточнославянских племен относится к VIII—IX вв. н.э., когда происходит переход от присваивающей к производящей экономике, возникает имущественное неравенство. В это время на территории расселения славян возникают города-государства, в которых для организации их жизнедеятельности существовали аппарат управления (народное собрание, совет), городская община, т. е. территориальная организация, объединявшая уже не кровных родственников, а соседей, органы принуждения (дружина во главе с князем).

С XI в. использование металлических орудий труда племенами, общественное разделение труда приводят к выделению ремесленников, купцов, дружинников, городской администрации. В дальнейшем из славянских городов-государств выделяются Новгород, Ладога, Киев, вокруг которых и стала формироваться славянская государственность. Следовательно, внутренние социально-экономические процессы создали предпосылки формирования государственности.

Существует и иная версия возникновения государств на Руси. Согласно записи, которая была внесена в летопись значительно позже происходивших событий, в 862 г. новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти достойного правителя в чужих землях. Они отправились за море к соседям-варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, стал княжить в Новгороде, второй брат (Синеус) — в Белоозсрс, а третий, Трувор, — в Изборскс. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора Рюрик стал полновластным правителем Новгородской земли и основал первую династию русских князей и царей.

Таким образом, российское государство возникло по тем же причинам, что и у других народов: переход от присваивающей к производящей (земледельческой) экономике, использование металлических орудий труда, выделение земледельцев, скотоводов, ремесленников и купцов, появление в результате повышения производительности труда имущественного неравенства и, как следствие, образование классов и государства, примиряющего противоположные интересы общипников-земледельцев.

На развитие российского государства существенное влияние оказали размеры его территории и географическое местоположение. Территория будущего централизованного государства находилась в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере, вдоль Северного Ледовитого океана, простиралась тундра, а на юге — лесостепь, переходящая в степь. Недостаток влаги — дождей в течение двухтрех месяцев часто приводил к засухе. Если в Западной Европе в распоряжении крестьянина было восемь-девять месяцев, благоприятных для сельскохозяйственных работ, то русский крестьянин должен был вырастить и собрать урожай зерна в течение трехчетырех месяцев.

Суровый климат, низкая урожайность, ограниченность крестьянской запашки во многом предопределили коллективные формы ведения хозяйства. Поэтому в России сложились прочные общинные традиции, которые поддерживали помещики и государство. Община олицетворяла для крестьянина общество справедливости, без нее он не мог выжить. Объединить усилия многочисленных общин могло лишь сильное централизованное государство. Огромную роль в формировании российской государственности сыграло принятие христианства. Оно более всего соответствовало сложившемуся укладу жизни крестьянской общины, где интересы общества ставились выше интересов отдельно взятого человека.

Кроме того, наличие значительной территории обусловило экстенсивный путь развития народного хозяйства, т. е. развитие не за счет совершенствования качества орудий труда, культуры производства, а благодаря объединению и наращиванию «живого труда» работников, освоению новых территорий, полезных ископаемых. Расширение территории могло происходить только при наличии сильного государства. Вместе с тем необъятные просторы России всегда манили к себе завоевателей. Достаточно сказать, что в XVI в. русское государство воевало 43 года, в XVII — 48 лет, а в XVIII в. провело в войнах 56 лет. Для защиты границ требовались значительные вооруженные силы и большие расходы на их содержание.

Все эти обстоятельства объясняют формирование в России культа государства, причем государства полицейского типа при слабости или полном отсутствии гражданского общества. На формирование подобной тенденции оказывал влияние 300-летний период нахождения Руси под властью татаро-монгольских завоевателей, что нарушило нормальное развитие российской государственности. В этот период произошло заимствование отдельных элементов государственности у Золотой Орды.

В сознании рядовых общинников государство ассоциировалось с заботливым отцом. В роли «отца» выступал князь, царь, монарх. Их власть обожествлялась, наделялась такими качествами, как справедливость, благочестие, непогрешимость, милосердие, забота о подданных. Государство опиралось на прочный союз монарха и Церкви. Следовательно, в основе абсолютистского характера государственной власти лежит согласие властвующих и подданных. Как справедливо отмечал русский писатель-революционер А. И. Герцен, каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением. От того-то, где бы русский ни жил на огромных просторах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят границу, и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 гг.

По форме государственного устройства Россия к XVII в. стала империей. Все народы, входящие в империю, были носителями государственности, а сама российская империя нс была государством только для русских. Поэтому традиционное для западных империй деление на «метрополию» и «колонии» в России отсутствовало. Российская империя была союзом различных народов, которые объединяло сильное государство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой